Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №18/2008

Специальный выпуск

Школьный спектакль

Как собрать театральную студию в школе? Как заинтересовать детей на первом этапе работы и вырастить из них настоящий творческий коллектив? Какие трудности могут встретиться на этом пути? Ответы на все эти вопросы автору статьи пришлось искать на собственном опыте, методом «проб и ошибок». Многие подсказки и советы из предлагаемого материала помогут учителям не только при постановке спектакля в классе, но и при организации праздников, массовых мероприятий, налаживании отношений между ребятами.

Юлия Рыбакова ,
зав. лабораторией интерактивных театральных проектов кафедры эстетического образования и культурологии МИОО

А потом будет театр…

Создание театрального коллектива

Первая встреча

В 1994 году стоял теплый солнечный сентябрь. Золотились еще «неокультуренные» аллеи парка «Коломенское», москвичи щеголяли в летней одежде, ветер носил по улице новинки – первые желтые листья и кусочки рваных газет, деловитые тетки тащили с дач цветы и полные сумки фруктов. И на все это великолепие с тоской смотрела из окна актового зала обычной школы-«самолетика» двадцатичетырехлетняя девчонка. А перед ней…

А перед ней шумела, галдела, смеялась и носилась несметная толпа детей всех школьных возрастов, совершенно не обращая внимания на муки неумехи, потерявшей надежду их унять и из последних сил пытающейся «сохранить лицо». И так же суматошно носились в ее голове панические мысли: «Господи, что я здесь делаю? Что я теперь буду делать с ними?! Зачем я во все это ввязалась?!!»

В тот день мне как-то удалось их успокоить и, повинуясь небывалому порыву вдохновения, разделить на возрастные группы. Их действительно нужно было как-то разделить, с такой толпой я бы тогда нипочем не справилась, а возрастной принцип казался самым очевидным.

Сейчас-то я знаю, что работа в разновозрастных группах имеет массу преимуществ. Однако тогда для меня возможен был только эмпирический способ приобретения нового театрального педагогического опыта. Несмотря на педагогическое образование и уже имевшийся опыт хоровой работы с детьми, в новом деле я могла руководствоваться только собственными детскими воспоминаниями о занятиях в очень хорошей театральной студии Городского дворца пионеров.

Самое удивительное, что я сделала все правильно для успешного набора ребят в новую театральную студию. Сперва я прошла по всем родительским собраниям и очень серьезно сообщила там, что буду «заниматься с детьми актерским мастерством, пластикой и сценречью» (последнее слово в конце похода давалось уже с большим трудом). Затем повторила это на всех классных часах. И в дополнение повесила на стенде около входа яркое объявление, где были указаны место и время первого занятия. Конечно, можно было раздать детям и родителям информационные флаеры, но тогда я еще этого не знала. В результате дети пришли. 85 человек! С третьего по десятый класс!

Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что совершила тогда только одну ошибку – позвала их всех вместе, назначив лишь один день и час приема. Ведь принцип был – «все, кто хочет», без всякого конкурса. Но кто же мог предполагать, что их придет так много?!

Вот так началась история, которая длится по сей день.

Заповеди театрального педагога

Заниматься с детьми театром – благодарное занятие. Единение в творчестве, доверие, взаимопонимание, сознание того, что вместе мы делаем одно большое и интересное дело, способны принести огромную радость и педагогу, и детям. Но ошибкой было бы думать, что детский театр – это просто. Прежде всего – это огромная ответственность взрослого человека перед детьми. Ведь театр предполагает высокую степень эмоциональной открытости, а значит, – уязвимости. Наверняка каждый из нас может припомнить случай из своего опыта, когда одно неосторожное слово учителя навсегда отвращало нас от какого-то вида деятельности или убеждало в нашей полной неспособности. Каждый промах педагога может нанести ребенку серьезную психологическую травму, последствия которой – непредсказуемы.

