Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №18/2008

Специальный выпуск

Школьный спекталь

Оставим в стороне вопрос о том, что именно и с каким возрастом лучше ставить в детском театральном коллективе, и подумаем, какие спектакли мы хотим выпускать?

Если речь идет о том, чтобы дети в красивых костюмах, стоя на сцене, произносили заученный текст, то, боюсь, в этом случае наш разговор бесполезен. Ибо, скажу честно, я не знаю, как достать денег на красивые костюмы.

Если речь идет о том, чтобы девочки в роли героинь картинно заламывали руки и рыдали, а мальчики рычали, изображая страсть, то, тем более, нет смысла что-либо обсуждать. Лучший рецепт в этом случае – непрерывно смотреть сериалы.

Если же для нас первостепенна не внешняя эффектность детей-актеров (спектакль можно играть и в черном трико, и без декораций – все зависит от художественного решения), а то, насколько подлинным чувством светятся их глаза во время исполнения роли, то, как родители, пришедшие на спектакль, плачут над судьбами бедной Офелии или Нины Заречной, а не умиляются на свое дитятко, тогда стоит задуматься: как вырастить в ребенке это подлинное чувство?

Михаил Быков ,
методист кафедры эстетического образования и культурологии МИОО

От абстракции – к человеку

Основы театрального тренинга для детей

Задачи и возможности

И вот тут на помощь к нам приходит К.С. Станиславский, который говорит, что нельзя научиться подлинно чувствовать, но можно научиться подлинно действовать в предлагаемых обстоятельствах, а подлинное действие само рождает подлинное чувство. Значит, наша главная задача – научить юного актера действовать на сцене, ибо действие и есть настоящий язык театра. Нельзя научиться ходить в сложные туристические походы, не научившись для начала просто ходить. Для того чтобы стать мастером спорта по плаванию и выигрывать соревнования, надо сначала научиться держаться на воде, потом освоить гребки руками и движения ногами и т.д. Так же и в театре: не сможет юный актер сразу подлинно действовать на сцене час-два в сложной большой роли, сломается, если не освоит для начала составные элементы действия: внимание, воображение, общение и т.д.

Мы и предлагаем начинать работу с ребятами с актерского тренинга, шаг за шагом осваивая элементы системы, собирая их вместе, учась действию на крошечном драматургическом материале, взращивая постепенно юные дарования. Потом можно будет уже переходить к более сложным драматургическим конструкциям.

Главное – не торопиться, вы ведь не ждете, что из маленького зернышка, посаженного вами, уже завтра вырастет прекрасное растение с плодами и цветами. Тренинг не должен стать скучной механической отработкой каких-либо приемов: надо всегда помнить, что тренинг – это радостное творчество; и во многом от нас с вами зависит, чтобы он стал таким для детей.

Принципы

Обучающих систем для актеров существует великое множество. Мы же предлагаем вам тренинг, разработанный профессором МГУКИ Сергеем Вячеславовичем Клубковым, посвятившим свою жизнь продолжению открытий К.С. Станиславского. Для начала хотелось бы чуть-чуть остановиться на принципах, на которых построен тренинг, так как именно они определяют задачи педагога в детском театральном коллективе. За основу берется простая, но емкая формула: «я действую в предлагаемых обстоятельствах». Мы не будем останавливаться на значении этой формулы для театра вообще и попробуем посмотреть, чем же она хороша для маленького непрофессионального актера.

Ключевой позицией здесь является наличие «Я», значение личности актера, вне зависимости от роли. Таким образом, педагог избегает нездоровых психических вывихов в актерском сознании в поисках тайны перевоплощения в другую личность. Кроме того, она четко коррелирует с двойственностью позиции ребенка по отношению к любым играм: когда ребенок знает, что стул – это стул, но одновременно в данную минуту для него это паровоз.

Второй принцип данной методики, который заложен и в ней в целом, и в актерском тренинге в частности, – это принцип: от нереального, от абстракции – к реальности, к человеку. На первом этапе тренинга этот принцип реализован во всей полноте. Работа с нереальными абстрактными образами дает ребенку максимум свободы в творческом проявлении, дает возможность включать воображение безо всяких ограничений и одновременно уводит от стандартизированных штампованных образов, навязанных ему масс-культурой. Он оказывается в положении творца, творящего в пустоте, где еще нет никаких четких дефиниций. У этого творчества есть только один критерий: включенность в процесс. По результату оно безоценочно. Нельзя сказать, правильно ли сотворена абракадабра или нет. И все оказываются в одинаковых условиях, каждое творчество самоценно. На это должно быть обращено особое внимание педагога. И лишь потом начинается дорога к реальному, к тому, что сыграть сложнее всего: к человеку.

Третий важный принцип – это психофизический тренинг. Основа театральной игры – действие. А действие – есть единый психофизический процесс (формулировка П.М. Ершова). Если для ребенка дошкольного возраста психические и физические процессы равнозначны, то в жизни ребенка, попавшего в школу, получают перевес психические, а точнее сказать, рациональные левополушарные процессы. Для того, чтобы восстановить гармонию, тренинг опирается на правополушарные образы, на спонтанность выполнения заданий, на телесную ориентированность упражнений. Задания направлены на дезориентацию левополушарного мышления, на слом привычных логических штампов.

Уровни работы с образами

Упражнения построены так, чтобы образы рождались в теле, а не в голове. Это так же важно в детском театральном коллективе, где зачастую педагог один, где он не компетентен в специальных актерских предметах (таких, как сценическое движение), где на эти занятия просто нет времени. Актерский тренинг, обучающий ребенка умению знать свое тело, свободно владеть им, дает некую альтернативу.

Отмечу еще одну важную особенность предлагаемых заданий, созвучную принципам современного образования: ученик учит себя сам. Актерский тренинг по методике С.В.Клубкова не есть передача суммы технических приемов от учителя к ученику. Тренинг построен по принципу самопознания: от познания себя – к познанию мира. И так как «Я» – личность ученика имеет первостепенное значение, то процесс обучения является процессом развития личности ученика.

Обозначим три основных методических пути в тренинге.

Работа с «глиной»

Лепка придуманных образов. Один ребенок – «скульптор», другой – «глина». Из глины мы можем вылепить что угодно, а потом это «что угодно» оживить, чтобы оно задвигалось, заработало и.т.д. Принцип движения: от нереального, от придуманных существ с несуществующими названиями и формами, от нереальных, не существующих механизмов – к реальному.

Выращивание живого

Из собственного тела ученик растит тех же нереальных существ, растения, животных и.т.д. На этом пути используются два типа упражнений. Один тип, когда мгновенно, спонтанно ученик принимает какой либо образ и начинает в нем жить (как правило, недолго), и второй тип, когда из собственного тела, превратившегося в зерно, в точку, в икринку и т.д., ученик долго и кропотливо выращивает некое существо. К сожалению, из-за сложности упражнений второго типа мы не будем описывать их в данной статье, хотя это значительно обедняет тренинг.

Работа с моментальными заданиями

Очень маленькие драматургические формы, мини-спектакли. А принцип тот же: от нереального – к реальному. Именно поэтому первые драматургические формы в тренинге – рецепты из обычной поваренной книги, сказки на слово или на строчку, придуманные ребятами, и далее по усложнению – к вершинам драматургии. (Прим. ред. – Продолжение статьи читайте в следующих номерах газеты.)

TopList