Архив
Материалы. Классный час
Мы продолжаем серию публикаций о результатах социологического мониторинга, проведенного в Республике Карелия. Данные, полученные исследователями, могут быть использованы для обсуждения затронутых проблем на классных часах со старшеклассниками в разных регионах. Форма организации таких классных часов может быть различной: дискуссия, работа в группах и др. А если в классе найдутся ученики, которые сумеют провести похожее исследование с одноклассниками (вопросы для анкетирования можно придумать самим), разговор получится не просто интересным, но и актуальным. Он поможет ребятам определить свою гражданскую позицию.
Нина Винокурова ;
Ирина Милюкова ,
Республика Карелия
Республика Карелия
Патриотизм глазами учащейся молодежи
Многообразие точек зрения
В широком смысле слова патриотизм понимается как общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение граждан к своей стране. В жизни это отношение проявляется в сложном комплексе чувств, знаний и ценностных ориентаций, установок и действий, обычно артикулируемых как любовь к Родине. Словарь В. Даля определяет патриота как «любителя Отечества, ревнителя о благе его». Ключевое, удачно найденное в этом определении слово – «ревнитель», т.е. усердный защитник, поборник интересов Родины, – как нельзя более точно определяет суть этого понятия.
Что же понимают под патриотизмом старшеклассники Карелии? Подавляющее большинство уверены, что патриотизм – это, прежде всего, ответственность за судьбу своего Отечества (78%), готовность защищать его интересы (68%) и уважение к культуре и традициям своего народа (67%) (табл. 1).
Таблица 1
Представления старшеклассников Республики Карелия о патриотизме
Как бы Вы определили, что такое патриотизм? |
От числа всех опрошенных % |
От числа ответов % |
это чувство ответственности за судьбу Отечества, стремление трудиться на его благо | 77,75 | 18,46 |
это готовность к защите интересов своего Отечества | 68,16 | 16,19 |
это уважение культуры и традиций своего народа | 66,50 | 15,79 |
это гордость за достижения своей страны и критика ее недостатков | 46,16 | 10,96 |
это готовность пожертвовать личными интересами ради интересов Родины | 43,09 | 10,23 |
это, прежде всего, любовь к своей семье, родным, близким | 37,34 | 8,87 |
это любовь к городу, поселку, в котором в настоящий момент живешь | 35,93 | 8,53 |
это привязанность к месту рождения | 24,68 | 5,86 |
это гуманизм, т.е. любовь ко всему человечеству | 13,81 | 3,28 |
в современном обществе, когда люди начинают ощущать себя «гражданами мира», патриотизм теряет свое значение | 6,14 | 1,46 |
Молодые люди чаще, чем девушки, понимают патриотизм как готовность защищать Родину и жертвовать личными интересами ради ее интересов, а девушки в большей степени рассматривают патриотизм как уважение к культуре своего народа и любовь к своей семье, родным и близким (рис. 1).
Рис. 1. Различия в представлениях юношей и девушек о патриотизме
Надо сказать, что этот вопрос не вызвал у старшеклассников большого затруднения – всего лишь 12 человек (1,5%) не смогли на него ответить. Зато когда в анкете был задан прямой личный вопрос: «Назвали ли бы Вы себя патриотом?», то он застал очень многих врасплох: каждый четвертый (28,6%) затруднился дать на него однозначный ответ либо вовсе оставил его безо всякого ответа. Возможно, это связано с тем, что совсем недавно в нашей стране слово «патриот» носило явно негативный оттенок, а иногда и приравнивалось к слову «националист». Согласились назвать себя патриотами почти две трети (61%) от числа ответивших или немногим больше половины (58%) от числа всех старшеклассников, принявших участие в опросе. Отказался назвать себя патриотом в среднем каждый шестой (15%), среди школьников Петрозаводска – почти каждый пятый (19%).
Следует заметить, что в современной общественно-политической жизни патриотизм – одно из самых неоднозначных понятий. Дело в том, что зачастую власть в зависимости от поставленных целей использует патриотические настроения граждан, наполняя патриотизм в каждом конкретном случае разным идеологическим содержанием. Так, любовь к Родине, к народу, государству можно рассматривать через призму этнических, классовых, гражданских или общегосударственных позиций. Таким образом, патриотизм может использоваться и как средство манипулирования общественным сознанием со стороны национальных, региональных или политических элит. Идеологическое содержание – главное в оценке этого феномена. Среди основных направлений патриотизма, функционирующих сегодня в нашей стране, обычно выделяют:
• государственный патриотизм;
• гражданский патриотизм;
• этнический патриотизм и национал-патриотизм;
• «коcмополитизм» и «либеральный» патриотизм.