Основная задача педагога, занимающегося детским театром, на мой взгляд, – помочь ребятам избавиться от уже существующих комплексов, убедиться в своей нужности и уникальности, поверить в себя. А основной принцип – «не навреди!». Это сложно, особенно если педагог – начинающий, незнакомый с методиками театральной педагогики.

Правда, есть один секрет, который поможет справиться со всеми проблемами и сложностями: надо просто очень любить свое дело и детей, вместе с которыми ты его делаешь. Если этой любви нет – то не стоит и браться. Надо искренне хотеть этим заниматься и постепенно открывать, что детский театр – это целая отдельная область педагогики, имеющая свои определенные законы, которые можно постичь.

И еще: театральный педагог не может быть «училкой». Если уж Учителем, то только с большой буквы. А так как это трудно достижимо, то лучше всего, если он будет другом. Взрослым, знающим и умеющим больше, но – другом. Тут важна позиция: не обучать чему-нибудь, и, тем более, не поучать, а быть готовым поделиться всем, что имеешь сам, и учиться новому вместе с ребятами. Это вообще очень важно в творческой педагогике, в педагогике искусства – ежедневно вместе узнавать новое!

Заразительным на этом этапе может стать только искреннее увлечение педагога, малейший намек на «обязаловку» способен разрушить строящееся здание совместного творчества.

Как заинтересовать

Чуть позже ребята поймут, что театр невозможен без коллективной ответственности. Но это будет потом, а как сейчас заинтересовать ребят, удержать в новом коллективе? Очень просто: нужно идти от них, предложить каждому ребенку именно то, что ему больше всего нужно. Мотивация детей может быть разной: одни приходят в театральную студию спасаться от одиночества, другие – «за компанию», третьи – «поприкалываться», и немногие – по причине страстной любви к театру.

Но есть среди причин одна, единая для всех, хотя и неосознанная. Каждому ребенку очень важно быть значимым, интересным и особенным. Пусть кто-то в него поверит, пусть кто-то разглядит в нем одаренность!

Для детей, особенно в подростковом возрасте, особенно нужен человек, готовый их оценить и поверить в них. Почти всегда дети сначала приходят к нам «погреться у костра» и, если костер действительно греет, – остаются. А потом им самим тоже начинает хотеться обогреть кого-то. Вот тут-то и рождается совместное творчество. Любовь – это, прежде всего, внимание друг к другу. Чтобы заинтересовать детей, сначала нужно заинтересоваться ими. Что нравится каждому из них? Что для каждого жизненно важно? Что получается у них хорошо, а что – нет?

Театр – искусство синтетическое, и неверно думать, что постановка спектакля – это только работа с актерами. Равно важны люди, обеспечивающие музыкальное и световое оформление, шьющие костюмы и создающие декорации. И если мы сумеем понять предпочтения каждого ребенка, то сможем предложить ему то дело, которое он станет делать с удовольствием и где он важен и незаменим.

Итак, принцип распределения такой: каждый должен заниматься тем, что ему по вкусу. Если хочешь играть на сцене – играй, если тебе нравится делать что-то руками – собирай декорации, если увлечен музыкой – стань звукооператором. Главное, чтобы каждый понимал необходимость и важность своей работы. А если ты пришел просто пообщаться – обеспечь комфортные условия для общения: приберись в гримерке и поставь чайник. Ведь вовремя напоить чаем уставших после репетиции товарищей тоже бывает ох как важно!

Как решить проблему недостатка ролей

Есть одна проблема, с которой сталкивается почти каждый детский театральный педагог, – состав коллектива. Здесь есть два особенно болезненных вопроса: его неравномерность и характеры ребят, их отношения друг с другом. Остановимся сначала на первом. Зачастую в театральный кружок приходит очень много девочек и очень мало мальчишек. Это неудивительно, ведь девочки эмоционально более подвижны, да и театр – не самое престижное занятие для мальчиков, которые традиционно отдают предпочтение спорту или туризму.

