Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №19/2008

Архив

Материалы. Навигатор

Сегодня мы хотим познакомить вас с фрагментами книги «Личностное становление подростка». В ней собраны материалы для классных часов и родительских собраний. Мы отобрали среди них наиболее интересные и актуальные для внеклассной работы. Увлекательные способы психологического анализа помогут старшеклассникам лучше узнать себя и друг друга, а классному руководителю позволят решить сразу несколько воспитательных задач: от налаживания взаимопонимания в классе до установления контакта с родителями.

Публикация

Психология развития

По книге:

В помощь классному руководителю
Личностное становление подростка
8–9 классы
Классные часы
Родительские собрания
Авт.-сост. Ещеркина О.А. – Волгоград:
Изд-во «Учитель», 2008.

 

 

Знакомый незнакомец
(классный час)

Цели: познакомить с типами темпераментов, определить ведущие типы и особенности их проявления; выработать правильное восприятие и понимание людей с разными темпераментами.

Оборудование

1. Таблица с кратким описанием темперамента.

2. Вопросники для определения типа темперамента.

Ход классного часа

1. Разминка в виде игрового тренинга «Интервью».

Цель разминки – установить доверительную атмосферу. Условия проведения: у каждого обучающегося все желающие берут интервью. Задают вопросы такого характера:

• Любишь ли ты стихи?

• Твой любимый цвет.

• Твое любимое изречение.

• Если бы тебе предложили в фильме «Три мушкетера» сыграть роль, кого бы ты выбрал?

• Есть ли у тебя хобби?

• Какое твое любимое имя?

• Чего ты больше всего боишься?

• Что ты больше всего ценишь в людях? И т.д.

Каждому следует задавать не более 5–7 вопросов. Отвечать можно с любой степенью откровенности: с полной откровенностью, с частичной, а можно вообще в «маске» – «будто не про себя, а про другого». Важно помнить, что это условие обязательно, так как оно снимает психологический барьер у участников встречи. Интервьюировать можно по 3–4 человека.

2. Ознакомление с понятием «темперамент».

После разминки классный руководитель знакомит с понятием «темперамент» и дает психологическую характеристику его типов.

Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны ее деятельности и поведения.

Свойства темперамента – это наиболее устойчивые индивидуальные особенности, сохраняющиеся многие годы, часто всю жизнь. В зависимости от силы нервных процессов, их уравновешенности и подвижности выделяют четыре типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический.

Холерик отличается высокой реактивностью и активностью. Он способен отдаваться делу с исключительной страстью, но не уравновешен, склонен к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения. Имеет затруднения в переключении внимания.

Сангвиник – человек живой, подвижный, быстро отзывается на окружающие события, легко переживает неудачи и неприятности. У него живая мимика, выразительные движения. Быстро сосредоточивает внимание. Очень энергичен и работоспособен, легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке.

Флегматик – малоэмоционален, невозмутим, со слабым внешним выражением душевных состояний. Отличается работоспособностью, выдержкой, терпеливостью, самообладанием. Медленный темп движений и речи. Находчив, медленно сосредоточивает внимание, с трудом сходится с новыми людьми.

Меланхолик – отличается повышенной чувствительностью. Он склонен глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирует на окружающее, обладает легко отвлекаемым и неустойчивым вниманием. Не уверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его «опускать руки».

После характеристики типов темперамента учитель разъясняет, что «чистых» типов, как правило, почти не бывает, чаще встречаются сочетания признаков двух, трех, а то и всех четырех типов, что все их особенности применительно к общению имеют свои плюсы и минусы. Это ставит перед каждым человеком задачу, как лучше использовать данные природой плюсы и как компенсировать минусы.

Затем учащимся демонстрируется таблица с кратким описанием характеристик разных типов темпераментов.

Тип темперамента Положительные
характеристики
Отрицательные
характеристики
Холерик Энергичность, увлеченность, трудоспособность, целеустремленность Горячность, невыдержанность, нетерпеливость
Сангвиник Мобильность, оптимизм, трудоспособность Изменчивость настроения, легкомыслие, поверхностность
Флегматик Устойчивость, постоянство, терпеливость, надежность Медлительность, некоммуникативность
Меланхолик Высокая чувствительность, мягкость, доброжелательность Неуверенность в себе, мнительность, неустойчивость внимания

3. Определение типа темперамента учащимися у самих себя.

