Специальный выпуск
Школьный спекталь
Александра Никитина ,
театровед, кандидат искусствоведения, доцент кафедры эстетического образования и культурологии МИОО
театровед, кандидат искусствоведения, доцент кафедры эстетического образования и культурологии МИОО
Оценки и награды
О критериях оценки детского театрального творчества
С того момента, как в 1918 г. при Наркомате просвещения организовалась секция детских театров, начался спор о том, чем может быть хорош или плох театр, где играют дети, и по каким критериям оценивать его работу. Практические эксперименты и теоретические споры детских театральных педагогов начала XX в. привели их к выработке ряда методических рекомендаций:
• с учениками начальных классов полезно заниматься различными видами драматизации, но никак не рекомендуется готовить с ними спектакли;
• с учениками средней школы уже можно подходить к работе над целостными постановками, однако желательно адаптировать текст так, чтобы он стал удобен для детского исполнения; не исключается польза и от пьес собственного сочинения; кроме того, в работе с этим возрастом нежелательно брать бытовые драмы и бытовые роли;
• со старшими детьми 15–16-ти лет можно браться за любые серьезные постановки и тщательно работать над ними в режиме полупрофессиональной студии.
Опыт выявляет также ряд особенностей детских постановок:
• ребятам лучше всего работается, когда репетиционный процесс проходит в виде этюдов-импровизаций;
• им близок хоровой, фольклорный стиль представления, где солисты выделяются из хора, а затем снова возвращаются в него;
• детям ближе тип музыкально-пластического спектакля, где их поддерживает ритм и настроение музыки и где есть простор для реализации их природной гибкости и подвижности;
• если речь идет о драматическом спектакле, то ребята работают наиболее убедительно там, где мало слов и много конкретного и целенаправленного физического действия;
• для юного исполнителя важно, насколько глубоко он чувствует свою роль, а не то, как он ее понимает (как он ее интеллектуально осмысливает);
• визуальное оформление спектакля играет большую роль в театре, где играют дети. Оно помогает им поверить в то, что мы назвали бы предлагаемыми обстоятельствами, или «магическим ЕСЛИ БЫ» Станиславского. Но к оформлению такого спектакля надо подходить с особым тактом. Взрослый грим и костюм выглядят на детях неорганично и отвлекают их от основной сценической задачи, переключая на самолюбование. Лучше всего, когда вся визуальная часть спектакля выполнена руками самих ребят, имеет строго функциональное назначение и продиктована единой стилистикой.
В педагогических спорах и опытах первой половины XX века возникло представление не только о том, в чем польза театра, где играют дети, но и о том, какие опасности встают на его пути. Для начала вспомним еще раз о перспективах и возможностях, которые открывает ребятам театр:
• всеми безоговорочно принято, что театр способствует внешней и внутренней социализации ребенка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство партнерства и товарищества, волю, целеустремленность, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;
• театр активизирует и развивает интеллектуальные и одновременно образно-творческие способности ребенка, он начинает свободно фантазировать и в области текста, и в области компоновки пространства, и в области музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театр;
• театр пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно, чем раньше;
• при использовании метода драматизации на общеобразовательных уроках дети усваивают материал лучше по нескольким причинам – он становится для них личностно значимым, а, кроме того, пропускается через моторику, через тело, которое гораздо лучше воспринимает информацию, чем слух в отдельности.
C чем же, а вернее даже, – с кем же связаны главные опасности в театре, где играют дети? Разумеется, они связаны со взрослыми. Ребята в театре попадают в особую эмоциональную зависимость от руководителя. Все дурное, что может появиться в театре детей, идет от него:
• первый враг – дурновкусие;
• второй – небрежность, нетребовательность по отношению к себе и к детям;
• третий – неуважение к личности ребенка, проявляющееся одновременно и в сюсюкании, и в неумеренных восторгах, и одновременно – в глубокой уверенности, что ничего по-настоящему интересного ребенок в своем творчестве создать не может;
• четвертый – неудовлетворенное собственное тщеславие, выражающееся в желании сделать все «как в настоящем взрослом театре», а, следовательно, и в неумении прислушаться к законам стиля и жанра, которые диктуются возможностями и интересами исполнителей.
Однако самым непростым и спорным по-прежнему остается вопрос о критериях оценки детского театрального творчества. Опираясь на опыт педагогов 20-х годов, мы попытались вычленить параметры, по которым можно оценивать работу детского театрального коллектива во время фестиваля. Нам помогали в работе участники семинара, организованного весной 2008 года в рамках курсов повышения квалификации МИОО. Среди них – школьные учителя, в том числе словесники; педагоги учреждений дополнительного образования и детских садов, музыканты, художники, хореографы, режиссеры. С их помощью сотрудники Лаборатории интерактивных театральных проектов МИОО составили следующий перечень направлений деятельности детского театрального коллектива и критериев оценки:
Работа с литературным текстом
• Уважение к автору литературного текста, сохранение авторского стиля и интонации.
• Создание ярких характеров героев драматургическими средствами.
• Увлекательность литературного материала для актеров и зрителей.
