Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №19/2008

Архив

Материалы. Классный час

Сегодня мы начинаем серию публикаций о результатах социологического мониторинга, проведенного в Республике Карелия. Данные, полученные исследователями, интересны и сами по себе, и как материалы, которые могут быть использованы для обсуждения соответствующих проблем на классных часах со старшеклассниками в других регионах. Форма организации таких классных часов может быть различной: дискуссия, работа в группах и др. А если в классе найдутся ребята, которые сумеют провести похожее исследование с одноклассниками (вопросы для анкетирования можно придумать самим), разговор получится не просто интересным, но и очень полезным.

Нина Винокурова ;
Ирина Милюкова ,
Республика Карелия

Что нужно подростку для счастья?

Система ценностей современного выпускника средней школы

Сейчас во взрослую жизнь вступает принципиально новое поколение российской молодежи. Эта молодежь родилась уже в постсоветской России, у нее нет советского опыта, и по многим параметрам – системе ценностей, самосознанию, отношению к жизни – она существенно отличается от своих родителей. Современные исследователи называют поколение next по-разному: одни – «прагматичными перфекционистами» и «романтиками потребления», другие – равнодушными и скептическими, третьи – парадоксальным поколением. Сами же опрошенные нами старшеклассники предпочли бы отнести свое поколение, прежде всего, к поколению надежд (38%) (см. Рис. 1).

Рис. 1. Оценка современного поколения российской молодежи

Рис. 1. Оценка современного поколения российской молодежи

 

Широкое распространение в исследованиях молодежи получила концепция «революции притязаний», в соответствии с которой современные молодые люди в своих жизненных планах по сравнению с поколением их родителей ориентируется на очень высокую планку ожиданий. Полученные в ходе анкетирования данные в определенной степени подтверждают этот вывод. Скажем, анализируя образовательные планы выпускников средних школ, мы выяснили, что большинство нынешних подростков рассматривают высшее образование как социальную норму, устойчивый жизненный стандарт для себя: в среднем две трети одиннадцатиклассников (69%) планируют после окончания средней школы поступать в вузы, а в Петрозаводске таких желающих и того больше – 87% (см. Рис. 2). И это притом, что успеваемость опрошенных старшеклассников весьма трудно назвать высокой: только каждый четвертый (27%) учится на «хорошо» и «отлично», а каждый десятый (9%) учится практически на одни «тройки».

39-1.jpg (17302 bytes)

Рис. 2. Влияние места жительства
на будущие планы старшеклассников Карелии

 

Что же нужно современному подростку 16–17-ти лет для того, чтобы чувствовать себя счастливым человеком? Оказывается, то же самое, что и всем остальным: прежде всего, «материальный достаток», «хорошее здоровье» и «дружная семья». Это так называемое «ядро» ценностной системы большинства старшеклассников: от 60% и выше опрошенных школьников отметили в анкете именно эти ценности (см. Табл. 1).

Таблица 1

Система ценностей современного старшеклассника
Республики Карелия

Что, по Вашему мнению, нужно современному человеку для счастья? От числа опрошенных
%
От числа ответов
%
Ранг
«Ядро ценностной системы»      
материальный достаток 62,40 12,19 1
не болеть 60,87 11,89 2
крепкая и дружная семья 59,59 11,64 3
       

«Структурный резерв»

     
интересная работа 46,16 9,02 4
полезность людям, возможность помогать им 45,65 8,92 5
       
«Периферия ценностной системы»      
быть известным и уважаемым в обществе человеком 36,45 7,12 6
любимый и верный человек рядом 32,61 6,37 7
душевное спокойствие и чистая совесть 32,10 6,27 8
жить в процветающей России 30,95 6,05 9
жить так, чтобы никто не мешал и не учил жить 30,82 6,02 10
       
«Хвост ценностной системы»      
верные друзья 26,73 5,22 11
иметь возможность заниматься любимым делом 22,63 4,42 12
хорошие жилищные условия 19,44 3,80 13
       
духовное спасение, вера в Бога 5,50 1,07 14

Несколько удивляет, что сравнительно невысокий рейтинг набрали такие традиционно важные для молодого человека ценности, как «любимый человек» (7-я позиция) и «верные друзья» (11-я позиция). Но, если следовать логике «теории недостатка» Р.Инглехарта, на первое место обычно ставят как раз те ценности, недостаток которых испытывается человеком острее всего. Следовательно, можно предположить, что и друзья, и любимый человек – уже есть, а вот денег и здоровья молодым людям явно не хватает. Тем более что число выборов в данном вопросе было ограничено для респондента только пятью позициями.

Самое последнее место в «хвосте ценностной системы» заняли религиозные ценности – «духовное спасение, вера в Бога». И это несмотря на то, что к верующим себя в исследовании отнес почти каждый второй (42%). Девушки традиционно более религиозны, чем юноши (49% верующих девушек против 33% юношей), а атеисты среди старшеклассников в столице Карелии встречаются значительно чаще, чем в районах (16% в Петрозаводске против 10% в районах).

Весьма любопытно, что во вторую группу – в группу структурного резерва – попали только постматериальные ценности, ориентированные, прежде всего, на связь с обществом – «интересная работа» и «возможность помогать людям»: практически половина опрошенных школьников выбрала эти ценности как жизненно необходимые для счастья.

