Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №21/2008

Архив

Идеи. Работа с классом

В 19-м номере газеты мы знакомили вас с воспитательной программой «Друзья Незнайки», рассчитанной на учеников младшей школы. Сегодняшний материал посвящен использованию ролевых игр в работе с ребятами старшего возраста – с 5-го по 11-й класс. Внеклассная деятельность в форме игры путем создания внутри коллектива своего особенного мира помогает решать организационные задачи весело и изобретательно.

Тамара Мукконен ,
г. Петрозаводск

Осторожно: дети!

Ролевые игры как основа воспитательной работы

Мои учителя

Я верю в то, что все вокруг нас происходит неслучайно: важные встречи с людьми, с учителями, с книгами. В первые годы моей учительской работы мне встретилась книга «Искусство быть другим» Владимира Леви. С тех пор я читаю и перечитываю ее постоянно. Наверное, с этой книги и началось мое самоопределение как учителя. А еще мне часто вспоминаются «изюминки» и открытия моих собственных школьных учителей. Им удавалось так организовать работу на уроке, что время летело незаметно, а знания оставались в голове надолго. Их находки продолжают приносить плоды теперь уже на моих уроках.

Для иллюстрации приведу небольшой фрагмент из книги В.Леви «Искусство быть другим»:

«Вам предстоит работать учителем в средней школе. Роль учителя ясная, определенная, однозначная. Но посмотрите, сколько она содержит в себе ролей скрытых, неявных, к какому множеству других имеет сродство, тяготение:

Есть над чем подумать, не правда ли?.. Есть верхняя и нижняя границы роли «Учитель»….».

Эта книга помогла мне в определении своих главных педагогических ценностей и задач. А вот найти индивидуальный стиль, научиться строить отношения с классом мне вряд ли удалось бы без помощи другой важной для меня книги – «Воспитание игрой» Нелли Аникеевой. Благодаря ей я поняла, насколько успешным инструментом в работе со школьниками может стать игра. Вот несколько ключевых мыслей из этой книги:

«К прямым средствам воздействия относят: приказ, требование, указание, уговаривание, напоминание, совет, подсказку, заключение соглашений и договоров и т. д. и т. п. Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их. Игра – это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание. <…>

Ролевая игра может выступать как игровое общение. Это сюжетные игры типа «магазин», «школа», «больница» и т.д. Здесь главное – не результат, а сам процесс игрового взаимодействия участников. Наконец, ролевая игра может быть использована и как способ организации неигровой деятельности. Например, школьный класс на какое-то время объявляется экипажем космического корабля, вырабатываются «инструкции» по выполнению ряда учебных и других задач. <…>

Люди, прошедшие в школьном детстве через ролевые игры, более подготовлены к творческой деятельности, гибкому и вместе с тем целенаправленному доведению». (Аникеева Н.П. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987.)

Дальнейший характер моих взаимоотношений с учениками складывался под влиянием идеи «воспитания игрой». Вся воспитательная работа в классе мной обычно ведется в виде ролевой игры, то есть косвенного метода воздействия на ребенка.

Как я пришла к ролевым играм

К воспитанию как таковому я отношусь очень осторожно. Я убеждена, что ребенок уже рождается личностью, со своим характером, особенностями. Это такой же взрослый, только в другом обличье. Мнение, что взрослые имеют право одернуть ребенка, показать ему свое превосходство, – глубокое заблуждение.

Очень часто я ощущаю, что окружающие меня дети мудрее меня, терпимее, догадливее, деликатнее, а порой даже старше меня по разуму. Однажды мне представилось, что когда-то давным-давно мы с моими учениками жили на одной планете в непонятном обличье, и я была младше их. Они меня опекали, нянчились со мной. И одна из девочек вдруг сказала: «Пора тебе на планету Земля вот в эту семью. Не переживай, мы с тобой еще встретимся, будем рядом, но… ты нас не узнаешь». Как же не хотелось тогда с ними расставаться!

И вот однажды в одной хорошей семье родилась долгожданная девочка, выросла, стала учителем. Взяла классное руководство в пятом классе. Постепенно стала замечать удивительную особенность: как пройдет она мимо класса, где возятся ее ученики, то будто бы невидимым теплым одеялом ее накроет. Сразу хорошо и легко станет на душе. Вот такой сюжет для фантастического рассказика сам собою сочинился. Но есть в нем своя глубокая правда.

Классные руководители поймут меня. Действительно, к своему классу «присыхаешь» всей душой. В пятницу ждешь – скорей бы понедельник. На уроке проходишь между рядами – сердце щемит. Поэтому, наверное, и работается в радость, и охотно придумывается что-то интересное. А может быть, дело в том, что я в детстве не наигралась, поскольку была очень стеснительной. Отсиживалась в уголке на последней парте, а участвовать в интересных делах выбирали активных, громкоголосых. Но и мне с тоской хотелось того же. Отсюда, вероятно, и система работы с классом сложилась такая, о которой напишу сейчас.

