Специальный выпуск
Школьный спекталь
Нелегко выбрать пьесу, которая удовлетворит всем условиям работы с детьми.
Прежде всего, важна продолжительность истории. Одно дело – создать миниатюру, номер для сборного спектакля (или концерта, что в школьной жизни чаще), длительность которого на сцене не превышает семи минут, и совсем другое – сочинить и поставить целый спектакль, на час-полтора.
Существует и еще одно важное условие – пьеса должна быть четко и внятно выстроенной, интересной и простой. Многое диктуют и реалии конкретного коллектива – количество детей, их возраст, возможности наших юных актеров, сколько мальчиков в коллективе и сколько девочек… И так далее.
Что же делать в таких условиях? Создавать пьесу – этюд, миниатюру, любой драматургический материал – своими силами, это очевидно.
Светлана Супье ,
преподаватель кафедры эстетического образования и культурологи МИОО
преподаватель кафедры эстетического образования и культурологи МИОО
Творчество – величина свободная
Создание собственной пьесы
Законы построения пьесы
Разумеется, каждому из нас так или иначе приходилось сталкиваться с такой ситуацией: дополнять (или урезать) чью-то пьесу, чтобы никто из коллектива не остался «за бортом»; инсценировать прозаический текст или вообще сочинять с чистого листа, сетуя на то, что все мы – не Шекспиры и не Чеховы… Наша задача – поставить интересный нам и детям спектакль. Здесь и сейчас, в этих конкретных условиях, именно с этими ребятами. Для того чтобы его поставить, нужно создать увлекательный, а главное, четко выстроенный драматургический материал.
Почему внятность построения главнее? Судите сами. Тема нашей истории, то наше наболевшее, про что мы рассказываем зрителю, зависит зачастую от конкретных обстоятельств. От того, что интересно нашему коллективу в данный момент, и от проблем, характерных для данного возраста. Многое значит и наш режиссерский интерес: перед какой мыслью мы хотим поставить наших юных актеров? Актуальность, «злободневность», тема – как ее ни назовите – всегда зависит от конкретной ситуации, индивидуальной для каждого. А вот способ построения драматургического произведения (вне зависимости от его ведущей идеи, продолжительности или способа воплощения) всегда подчинен определенной логике. Именно соблюдение этой логики позволяет добиться внятности в выстраивании сюжета и, далее, в постановке нашей истории. К слову, вы наверняка замечали любопытную закономерность – из хорошей драматургии можно сделать плохую постановку (или фильм), а вот из плохой, невнятно выстроенной пьесы, наоборот, крайне трудно создать хороший спектакль.
Необходимо сразу оговориться – рассматривая закономерности построения драматургического текста, литературы для «смотрения», а не для чтения, мы имеем в виду только базовые, фундаментальные элементы. Творчество – это величина свободная и произвольная, не поддающаяся счислению. Наша цель здесь – собрать тот необходимый набор кирпичиков, из которых можно построить прочный воздушный замок нашей фантазии.
Про что будет история
И все-таки, с чего начать? Про что наша история? И про кого? Именно с решения этих вопросов и начинается работа над драматургическим материалом. Необходимо конкретизировать тему. Например, история будет не «про взаимопонимание», а «про мальчика, который хочет найти настоящего друга». Ощутима разница? Ощутима. Глобальная идея нашей истории изменилась? Ничуть. Изменилось лишь то, что мы нашли стержень, на который будем нанизывать нашу историю.
Итак, начало положено. Формулировка «история про… (кого-то)…, который… (к чему стремится)…» и есть первый элемент построения нашей истории. Эта формула нам еще не раз пригодится в ходе работы. С нее начинается, в первую очередь, определение главного героя истории, про кого мы рассказываем. В любой истории центром является герой (или группа героев), за чьей судьбой следит зритель, кому он сопереживает и чьи проблемы и поступки примеряет на себя.
Что это за существо – главный герой, кто это такой? Ответ вы и сами знаете – кто угодно. Мальчик, девочка, животное, предмет, несуществующее нечто – как наша фантазия подскажет. Главное, чтобы наш центральный персонаж обладал человеческой психологией, человеческой личностью. Иначе как зритель сможет его понять и сопереживать ему? В этом часто заключается сложность введения в историю персонажей в виде абстрактных и философско-мировоззренческих понятий – Надежда, Вечность, Время… Они выглядят назидательно и дидактично, и это справедливо, это же умозрительные представления, и только. Если уж нам никак без такого персонажа, то придется наделить его человеческими чертами, сделать его живым.