Так что широко распространенное сегодня мнение о молодом поколении как исключительно меркантильном и прагматичном далеко не всегда находит свое подтверждение в реальности. Деньги действительно ценятся молодыми, но только как инструментальная ценность. Ценятся, потому что их хронически не хватает для удовлетворения самых насущных потребностей. Тогда же, когда они перестают быть проблемой, на первый план для большинства выходят совсем другие ценности: интересная работа, любовь, личная свобода и независимость. Результаты нашего исследования вполне подтверждают это: ценность «материального достатка» отчетливо снижается в зависимости от уровня финансовых возможностей семьи респондента (см. Рис. 3). Другими словами, чем меньше финансовых затруднений, тем меньше и значимость денег.

Рис. 3. Значимость ценности материального достатка в зависимости от уровня материального положения семьи старшеклассника

Рис. 3. Значимость ценности материального достатка
в зависимости от уровня материального положения семьи старшеклассника

 

Различия в системе ценностей между юношами и девушками, конечно, присутствуют, но не выходят за рамки традиционных и вполне привычных (см. Табл. 2).

Таблица 2

Ранжирование ценностей старшеклассников
в зависимости от пола

Что, по Вашему мнению,
нужно современному человеку для счастья?

Муж. %
(ранг)
Жен. %
(ранг)
материальный достаток 62,20 (1) 61,29(1)
не болеть 59,52 (2) 61,06 (3)
крепкая и дружная семья 55,06 (3) 62,21(2)
интересная работа 48,51 (4) 43,32 (5)
полезность людям, возможность помогать им 42,86 (5) 47,00(4)
быть известным и уважаемым в обществе человеком 33,93 (7) 36,87 (6)
любимый и верный человек рядом 32,44 (8) 31,34(8)
душевное спокойствие и чистая совесть 30,36 (10) 31,80 (7)
жить так, чтобы никто не мешал и не учил жить 37,50 (6) 24,19(10)
верные друзья 28,27(11) 23,96(11)
иметь возможность заниматься любимым делом 22,92 (12) 20,51(12)

Девушки традиционно выше ценят крепкую и дружную семью, душевное спокойствие и чистую совесть, чаще выглядят альтруистами и готовы помогать людям, для юношей более важны верные друзья, интересная работа и крайне ценна личная независимость.

Огромное влияние на систему ценностей имеет место жительства опрошенных школьников (см. Рис. 4). Скажем, ценности любви и дружбы для старшеклассников Петрозаводска в 5–10 (!) раз важнее, чем для учеников городских районных и сельских школ.

Рис. 4. Влияние места жительства на систему ценностей старшеклассников

Рис. 4. Влияние места жительства на систему ценностей старшеклассников

 

Если для старшеклассников Петрозаводска в число лидирующих ценностей после материального достатка попали «любимый человек» и «дружная семья», то для школьников сельских школ и районных городов материальный достаток явно уступил место здоровью и стремлению помогать людям, быть полезным им (см. Табл. 3).

Таблица 3

«Ядро ценностной системы» старшеклассников
в зависимости от места жительства респондентов

Петрозаводск Районные города Карелии Сельская местность
Материальный достаток (68,06%)
Любимый и верный человек рядом (63,87%)
Крепкая и дружная семья (62,90%)
Верные друзья
(58,39%)
Здоровье («не болеть») (66,78%)
Возможность помогать людям (62,13%)
Материальный достаток (59,47%)
Крепкая и дружная семья (56,15%)
Здоровье («не болеть») (78,36%)
Возможность помогать людям (63,74%)
Крепкая и дружная семья (59,65%)
Материальный достаток (57,31%)

Если опрошенные в Петрозаводске школьники выше ценят хорошие жилищные условия, то для молодых жителей районов и сел гораздо важнее получить личную независимость («жить так, чтобы никто не мешал»). Что же касается «возможности жить в стабильно развивающейся и процветающей России», то эту позицию отметил практически каждый третий (31%) из опрошенных молодых людей, при этом школьники районов отмечали ее гораздо чаще школьников Петрозаводска (37% против 28% соответственно).

Та же зависимость просматривается и при ответе ребят на вопрос, хотели бы они уехать из России: одиннадцатиклассники школ Петрозаводска в 2–3 раза чаще, чем старшеклассники районов хотели бы уехать за границу на постоянное место жительства, если бы у них появилась такая возможность (см. Рис. 5).

Рис. 5. Влияние места жительства на желание старшеклассников уехать из России

Рис. 5. Влияние места жительства
на желание старшеклассников уехать из России

 

В целом же, только 13% опрошенных учащихся 11-х классов хотели бы уехать за границу навсегда, подавляющее же большинство (83%) собираются жить и работать в России, что, впрочем, не мешает многим из них планировать свою учебу или временную работу за рубежом (50%).

Таким образом, анализ полученных данных показывает, что патриотизм в системе ценностных ориентаций современной учащейся молодежи занимает далеко не последнее место, а широко распространенное в обществе представление о массовом желании молодых людей выехать из России сильно преувеличено.

TopList