Во время набора в студию можно специально обратить внимание детей на то, что один из важнейших театральных предметов – сценическое движение. Что тут надо уметь прыгать, кувыркаться, делать рискованные акробатические трюки, владеть искусством сценического боя, в том числе на шпагах. Но это может позволить себе только тот педагог, который сам все это умеет. Можно сказать, что без мужчин театральной студии не под силу собрать осветительную и звуковую аппаратуру, сконструировать декорации. И какое-то количество мальчишек обязательно появится. Но девочек, скорее всего, будет все-таки больше. И скоро выяснится, что нет ну просто ни одной пьесы, где так много девочек и так мало мальчиков. А педагогу необходимо занять ВСЕХ, причем так, чтобы каждый чувствовал себя нужным.

Каждому желающему проявить себя на сцене нужна пусть маленькая, но интересная роль, а не просто минутный выход «в массовке». Для решения этой задачи существует два пути: или приспособить для постановки более-менее подходящее произведение, добавив и сократив какие-то роли, или сделать распределение «на два состава». Во втором случае необходимо объяснить ребятам, что оба состава – равнозначны, а играющие одну роль – не конкуренты, а союзники, помогающие друг другу в создании образа. Хорошо, когда составы именуются не «первый» и «второй», а, например, «синий» и «зеленый». Ведь никто не сможет определить, какой цвет лучше!

Конечно, работа в два состава сильно увеличивает репетиционное время: педагогу приходится ставить по одной и той же пьесе не один, а несколько спектаклей, порой достаточно сильно отличающихся друг от друга. Разумеется, если его цель – максимальная реализация потенциальных способностей каждого. Однако результаты того стоят: все актеры могут проявить себя в творчестве, каждый из них привыкает к возможной вариативности действий на сцене, а сам спектакль получается «живым», «дышащим» и интересным.

К тому же, само присутствие товарищей по творчеству в зале во время репетиций – это очень важный момент. Глядя друг на друга, они могут учиться у своих товарищей и помогать им. Ведь при зрительском просмотре значительно проще заметить какие-то нюансы, которые невозможно отследить, находясь на сцене или руководя репетицией. Часто идеи, поданные таким образом ребятами, оказываются очень плодотворными.

И еще: детям очень важно иметь позитивно настроенного зрителя даже на этапе репетиций. И очень хорошо, когда самыми первыми зрителями оказываются свои же товарищи. Сидящие в зале ребята подспудно овладевают элементарной зрительской культурой: ведь все они оказываются в положении актеров на сцене и при чутком руководстве педагога начинают понимать, что может им помешать, а что – помочь.

Как работать с «трудными» детьми

В первый период работы особенно важно, чтобы педагог ощущал грань между своим стремлением к творческой реализации и возможностями творческой реализацией детей. Конечно, каждому из нас хочется сказать зрителям что-то очень серьезное, личное. Однако совершенно недопустимо при работе с детьми осуществлять собственные потребности, игнорируя детские творческие импульсы. Здесь должны высказываться, прежде всего, они. А реализация интересов режиссера возможна лишь в том объеме, в каком они совпадают с интересами детей. Мы должны дать ребятам возможность работать над интересной и важной именно для них темой, приняв и поняв ее как свою.

На этапе создания коллектива сложной проблемой могут оказаться характеры ребят и их отношения друг с другом. Наверное, многие из тех, кто уже имеет опыт театральной работы с детьми, замечали, что в студию часто приходят так называемые «трудные» дети. Это закономерно.

«Трудные» студийцы делятся на несколько основных категорий. Первые – это ребята, имеющие огромный энергетический потенциал, «не умещающийся» в рамки школьных правил. Они к тому же, как правило, обладают оригинальным складом мышления и не прочь эпатировать взрослых. Это творчески одаренные дети. Часто специфически актерски одаренные ребята еще и демонстративны, эмоционально неустойчивы и чаще всего обладают повышенной потребностью в телесном движении.