Персонажи, без которых не получится пьесы
Может ли быть не один главный герой? Разумеется. Три поросенка, Товсла и Вифсла. Но, сколько бы их ни было, они – не единственные персонажи в нашей истории. Главных персонажей можно разделить на четыре типа. Первый нами уже назван, это герой. Вся наша история строится на достижении им своей цели. Персонаж, мешающий герою, – антагонист. Как правило, это злодей истории, но не всегда. Антагонист – это персонаж, чьи цели противоположны целям героя, и, более того, они взаимоисключающие. Если герою нужен клад, то антагонисту тоже нужен именно этот клад и только для себя. Если нашему герою нужен друг, то антагонисту позарез надо героя со всеми поссорить. Но антагонист, повторимся, не обязательно злодей. Если у нас история про мальчика, который хочет искупаться в море, а ему мешает мама, которая пытается защитить сына от простуды, мама – антагонист. Ее цель исключает цель мальчика. Но кто назовет ее злодейкой? Это просто мама, она любит своего ребенка.
В истории про мальчика, который ищет друга, заключен третий тип главного персонажа – объект. Это персонаж, являющийся целью героя, – принц для Золушки, Кай для Герды и т.п. Четвертый тип – соратник, персонаж, чьи цели близки к целям героя. Помогая герою достичь его цели, соратник достигает своей. Если вспомнить ту же «Золушку», Фея-крестная помогает Золушке, преследуя собственную цель – выполнить обещание, данное матери крестницы.
Герой, антагонист, объект и соратник. Может быть история без соратника, когда герой будет бороться с препятствиями на своем пути в одиночку? Конечно. «Колобок», например. История может быть и без объекта – те же «Три поросенка». Может быть и без антагониста – если герою противостоят обстоятельства, какие-нибудь природные катаклизмы или если он вообще у нас один, на необитаемом острове, к примеру. Не может быть только одного – пьесы без героя.
Характеры персонажей
Деление персонажей на категории помогает нам определиться с направлением нашей истории – понять, к каким целям движутся наши персонажи. Но, кроме этого, есть еще один важный момент. Каждый из персонажей, сколько бы их ни создала наша фантазия (или необходимость – например, количество детей в театральном коллективе), должен быть наделен собственным характером. Этот элемент часто выпадает из поля нашего внимания.
У каждого человека есть свои собственные, только ему присущие черты характера, просто «человеков» не бывает. Нет обычных характеров, нет обычных черт. Характер – это то, что делает каждого из нас уникальным и что диктует личный, индивидуальный способ поведения. Согласитесь, вспыльчивая мама и спокойная мама будут искать разные способы остановить сына. Не хуже и не лучше – разные. Но мы говорим здесь не только о базовых чертах темперамента. Представьте себе в одной и той же ситуации строгую и педантичную женщину и эксцентричную художницу. А действия персонажей, их поведение – это двигатель нашей истории, возможность ее развития. Вот здесь уже и пора переходить от слов к делу.
Можно потренироваться – написать кусочек текста из нашей воображаемой (пока!) пьесы, где глазам зрителя предстанет герой. Мы в первый раз видим его (допустим, это начало пьесы), мы еще совершенно ничего про него не знаем – первое появление героя должно заинтересовать, зацепить внимание, заинтриговать, чтобы хотелось дальше смотреть, что же он дальше сделает? А вот голоса герою пока лучше не давать. Нам важно сейчас разобраться, как характер влияет на поведение. К речи мы обязательно еще вернемся. А пока нам интересно узнать, что наш герой будет делать. У этого упражнения может быть сколько угодно вариантов. Например, наш герой – школьник. Утро. Он пришел в школу, и оказалось, что пришел первым. Вошел в класс и… Попробуйте разные варианты. Герой – зануда-очкарик, герой – хулиган и задира, герой – боязливый…
Действие и конфликт
Конкретизируем теперь понятие «действие». То, к чему стремится герой, – это его цель. Все, что он предпринимает для достижения цели, – это действие. Оно похоже на понятие вектора в математике – имеет начало, завершение и четкую направленность. Все, что мешает движению героя к поставленной цели – противодействует ему, – порождает конфликт.
Действие и конфликт неразрывно взаимосвязаны, поскольку конфликт – это столкновение действия и противодействия. Любой персонаж истории появляется в ней с конкретной собственной целью, делает что-то для ее достижения, и что-то (действия других персонажей) ему мешает. Именно действие и конфликт позволяют нам развивать нашу историю и двигать ее от начала к финалу.
Конфликт – это не свара и не драка. Чтобы поподробнее разобраться в этом, можно попробовать сделать упражнение, похожее на предыдущее, только теперь нашим глазам предстанут два персонажа – герой и антагонист. Напишите кусочек текста, в котором произойдет столкновение каких-то локальных интересов здесь и сейчас. Интереснее, если по-прежнему не давать героям говорить и посмотреть – как же будут развиваться события, исходя из придуманных вами характеров.
Как правило, обнаруживается, что герои гораздо живее и интереснее, чем мы о них изначально думали… Это упражнение тоже можно варьировать – задать какие-то конкретные обстоятельства. Например, две сестры живут в одной комнате, вернулись (скажем, со свидания) каждая с букетом цветов. А в доме только одна ваза…
Построение сюжета
Теперь, разобравшись с персонажами и способом их существования в нашей истории, можно приступать к сюжетной конструкции, которая состоит из завязки, кульминации и развязки. (В режиссуре это чаще всего называется исходное, главное и финальное событие.)
