Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №18/2008

Специальный выпуск

Школьный спекталь

Ирина Есина ,
актриса, режиссер, методист кафедры эстетического образования и культурологии МИОО, педагог театральной студии «Начало», Москва ;
Александра Никитина ,
театровед, кандидат искусствоведения, доцент кафедры эстетического образования и культурологии МИОО

Когда опустился занавес...

Обсуждение художественного события

В середине 1980-х гг. сотрудником педагогической части Московского ТЮЗа О.И.Троицкой была разработана методика обсуждения спектаклей на основе психологической модели безоценочного интервью. В основе методики лежит представление о том, что каждый человек имеет право испытывать по отношению к увиденному любые чувства, но никому не дано право навешивать ярлыки на произведение чужого творчества. То есть каждый имеет право сказать: «Для меня это было тягостное зрелище» или «Мне было тепло и радостно во время спектакля»; но в то же время лучше не позволять себе высказываний типа: «Это безобразное, а это выдающееся произведение искусства».

Методика основана также на представлении о том, что человеческое восприятие всегда движется от первичного ощущения к формированию устойчивого чувства, от эмоции – к попытке ее осмысления, от мысли – к идее и постижению целостного мыслеобраза. Выстраивая беседу по спектаклю в определенной логике, интервьюер помогает зрителям пройти путь самостоятельного и личностного постижения увиденного.

Работая в русле этой методики больше 20 лет, сотрудники кафедры эстетического образования и культурологии МИОО пришли к выводу, что таким образом можно говорить не только о спектакле, но и о любом художественном явлении. Причем это может быть как одно произведение: картина, рассказ, фильм, сюита, – так и сложное художественное событие: сборный концерт, фестиваль, неделя творческих дел и т.д.

Ниже мы предлагаем вам примерный план построения такой беседы.

1. Вопрос на пробуждение эмоциональной памяти. Закройте глаза (по-честному), какая картинка, (звук, текст и т. д.) всплывают у вас в памяти в первую секунду, когда произносят: «………» (название произведения)?

2. Вопросы на легализацию и проявление негативных эмоций. Например: где вам было скучно? Что вас откровенно раздражало?

3. Вопросы на пробуждение позитива и разрешение эмоциональной реакции. Например: где вы искренно смеялись? Где хотя бы улыбались?

4. Вопросы на глубинное переживание. Например: а где было ощущение, что действие захватило вас по-настоящему и до конца? Где было грустно, больно, хотелось поплакать?

5. Вопросы на личностную идентификацию. Например: за кем из героев вы чаще всего наиболее пристально следили? Были ли такие моменты, когда вам было особенно радостно или страшно за них? Где вам было за них стыдно? Где вам хотелось бы помочь герою, оказаться на его месте или рядом с ним? Если бы вы могли с ним познакомиться, кем бы вы хотели его иметь: братом или сестрой, другом, старшим товарищем, бабушкой или дедушкой, тетей или дядей, кем-то еще? О чем бы вы с ним разговаривали? Как бы проводили время (разговаривали, молчали, гуляли, играли в футбол и т.д.)?

6. Вопросы на осознание художественного образа. Например: если бы произведение не имело названия – как бы вы его назвали? Если бы в произведении не было таких-то сцен, изменилось бы что-то в вашем восприятии? Что? Если бы там была не такая, а другая музыка (цветовая гамма, декорации и т. д.), что-то изменилось бы для вас – что?

7. Вопрос на осознание основного пафоса произведения. Например: кому из своих близких и знакомых вы посоветовали бы посмотреть (прочитать, послушать) это произведение? Почему? И что бы вы ему при этом сказали? Кому вы не советовали бы это читать (смотреть, слушать) и почему? Хотите ли вы сами прочитать (посмотреть, послушать) это еще раз? Или что-то другое того же автора? С этими же исполнителями? Какого рода произведение вы хотели бы увидеть?

Применяя методику на практике важно помнить, что приведенная выше структура – только лишь схема. В каждом конкретном случае необходимо понять:

• Какие вопросы будут оптимальны для данной конкретной аудитории (возраст, характер, зрительский опыт), и сколько их должно быть?

• Какие вопросы уместны для данных конкретных обстоятельств (общались с произведением только что, недавно, давно; утро, день, вечер, мера усталости; комфортная или не комфортная аудитория и т.д.)?

• Какие вопросы наиболее точно вскроют образный строй данного конкретного произведения?

Как правило, вопросов в интервью получается гораздо больше, чем в приведенной схеме, потому что практически каждый пункт требует уточнения и развития.

Форма беседы хороша для подростков и старших школьников. А для работы с детьми младшего возраста логичнее выстроить творческую игру, решающую те же задачи. Такую игру на основе авторского тренинга С.В. Клубкова и методики О.И. Троицкой специально для обучающих фестивалей МИОО и АНО «Пролог» создали педагоги И.С. Есина и Е.В. Кочнева.