Самым интересным для учащихся является определение преобладающего типа темперамента у самих себя.

Подросткам раздаются вопросники с показателями темпераментов. Рядом необходимо проставить «+» или «–» в зависимости от наличия или отсутствия данного показателя.

1) Вы спокойны и хладнокровны?

2) Последовательны и обстоятельны в делах?

3) Осторожны и рассудительны?

4) Вы умеете ждать?

5) Молчаливы и не любите болтать попусту?

6) Как вы говорите: спокойно, размеренно, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики?

7) Вы сдержанны и терпеливы?

8) Доводите ли вы начатое дело до конца?

9) Вы не растрачиваете попусту сил. Так ли это?

10) Придерживаетесь ли вы выработанного распорядка жизни, системы в работе?

11) Легко ли сдерживаете порывы?

12) Насколько восприимчивы к одобрению и порицанию?

13) Можно ли утверждать, что вы незлобливы и проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес?

14) Вы постоянны в своих отношениях и интересах?

15) Вы медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одной работы на другую?

16) Ровны ли вы в отношениях со всеми?

17) Любите ли аккуратность и порядок во всем?

18) Вы с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке?

19) Можно ли сказать, что вы инертны, малоподвижны, вялы?

20) Обладаете ли вы выдержкой?

21) Вы веселы и жизнерадостны?

22) Энергичны и деловиты?

23) Как часто вы не доводите начатое дело до конца?

24) Способны ли вы быстро схватывать новое?

25) Ваши интересы и склонности неустойчивы?

26) Легко ли вы переживаете свои неудачи и неприятности?

27) Легко ли вы приспосабливаетесь к разным обстоятельствам?

28) Склонны ли вы переоценивать себя?

29) С увлечением ли вы беретесь за новое дело?

30) Вы быстро остываете, если дело перестает вас интересовать?

31) Вы быстро включаетесь в новую работу и переключаетесь с одной работы на другую?

32) Вы тяготитесь однообразием, будничной работой?

33) Вы общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми людьми. Так ли это?

34) Вы выносливы и работоспособны?

35) Вы обладаете громкой, быстрой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой?

36) Сохраняете ли вы самообладание в непредвиденных ситуациях?

37) У вас всегда бодрое настроение?

38) Вы быстро просыпаетесь и засыпаете?

39) Часто ли вы бываете несобранны, проявляете поспешность в решениях?

40) Склонны ли вы отвлекаться?

41) Вы неусидчивы, суетливы?

42) Невыдержанны, вспыльчивы?

43) Нетерпеливы?

44) Резки и прямолинейны в отношениях с людьми?

45) Решительны и инициативны?

46) Упрямы?

47) Находчивы ли вы в споре?

48) Вы работаете урывками?

49) Склонны ли вы к риску?

50) Вы незлопамятны и необидчивы?

51) Вы обладаете быстрой, страстной, со сбивчивой интонацией речью?

52) Вы неуравновешенны и склонны к горячности?

53) Можно ли вас назвать агрессивным забиякой?

54) Нетерпимы ли вы к недостаткам?

55) Обладаете ли вы выразительной мимикой?

56) Способны вы быстро действовать и решать?

57) Стремитесь ли вы неустанно к новому?

58) Вы обладаете резкими, порывистыми движениями?

59) Настойчивы ли вы в достижении поставленной цели?

60) Вы склонны к резким сменам настроения?

61) Вы стеснительны и застенчивы?

62) Теряетесь ли вы в новой обстановке?

63) Затрудняетесь ли вы устанавливать контакт с незнакомыми людьми?

64) Вы не верите в свои силы?

65) Вы легко переносите одиночество?

66) Чувствуете ли вы подавленность и растерянность при неудачах?

67) Склонны ли вы уходить в себя?

68) Быстро ли вы утомляетесь?

69) У вас тихая, неторопливая речь?

70) Вы невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника?

71) Вы впечатлительны до слезливости?

72) Вы чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию?

73) Предъявляете ли вы высокие требования к себе и окружающим?

74) Склонны ли вы к мнительности?

75) Вы болезненно чувствительны, легко ранимы?