Завязка – это некая ситуация, происшествие, с которого начинается наша история. В ней определяется цель героя, дающая толчок к возникновению целей других персонажей – и тех, кто ему помогает, и тех, кто мешает. Завязка втягивает в историю всех действующих лиц и определяет мотивы их дальнейших поступков. Три поросенка разбудили песнями волка. Теперь надо как-то от него спастись. (А у волка своя цель – он проснулся, ему есть хочется.)
Кульминация – это происшествие, в котором сюжет дошел до такой точки, что дальше в этом направлении двигаться не может. В этой точке происходит нечто, меняющее направление действий абсолютно всех персонажей истории. Каменный домик нельзя сдуть – казалось бы, история исчерпана. Волк находит способ по-другому добраться до поросят, и они тоже вынуждены искать другой способ защититься.
Развязка – точка нашей истории, место, где развязаны все узлы сюжета и исчерпаны цели действий всех персонажей с положительным или с отрицательным результатом. Поросята избавляются от волка – он их не съел и не съест уже никогда.
Итак, герой попадает в некую ситуацию, определяет свою цель, в достижении которой ему кто-то будет мешать (антагонист), а кто-то – помогать (соратник). Произошла завязка истории. Герой двигается к намеченной цели, преодолевая возникающие на пути препятствия, раз от раза становящиеся все сложнее и сложнее. И добирается до точки кульминации, после которой в прежнем направлении двигаться уже невозможно: либо сделано все, что можно, либо объективные обстоятельства не позволяют. Сюжет резко поворачивает, и после этого поворота история заканчивается – герой либо достигает цели, либо навсегда лишается возможности ее достигнуть. Достаточно ли этого для построения сюжета? Маловато.
Разумеется, до завязки нужна какая-то информация о герое, о мире, в котором он обитает, о правилах игры. Этот элемент сюжетной конструкции называется экспозицией. Основная проблема при создании экспозиции – повествовательность. Проще не выдумывать какие-то события, а просто взять и рассказать. Так появляются бесчисленные Бабки (и Деды) Сказочницы (Сказочники), которые пересказывают чуть ли не пол-истории зевающему зрителю. Смешно? Нет. Скучно.
Зрителю, любому – и взрослому, и ребенку – интереснее смотреть, следить за происходящими яркими событиями, в которых раскрываются характеры персонажей. Например, мы ставим сказку «Репка». И, допустим, что герой нашей сказки – мышка, маленькая, хитрая, эдакий деревенский наполеончик, требующий к себе постоянного внимания. Чтобы избежать долгих рассуждений Бабки с Дедом о тяжелом характере мышки, нам надо как-то продемонстрировать нашего героя «во всей красе». Как? Например, стоит наша Мышь на репке и красуется. И так повернется, и сяк – а внимания никто не обращает, заняты все – урожай. Тогда она влезет куда-нибудь повыше. И, по-прежнему, ничего. Она уже на крышу забралась – все равно ничего! Тогда наша Мышь (если у нее такой вредный «наполеонский» характер), скорее всего, пойдет ссорить кого попало с кем попало (Жучку с Муркой) – просто из мести.
Также, кроме основных (завязки-кульминации-развязки) событий, в нашей истории существуют промежуточные происшествия и события – препятствия на пути героя, например. А после того, как все уже встало на свои места, произошла развязка истории, но еще необходимо вывести мораль и вкратце описать судьбу неглавных персонажей или просто снять излишнее напряжение, – возможен эпилог. Как экспозиция, так и эпилог подчинены одному правилу – чем короче и действеннее, тем лучше. Особенно это актуально для маленьких драматических произведений.
Создание диалогов между героями
Наконец, определившись с героями, их характерами, целями и некоторой схемой будущей пьесы, можно уже и писать. Это, казалось бы, совсем просто. Есть диалоги – то, что говорят персонажи, есть ремарки – то, что необходимо сказать автору. К примеру, описать место и время действия истории, внешний вид героев (если он влияет на сюжет), какие-то еще важные для развития действия обстоятельства. Однако необходимо помнить, что диалог не может быть бесцельной «трепотней». Диалог – тоже способ выражения действия, он должен быть направлен на развитие сюжета истории. С другой стороны, речь персонажей должна быть живой и естественной.
Вспомним – не зря же мы придумывали особенный характер для каждого персонажа. Характер проявляется не только в действиях, но и в речи – в речевой характеристике. Как каждый из нас обладает индивидуальными чертами характера, так же каждому человеку присуща особенная, его личная манера разговора. Один говорит короткими фразами, другой – длинными. Один – возвышенно и поэтично, другой – грубо и резко, третий – вообще сплошным жаргоном. У кого-то есть любимые словечки, а у кого-то – целые фразы-приговорки. Каждый участник истории должен обладать собственной манерой говорить. В этом тоже можно потренироваться. Мы навыдумывали уже целую кучу разнообразных персонажей, и теперь можно попробовать описать одну и ту же ситуацию сюжета от лица разных героев.
Что осталось? Придумать название!