Можно сказать, что «государственный патриотизм», при котором любовь и уважение к Родине автоматически подразумевают обязательное уважение и к государственной власти, не нашел широкого распространения у школьников Карелии. Только четверть молодых людей (26%) согласилась с таким пониманием идеологии патриотизма, в то время как две трети (67%) уверены, что настоящий патриот вовсе не обязан априори уважать государственную власть.
Точно так же не нашел поддержки у одиннадцатиклассников и «либеральный патриотизм», при котором любить и защищать можно только ту страну, в которой тебе хорошо. Во всяком случае, лишь 14% опрошенных школьников согласились с суждением, что Родина – это «любое место в мире, где они и их близкие чувствуют себя защищенными» (табл. 2).
Таблица 2
Представления старшеклассников Карелии о Родине
Что Вы считаете своей Родиной? |
От числа опрошенных % |
От числа ответов % |
это вся моя страна – Россия | 72,51 | 27,42 |
это город/поселок, в котором я живу | 48,59 | 18,38 |
это Республика Карелия | 46,16 | 17,46 |
это, прежде всего, мой народ, его история, язык, культура, традиции | 40,79 | 15,43 |
это моя семья, друзья, близкие люди | 35,68 | 13,49 |
это любое место в мире, где я и мои близкие чувствуют себя защищенными | 14,32 | 5,42 |
это вся наша планета, я ощущаю себя «гражданином мира» | 5,5 | 2,08 |
Еще меньшей популярностью пользуется «космополитизм»: по результатам опроса только 6% опрошенных согласились с суждением, что в современном обществе патриотизм теряет свое значение, так как люди начинают ощущать себя «гражданами мира» (табл. 2).
Подавляющее же большинство старшеклассников Карелии придерживаются гражданского понимания патриотизма, связывая его с уважением и любовью к своей стране, к культуре и истории своего народа (табл. 1). В подавляющем большинстве выпускники школ Карелии (73%) ощущают себя, прежде всего, гражданами России (табл. 2). И, кстати, очень гордятся этим: 81% опрошенных школьников полностью согласились с суждением – «Я горжусь тем, что я гражданин России». Почти каждый второй считает Родиной свой город или поселок (49%) и Республику Карелия (46%). Немало ребят связывают понятие Родины со своим народом (41%) или со своей семьей и друзьями (36%), придерживаясь так называемого этнического патриотизма.
Любопытно отметить, что на представления о Родине весьма сильное влияние оказывает место жительства респондента (рис. 2). Среди школьников из районов и особенно – ребят из сельских школ ярко проявляется так называемый «местечковый патриотизм» – понятие Родины более часто увязывается в сознании с тем поселком или городком, в котором живет в данный момент респондент. Жители карельской глубинки в полтора раза чаще школьников Петрозаводска считают Родиной республику Карелия и свою семью. В то же время ребята, живущие в районах, гораздо чаще школьников Петрозаводска гордятся тем, что они – граждане России: в Петрозаводске с этим суждением полностью согласись только 71% опрошенных школьников, в районных же городах – 85%, а в сельских школах – 90%.
Рис. 2. Представления
старшеклассников
о Родине в зависимости от их места жительства
Таким образом, как показывают результаты анкетирования, в понимании сущности патриотизма у большинства старшеклассников преобладает гражданское содержание. Другими словами, патриотизм понимается, прежде всего, как любовь к своему Отечеству и к своему народу, как знание и уважение его истории, культуры и славных традиций.
Подавляющее большинство школьников (72% от числа всех участвовавших в опросе) сказали, что знакомы с действующей Конституцией РФ, при этом 17% читали ее самостоятельно, а в Петрозаводске этот процент оказался еще выше (23%). Почти столько же (70%) знают и слова, и музыку национального гимна России. Даже если эти цифры и завышены по сравнению с реальной ситуацией, все равно они могут свидетельствовать о том, что работа по гражданскому воспитанию в школах Карелии ведется и дает свои первые позитивные результаты. Конечно, знание Конституции и национального гимна автоматически не влечет за собой формирования гражданского самосознания и патриотических установок у молодежи, но, без сомнения, является обязательным и важным условием для этого.