76) Чрезмерно обидчивы?

77) Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем мыслями?

78) Малоактивны и робки?

79) Безропотны и покорны?

80) Стремитесь ли вызвать сочувствие и помощь окружающих?

Чтобы определить наличие холерического темперамента, нужно число плюсов в ответах 41–60 разделить на общее количество плюсов и умножить на 100%.

Для определения сангвинического темперамента число плюсов на вопросы 21–40 также нужно разделить на общее количество плюсов и умножить на 100%.

Для определения флегматического темперамента число плюсов в вопросах 1–20 разделить на общее количество плюсов и умножить на 100%.

Для определения меланхолического темперамента плюсы на вопросы 61–80 разделить на общее количество плюсов и умножить на 100%.

При 40% и выше выраженность темперамента доминирующая, при 30–40% – достаточно яркая, при 20–29% – средняя, при 10–19% – малая.

4. Обмен мнениями.

Заканчивается занятие обменом мнениями о прошедшей встрече.

Причины агрессии детей
(родительское собрание)

Цели: выявить причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми; обсудить возможные пути преодоления агрессивности.

Подготовительная работа

1. Диагностика учащихся «Методика по выявлению индивидуальной социальной ситуации развития ребенка» (по И.А. Николаевой).

Проводится анализ той части, которая касается третьего этапа, где подросток отмечает свое место «Я» и затем находит и отмечает место каждого персонажа, значимого в его жизни.

2. Беседа с учителями, работающими в классе.

Вопросы:

– Какие особенности имеются у учащихся класса, связанные с поведением?

– Какие учащиеся ведут себя агрессивно в отношении с другими учащимися или учителем на уроке?

– В чем именно проявляется агрессия: в поведении, жестах, словах, интонациях?

– Какое отношение к этим учащимся доминирует со стороны других учащихся и учителей? Справедливо ли оно?

– Какие пожелания родителям хотели бы высказать?

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя о целях собрания и форме его проведения

Агрессия – это отражение внутренних проблем ребенка, которые возникают чаще всего из-за жестокости и безучастности взрослых.

II. Знакомство с результатами анкетирования учащихся

Анализ с точки зрения возрастных особенностей учащихся.

Анализ анкет показывает, что чаще всего причиной агрессии подростков является желание подражать поведению взрослых и кумиров. Кроме этого, подростки усваивают навыки социального поведения близких и авторитетных для них людей.

III. Мнение учителей-предметников

Классный руководитель знакомит родителей с мнениями учителей-предметников о классе.

IV. Обсуждение взглядов на некоторые факты и положения

А) Причины проявления агрессии.

Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они, в первую очередь, связаны с семьей.

Постоянные ссоры родителей, физическое насилие по отношению друг к другу, грубость ежедневного общения, унижение, сарказм, ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать это – ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает уроки мастерства.

Б) Родительская власть, ее виды и способы влияния на личность подростка.

Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не будет ждать от своего ребенка того, что им самим в ребенке не заложено. В первую очередь, требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учетом складывающейся ситуации.

Требовательность – это не тирания. Тирания порождает тиранию. Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды, но и не нужно издеваться над ребенком и необдуманно его наказывать. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка, в том числе самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто, а ребенок не очень покладистый – открыто. Требовать чего-либо от детей надо в спокойной и доброжелательной форме, объясняя целесообразность требований.

В) Возможные способы преодоления агрессивности.

Обсуждение путей преодоления агрессивности. Как эта проблема может разрешаться через семью? Выработка памятки для родителей.

V. Итог собрания

Примерная памятка для родителей по предупреждению детской агрессивности

1. Постарайтесь сохранять в своей семье атмосферу открытости и доверия.

2. Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.

3. Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.

4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.

5. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе самому.

6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.

7. Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

8. Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.

9. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.

10. Помните, что ребенок – это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Конфликты с ребенком и пути их разрешения
(родительское собрание)

Цели: помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье.

Подготовительная работа

1. Анализ отношения учащихся и родителей к конфликту.

2. Разработка ситуаций для анализа.

3. Подбор и оформление классным руководителем теоретического материала для выступления.

4. Составление памяток для родителей.

Ход собрания

Конфликт – это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона.