Сейчас даже взрослые с удовольствием вовлекаются в ролевые игры, а ребенку они просто необходимы. Но раньше каждый ребенок мог побывать летом в пионерском лагере, вкусить прелести ролевых игр. А в настоящее время для сельских детей побывать в каком-то лагере – проблема. Поэтому использование ролевых игр в моем классе было с большим увлечением поддержано ребятами.

Ролевая игра нисколько не мешает процессу обучения, даже наоборот – многие проблемы легче решаются в процессе. Но я хочу предупредить, что такой метод работы очень индивидуален. Он ни в коем случае не является руководством к действию. У каждого классного руководителя – свои секреты, свои «изюминки» в общении с классом. И это замечательно!

Все началось с разочарования

Мой первый класс, где я применила игровой метод воздействия, получил название «Кораблик “Дружный”». Команда «корабля» была очень активной до восьмого класса. Потом наступил переходный возраст, ребята отдалились от меня, погрузились в подростковые проблемы. Наступил момент, когда я решила, что наша общая жизнь закончилась. Ничего им не надо, вся эта затея с кораблем и юнгами – просто ерунда.

И вдруг в год выпуска произошло событие, которое утвердило меня в обратном. В мой день рождения пришли парнишки из моего класса, позвали на улицу. Посадили на мотоцикл, украшенный разноцветными шарами, и сделали круг почета по поселку. Подъехали к моему дому. А там, оказывается, весь класс в сборе. Один из учеников в руках держит торт, в нем праздничная свечка горит. Гитары вокруг звучат. Спели мы тогда за чаем все наши песни про кораблик «Дружный», вспомнили все ключевые моменты нашей общей игры. Им действительно было интересно вспоминать – это было видно по их лицам.

Прошли годы, и однажды я получила смс-ку от бывшего ученика: «Знайте, что где-то есть кораблик «Дружный», где все любят Вас…». А когда из армии мне приходили письма от ребят, то в конце письма была нарисована эмблема класса: кораблик и чайки. Кто знает, может быть, в сложные минуты жизни такое теплое воспоминание о школьном детстве спасет их. Хочется в это верить.

Название объединяет класс

Мой самый первый выпуск назывался «Кораблик “Дружный”». Класс, которым я руковожу сейчас, получил имя «Надежда». Название им я давала по принципу: «Как корабль назовешь, так он и поплывет». Во всяком случае, когда у класса появляется единое название, это помогает в воспитательном процессе.

Как появилось новое название? Летом после первого выпуска я думала: «Вот был у меня класс ДРУЖНЫЙ, а что же теперь? Может быть, НАДЕЖНЫЙ, от слова «надежда»? Сидела я тогда весь вечер на кухне, писала, рисовала что-то. В конце концов, зашифровала с помощью ребуса название НАДЕЖДА.

Получилось вот так: НАД ЕЖом ДА

Вот и стало мне понятно, что будут у меня надежные, честные, трудолюбивые, справедливые, умные ЕЖИКИ. А поскольку ежи живут в экологически чистой среде, то и направление воспитательной работы сразу же определилось: исторический туризм и театральная деятельность (обожаю ставить спектакли, делать видеоролики, организовывать концерты). Мои нынешние семиклассники сходили уже со мной в десятки походов: пешком, на лыжах, на велосипедах. Мы обязательно узнаем как можно больше о том месте, где побывали. У нас даже есть своя поговорка в рифму:

«Мы соскучились по запаху костра,
Значит, снова нам в поход идти пора.
Ты мне скажешь наши главные слова,
И от счастья закружится голова:
«Светит незнакомая звезда,
Снова мы оторваны от дома…»

 

Должности в команде

Как только у класса появляется имя и он превращается в команду, то следующий важный момент – это несение трудовой вахты.

В пятом и шестом классах ребята раз в месяц вытягивают патенты на работу.

Ведется примерно такой разговор с ребятами во время первых встреч:

– Давайте подумаем, где мы будем обитать? Что нам нужно и важно, чтобы мы были здоровы. Мы с вами – не бездельники. Каждый из вас должен все знать и уметь.

Итак, у нас есть дивные растения в кабинете. Они растут, выделяют кислород. Мы им дышим. Мы должны ухаживать за ними. Значит, у нас обязательно должны быть друзья природы – цветоводы.

Кстати, однажды ребята, ответственные за полив цветов, предложили сделать фонтанчик, и у нас в классе появился необычный фонтан. А заодно дети познакомились с работой сообщающихся сосудов.