1. Творческая разминка на мобилизацию: одновременный хлопок, зеркало и другие упражнения цикла быстрой разминки.

2. Пробуждение эмоциональной памяти: равномерно занимаем пространство и все время перемещаемся в нем. Педагог называет героев спектаклей, места и время действия, погоду из спектаклей, и дети, не прекращая движения, превращаются во все это или по хлопку замирают и строят живую картину на заданную тему. Например: двигаемся, как лягушата, перепуганные появлением Дюймовочки; как любопытные комары; как река, несущая лист кувшинки. Хлопок. Педагог считает до трех, и все, не сходя со своих мест, превращаются в картинку «Бре-ке-ке-кекс»!

3. Начало основой части. Группа детей в возрасте от 6 до 10 лет по случайному принципу (расчет, разноцветные карточки и т.д.) делится на столько групп, сколько спектаклей было в обсуждаемом показе. Было 12 спектаклей – 12 групп по 2–3 человека, было 6 спектаклей – 6 групп по 4–5 человек.

4. Прикосновение к жанровой особенности спектакля. Каждая группа получает ватманский лист и вытаскивает из «шляпы» название одного из увиденных спектаклей. Теперь ей нужно выбрать, чем рисовать фон и писать название, и аргументировать свой выбор. Аргументы шепчут на ухо педагогу, после чего он выдает необходимые материалы и инструменты. Предлагаются: карандаши, фломастеры, акварель, гуашь, уголь, пастель, восковые мелки. Выбрав, группа рисует фон и пишет название спектакля, придумывая шрифт, который кажется наиболее подходящим для характера предложенного спектакля.

5. Актуализация событийного ряда. Группы по кругу меняются ватманскими листами и, соответственно, спектаклями. Теперь нужно доставшуюся историю разбить на части и обозначить на ватмане места для каждой части. Возможно, это будет карта с разными местами действия, может, домик с этажами, комнатами или окошками для каждой части, или дерево с веточками для каждого фрагмента истории, или лодочки, повозки, или что-то другое – кто как придумает. Главное – объяснить, почему хочется сделать именно так. Создаем рисунок на ватмане и подписываем каждый фрагмент.

6. Негатив и позитив. Снова меняемся листами по кругу. Вспоминаем сначала самые грустные, тревожные, неприятные моменты и рисуем свое ощущение подходящей краской в соответствующем «домике» события. Иллюстрировать вовсе не нужно. Рисуем именно свое ощущение. Оно может быть фантастическим или реальным существом или просто цветовым пятном. Затем вспоминаем самые веселые или приятные моменты и тоже рисуем свои ощущения в «домиках».

7. Идентификация. Еще раз меняемся листами ватмана по кругу. Каждый вспоминает героя, за которым ему было интереснее всего наблюдать на протяжении всего спектакля. Можно рисовать в любой точке ватманского листа, которая кажется подходящей, для героя и себя. Важно, чтобы мы поняли, как взаимодействуют герой и автор рисунка. Может быть, они общаются, а, может, герой не видит присутствия автора. Возможно, они вместе участвуют в сюжете, рассказанном в спектакле, или общаются вне его: гуляют по саду, играют в футбол, рассматривают книжку с картинками, дергают девчонок за косички…

8. Осмысление прожитого. Еще раз меняемся ватманскими листами. Пишем, где хотим, самое-самое главное, что нам хочется сказать про увиденное какому-то совершенно конкретному адресату: героям спектакля, авторам пьесы, актерам, режиссеру, своим друзьям, родственникам, учителям.

9. Итог. Складываем все картинки в центр класса, рассматриваем внимательно, обмениваемся впечатлениями о том, что в чужих работах показалось нам самым интересным. На хлопок делаем одну живую картину: «Наше впечатление от увиденного».

Как бы ни варьировались вопросы и задания при обсуждении, важно сохранять их логику и последовательность.

Если пропустить фазу «слива» негативных эмоций, то неприятные впечатления, которые, пусть в самом минимальном количестве, остаются от каждого события, будут влиять на участников. Кроме того, они, скорее всего, не поверят в искренность ведущего и собеседников, будут невольно подозревать всех в желании комплиментарного разговора. И тогда участники будут стараться угадать, чего от них хочет ведущий, и говорить именно это, либо, наоборот, – они будут стараться дразнить ведущего и говорить то, что, как им кажется, он не хочет услышать.

Нельзя пропустить и фазу предъявления позитивных эмоций, так как она помогает выровнять эмоциональный фон разговора. Предельно внимательно стоит отнестись и к финальному кругу, поскольку он позволяет детям закрепить свои открытия на эмоционально-образном уровне.

TopList