Уильям Линкольн

 

I. Вступительное слово классного руководителя о целях собрания и форме его проведения

Учитель обращает внимание родителей на эпиграф.

II. Анализ анкет

Анкетирование родителей

1. Считаете ли вы необходимостью поднимать проблему конфликтов на родительском собрании?

2. Бывают ли у вас конфликтные ситуации в семье?

3. Как вы их разрешаете?

4. Могут ли быть в школе конфликтные ситуации?

5. Можно ли вообще обойтись в жизни без конфликтов?

6. Как вы научились выходить из конфликтов в семье?

7. Можете ли вы поделиться опытом выхода из конфликтных ситуаций, связанных с вашим сыном или дочерью?

III. Знакомство с понятием «конфликт» и способами решения конфликта

Материалы к выступлению

Ситуация 1

Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить, но явно не успеваете. Обращаетесь к своему взрослому сыну или дочери за помощью. В ответ слышите: «Это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся».

– Как вы поступите в такой ситуации?

Ситуация 2

Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме – полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы немного повеселимся. Не возражаешь?»

– Ваши действия.

Конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упреки и оскорбления.

Без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться их конструктивно разрешать.

Для того чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их. Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к последствиям куда более серьезным:

• проблемам физического плана, связанным со здоровьем;

• проблемам психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т.д.);

• проблемам социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, «потеря» себя).

Главная способность в конфликте – способность к конфронтации – объяснению.

Конфронтация – это умение:

• отстаивать свою позицию открыто, «лицом к лицу»;

• стремление оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера;

• стремление к сохранению личностных отношений всех участников конфликта.

Причины конфликтов родителей с подростками

Подростки в конфликте:

1) кризис переходного возраста;

2) стремление к самостоятельности и самоопределению;

3) требование большей автономии во всем – от одежды до помещения;

4) привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;

5) бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.

Родители в конфликте:

1) нежелание признать, что ребенок стал взрослым;

2) боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;

3) проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;

4) борьба за собственную власть и авторитетность;

5) отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;

6) неподтверждение родительских ожиданий.

Методы выхода из конфликта

1. Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других.

2. Найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте.

3. Поставить себя на место другого человека.

4. Осознать право на существование иной точки зрения.

5. Быть твердым, говоря о проблеме, и мягким с людьми.

IV. Обсуждение памяток для родителей по предупреждению и решению конфликтов

Примерная памятка для родителей по предупреждению конфликтов

1. Постарайтесь сохранять в своей семье атмосферу открытости и доверия.

2. Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.

3. Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.

4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.

5. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.

6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.

7. Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

8. Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.

9. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.

10. Помните, что ребенок – это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

V. Подведение итогов собрания

 

Этика поведения детей и взрослых
(родительское собрание)

Цель: обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома.

Подготовительная работа

– анкетирование родителей и обучающихся;

– подбор ситуаций для дискуссии;

– составление памятки для родителей.

Ход собрания

I. Вступительное слово учителя

В толковом словаре С.И. Ожегова сказано, что воспитанный человек – это человек, который умеет себя вести. Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве. Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья.

Если изо дня в день ребенок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, если родители заняты своей работой, зарабатыванием денег, если ребенок в семье не видит ярких красок жизни, как бы ни старалась школа и педагоги, – помочь ребенку увидеть красоту мира и доброту окружающих его людей трудно.

Семья должна учить ребенка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания.

Ребенок должен знать, когда можно и нужно включать и выключать музыку дома, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т.д.

– Какие качества характера присущи культурному человеку?

– Каким должен быть воспитанный человек?

– Каких качеств мы с вами в наших детях еще не раскрыли?

II. Анализ анкет

Анкета для учащихся

Продолжи предложения:

Добрый человек – это тот, который ________________

Злой человек – это тот, который ________________

Честный человек – это тот, который _______________

Правдивый человек – это тот, который ______________

Жестокий человек – это тот, который ______________

Грубый человек – это тот, который _______________

Подлый человек – это тот, который _______________

Преступник – это тот, который _________________

Вежливый человек – это тот, который ______________

Эгоист – это тот, который ___________________

Анкета для родителей

Из приведенных ниже прилагательных выпишите в отдельный столбик те слова, которые лучше всего характеризуют вашего ребенка.