– Мебель беречь надо? Да. Парты и стулья должны быть чистыми. Сюда будут приходить ребята из других классов. А вдруг появятся вредители? Нам в классе необходим сектор порядка.

– Мы, ежики, должны быть ловкими и спортивными. Нам важно хорошо подготовиться к классным и школьным соревнованиям. Пусть позаботятся об этом наши физорги.

– Но силы и спортивной ловкости маловато. Надо еще и умными быть. За учебой в нашем классе будут следить УсиКи.

– Самое главное – контролировать ситуацию в классе. Важно каждый день следить за дисциплиной, знать, кто сегодня дежурит, вовремя сдавать дневники на проверку. Всем должно быть тепло и уютно в коллективе. Об этом пусть заботится хозяин класса – «мэтр».

Тут обычно ученики вытягивают бумажки со жребием, чтобы каждый смог побывать в этой должности. После этого, разбившись на группы, выдвигают кандидатов, а потом в классе проходят выборы.

– Мы должны культурно, интересно отдыхать, готовиться к праздникам, ходить в походы. В этом нам поможет Совет интересных дел.

– В нашем классе должна выходить своя газета. В нее мы сами пишем заметки, стихи, рисунки. Для выпуска газеты нам нужны корреспонденты, художники, библиотекари, которые будут потом ее хранить.

– День Рождения ежика – главный праздник в классе. Его готовят ребята из Совета внимания. Они также вовремя замечают грусть в ребячьих глазах и придумывают, чем можно развеселить того, кому стало плохо.

Выбор поручений

В начале каждой четверти ребята на тематическом классном часе пишут на листах, какую работу они выбирают на четверть. Потом листочки собираются, рассматриваются и объявляются результаты – кому какое дело достанется. В моей практике не было еще ни одного случая, чтобы кто-нибудь отказался от поручения. Никому из них не хочется «ударить в грязь лицом». Прошлый выпуск исполнял поручения вплоть до окончания школы. Это стало для них так же естественно, как ходить на учебные занятия. Мне оставалось только направлять работу отдельных учеников.

В седьмом классе к четвертой четверти я решила, что надо активизировать работу детей, внести что-то новое в воспитательный процесс. На каникулах мы подумали о том, какие еще дела нам необходимо сделать до конца года. Получилось 24 дела (по количеству учеников). Мы с ребятами провели классный час «Мое дело в четверти». В итоге каждому нашлась работа.

После выполнения какого-нибудь поручения на импровизированной стене – ватмане, прикрепленном на стенде, ребята оставляют свое мнение. Я постоянно внушаю им мысль о том, что любую работу мы делаем «вкусно», подходим к процессу творчески.

Каждый ученик должен попробовать себя в различных видах деятельности, воспитать в себе самостоятельность, понять, что ему интересно. Постепенно ребята начинают понимать, какая работа больше всего помогает реализовать себя и развить свои способности. От классного руководителя зависит главное: отметить вклад каждого, поощрять за инициативу, замечать даже незначительные успехи.

Если оказывается слишком много желающих работать в Совете идей, а поливать цветы некому, то некоторые ребята «отправляются в командировку» на недельку. Но никто не делает работу за другого. Внеучебные дела у нас всегда проходят под девизом: «Я – сам, я – сама».

Планирование текущих дел

На каждую неделю у нас планируются общеклассные дела. План вывешивается на видном месте. В конце недели подводятся итоги, ставится отметка о выполнении.

Я взяла себе за правило все предложения ребят, все их идеи рассматривать и обязательно вписывать в сетку дел. На то я и классный руководитель, чтобы подкорректировать даже самую сумбурную идею и направить в нужное русло творческий процесс.

Все недельные планы с комментариями, с плюсами и минусами, начиная с пятого класса хранятся у меня в особой папке. Я их иногда перелистываю. Обычно кто-нибудь из ребят сидит рядом. Мы вспоминаем, смеемся. По ходу сразу появляются новые идеи. Представляю, какой толщины будет эта папка к одиннадцатому классу. Я убеждена, что расписание внеклассных дел так же важно, как и расписание уроков.

Свою задачу как классного руководителя я вижу в том, чтобы определить собственные интересы ребенка, найти возможность преодолеть препятствия, мешающие ему сохранить свое человеческое достоинство, научить их и самой вместе с ними научиться радоваться каждому дню, уметь организовать свой досуг.

В конце учебного года мои семиклассники написали свое мнение о жизни класса. И я увидела, что для каждого из них общая деятельность – источник радости. Что будет дальше – время покажет. Здесь и сейчас они рядом со мной, и мы – вместе!

TopList