• Оригинальность и свежесть авторской драматургии.
• Наличие крепкой драматургической конструкции, в том числе интересного конфликта, внятной завязки, кульминации и развязки.
Визуальное оформление спектакля
• Соответствие оформления (декораций, костюмов, грима, реквизита, света) жанровому решению спектакля.
• Оригинальность стилистического решения визуального образа спектакля и его адекватность литературной основе.
• Соответствие визуального решения спектакля стилистике актерского исполнения.
• Уровень творческой активности друзей театральной студии в создании материального оформления спектакля.
• Уровень творческой вовлеченности детей в создание визуального образа спектакля.
Музыкальное оформление спектакля
• Соответствие музыкального решения целостному образу спектакля.
• Адекватность музыкального подбора возрасту и органике исполнителей.
• Органичное существование актера в музыке.
• Эмоциональная выразительность исполнения «живых» музыкальных номеров.
• Музыкальная чистота исполнения «живых» номеров.
Пластический образ спектакля
• Соответствие пластического решения целостному образу спектакля.
• Умение детей-исполнителей оптимально и выразительно распределиться в пространстве.
• Пластическая выразительность партнерского общения.
• Чувство внутреннего ритма и чувство такта.
• Оригинальность и разнообразие пластического рисунка спектакля в целом.
Ценность педагогической работы
• Значимость педагогических задач, решаемых при постановке и показе спектакля для детей-актеров и детей-зрителей.
• Общая культура сценической работы коллектива.
• Уровень творческой подготовки детей-актеров в области владения специальными предметами: сценической речью, сценической пластикой, вокалом и др.
• Чувство юмора у педагога и команды.
• Умение команды и педагога конструктивно разрешать проблемные ситуации.
• Позитивный и конструктивный стиль общения детей и педагогов внутри команды и во взаимоотношениях с другими.
• Уровень включенности педагога в общую фестивальную работу, в процесс взаимодействия с коллегами, с детьми из своего и других коллективов.
Режиссерский замысел и его воплощение
• Целостность художественного образа спектакля.
• Соответствие режиссерского замысла возрасту и возможностям исполнителей и предполагаемых зрителей.
• Выбор литературного материала и режиссерская работа с драматургией.
• Точность и красота жанрового решения спектакля.
• Темпо-ритмическая выстроенность спектакля и соответствие темпо-ритмического решения избранному жанру.
• Точность и красота мизансценического решения спектакля.
• Оригинальность и свежесть режиссерского решения.
Творчество актеров-исполнителей
• Включенность исполнителей в общую работу.
• Уровень партнерского взаимодействия и партнерской поддержки на площадке.
• Творческая свобода и раскрепощенность.
• Органичность сценического существования.
• Заразительность и эмоциональность.
• Актерская выразительность.
• Умение импровизировать в актерской работе.
• Наличие актерской индивидуальности.
Ансамблевость
• Чувство партнерства на сцене.
• Сыгранность актерского ансамбля.
• Взаимовыручка.
• Умение не «тянуть одеяло на себя».
Зрительская культура
• Уважение к чужой работе.
• Уровень внимания к чужой работе.
• Эмоциональная восприимчивость, способность к сопереживанию.
• Заразительность и искренность зрительских реакций.
• Умение вдумываться в показанные работы.
Мы глубоко убеждены в том, что спортивная состязательность приносит детскому театральному творчеству только одни беды. Поэтому на своих фестивалях мы никогда не учреждаем I, II и III мест, градации на лауреатов, дипломантов и прочей чепухи. Просто каждый коллектив, каждый ребенок, руководитель, родитель, друг театра и зритель получает ту награду, которую он действительно заслужил. И на количество наград жюри не должно скупиться. Но и в поддавки играть нельзя. Есть за что наградить – награждаем. Нет – не станем лицемерить и нарочно изобретать номинацию.
Формулировка, занесенная в диплом, грамоту или благодарность, по смыслу соответствует предложенным выше номинациям, но звучит индивидуализировано для каждого. Так рождаются авторские номинации: «Отчаянность и бесстрашие прочтения литературного материала», «Органическое единство музыкальных и драматических номеров», «Сочетание фольклорного материала и традиций скоморошьего театра с современным театральным языком», «Освоение духовной и художественной традиции другой национальной культуры», «Уровень творческой свободы и актерской подготовки воспитанников», «Пластическая выразительность актерского дуэта», «Энергетика и магнетизм воплощения образов», «Искрометный творческий кураж», «Неотразимое воплощение образа Царя», «Чарующее соло на флейте», «Создание традиции педагогической преемственности», «Искрометный юмор, доброта и профессионализм», «Легкость и глубина режиссерского почерка», «Высокий уровень творческой активности и вовлеченности театрального коллектива в общую жизнь фестиваля», «Хрустальный смех фестиваля», «Трепетное сопереживание игре актеров» и многие другие.
Важно, чтобы каждая формулировка позволяла участнику соотнести свой творческий вклад в фестивальную работу с творческим вкладом товарищей, чтобы каждому было ясно, в чем он сегодня наиболее силен и к чему еще предстоит стремиться.