Добрый, красивый, умный, симпатичный, открытый, добросердечный, мягкий, податливый, грубый, злой, жестокий, уравновешенный, непоседливый, тихий, крикливый, неугомонный, жадный, скрытный, ласковый, любознательный, любопытный, откровенный, правдивый, требовательный, агрессивный, эгоистичный, безответственный.

III. Дискуссия по ситуациям

Учитель знакомит учащихся с содержанием ситуаций и организует их анализ.

Ситуация 1

Всем классом учащиеся выехали на природу. Они играли, пели песни, обсуждали дела класса, строили планы на будущий год. Наконец наступило время обеда. Все ребята расположились на поляне, разложили свои запасы. Две девочки встали и отошли от класса, укрылись в тени деревьев и стали есть вдвоем. На приглашение учителя и ребят принять участие в общей трапезе ответили отказом...

Ситуация 2

На контрольной работе мальчик добросовестно заглядывал через плечо в тетрадь своего соседа. Учитель это видел, но не одергивал списывающего ученика.

Результатом контрольной работы стала «двойка». Ученик же, у которого мальчик списывал, получил «пять». Подросток, который списывал, сравнил свою работу с работой одноклассника и заявил, что ему учитель несправедливо ставит отметки...

Ситуация 3

Ребенок приводит в дом своих друзей, но родители бесцеремонно выставляют их за дверь. Когда ребенок начинает выяснять, почему они это сделали, родители заявляют, что в дом нужно приводить только тех детей, которых они считают ему ровней для дружбы.

Ситуация 4

Ребенок замечен во многих неблаговидных поступках. Об этом родителям говорят и взрослые, и дети. Родители отвергают все обвинения в адрес своего ребенка. Когда удается доказать правдивость всех факторов, родители начинают обвинять школу, учителей, друзей ребенка.

IV. Памятка родителям

• Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.

• Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.

• Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.

• Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребенка.

• Не бойтесь извиняться перед кем-нибудь в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.

V. Подведение итогов собрания

Игры на взаимопонимание

Построиться по росту

Ребятам предлагается встать плотным кругом, закрыть рот и глаза и сделаться ненадолго слепоглухонемыми. Теперь надо построиться в шеренгу по росту, не забывая о том, что вы не видите, не слышите и не можете разговаривать. Если это правило нарушается, то игра начинается снова. После минуты построения предлагается открыть глаза. Результат обычно неутешительный. Часто бывает несколько шеренг. Тогда после перемешивания можно попытку повторить. Можно действовать, как в игре «Счет до десяти», то есть дать несколько попыток, разрешив в перерывах общаться с помощью жестов.

Обычно опыт игры «Счет до десяти» усваивается подростками, и в этой игре со второй-третьей попытки построение по росту получается идеальным. Тогда предлагается новая и более сложная игра.

Поворот

Нужно встать в шеренгу, не обязательно по росту. Разойтись на 40–50 см. Все должны смотреть в одном направлении. Теперь необходимо закрыть глаза – прыгнуть на месте и в прыжке повернуться на 90? или на 180?. Задача состоит в том, чтобы после прыжка вся группа смотрела в одну сторону. Предварительные переговоры недопустимы. После ряда неудачных попыток задача упрощается тем, что в перерывах можно прикоснуться к соседу. После еще ряда попыток школьникам предлагается открыть глаза и посмотреть, что получилось, и посоветоваться о том, как можно добиться решения задачи. Если согласия не достигается, то предложите поделиться опытом тем, кто эту задачу решил на своем участке. Теперь снова предлагается ряд попыток для решения игровой задачи. Если после нахождения путей решения интерес к игре иссяк, то предложите выяснить, за сколько попыток вся группа будет смотреть в одном направлении.

Дни рождения

В игре с закрытыми глазами (лучше иметь повязки) школьники должны выстроиться в шеренгу в календарном порядке их дней рождения. То есть первым становится тот, кто родился в январе, например 1 января, а последним – тот, кто родился в конце декабря. Перед построением предлагается договориться о том, что «разговор» следует начинать с сообщения месяца рождения. После этого начинается построение. Обычно на построение уходит минут десять. Если после выяснения правильности построения ошибок было мало, группу можно поздравить с умением ладить друг с другом, высоким уровнем взаимопонимания и предложить развивать отношения дальше.

TopList