Но бывает и иная категория детей – из неполных или неблагополучных семей, иногда многодетных, имеющих весьма скромный бюджет. Эти ребята не имеют возможности пойти в платные школы искусств или иностранных языков, и в то же время им, как никому другому, нужно самоутвердиться. В силу нередко имеющегося негативного опыта общения со взрослыми и сверстниками, они так же склонны к эпатажу и демонстративности.

Со временем как у первых, так и у вторых появляется определенная система защиты от попыток их образумить, выражающаяся во внутренней и внешней декларации: «Я не такой как все. Я, наверное, хуже других. Изменить себя я не могу и не хочу. Ну, тогда – получайте!» Такие дети чувствуют, что театр позволит им «дурить» легально. И самое замечательное, что, если задача педагога состоит в реализации творческого потенциала воспитанников, их «дурь» довольно скоро переплавляется в самое настоящее творчество. Сдерживаемая энергия находит направление приложения в тренинге, неординарное мышление помогает создавать интересные образы, свою потребность и страх проявить себя ребенок реализует в создании персонажей, – поглядите-ка! – ему уже не нужно «выпендриваться» в повседневной жизни. Отношения с окружающими налаживаются, повышается интерес к учебе, а, может, и успеваемость – появляется цель в жизни!

Результаты творческой деятельности «трудных» детей зачастую гораздо выше, чем у ребят «благополучных». Может быть, это происходит потому, что последние не бросаются в творчество безоглядно, а воспринимают занятия театром как развлечение или еще одно полезное дело. Во многих отношениях «трудные» дети для театральной студии – благо. Но агрессивные формы их поведения способны сильно накалить атмосферу в коллективе, особенно когда он почти весь состоит из «горячек». И вот тут педагог должен быть особенно внимательным.

Как разрешать конфликты

Если конфликты внутри коллектива возникают в период подготовки спектакля, можно поручить подросткам определенные роли, где от лица своих персонажей они могли бы «проиграть» и таким образом изжить конфликтные ситуации. А можно создать им условия тесного сотрудничества – предложить сыграть друзей или одну роль в двух составах, чтобы совместное творчество помогло им сблизиться и понять друг друга.

В практике работы «Детского театра “Мы”» был случай, когда две четырнадцатилетние девочки (кстати, действительно очень одаренные) вдруг решили доказать друг другу, кто из них – лучшая актриса коллектива. Неприятная ситуация, так как ревность – «чувство дрянной категории», антагонистичное творчеству как таковому. К тому же сама постановка вопроса подразумевала, что если эти двое – лучшие, значит, остальные – худшие. Обстановка накалилась, испортились отношения не только между «главными героинями» конфликта, но и между ними и всем коллективом.

Нам удалось решить эту проблему достаточно просто: девчонкам было поручено сыграть одну и ту же роль в разных составах. Каждой из них удалось создать особенный образ, непохожий на другой. Никто не мог сказать, какая работа лучше, – и стало понятно, что каждая из девочек талантлива по-своему (впрочем, как все остальные) и глупо спорить о сравнительных характеристиках совершенно разных дарований. Инцидент оказался исчерпанным, дружеские творческие отношения в коллективе восстановились. Ребята снова стали с удовольствием общаться друг с другом.

Нельзя допустить, чтобы занятия стали полем выяснения отношений. Ведь коллективное творчество возможно только в позитивной атмосфере, где все доверяют друг другу, внимательны и необходимы. Актерский тренинг во многом направлен как раз на воспитание такого доверия и внимания. Об этом можно прочитать в книге К.Е. Антаровой «Беседы К.С. Станиславского в Студии Большого театра в 1918–1922 гг.» и в дневниках занятий Первой студии МХТ под руководством Л.А. Сулержицкого («И вновь о Художественном театре. МХТ в дневниках и записях». – М.: Авантитул, 2004). О тренингах на доверие можно прочитать и в литературе, специально обращенной к детским театральным педагогам, например, в сборнике «Театр: практические занятия в детском театральном коллективе» (№ 6. – М.: ВЦХТ, 2001), «Театр-студия Дали. Уроки – программы – репертуар» (М.: ВЦХТ, 1998), «Театр, где играют дети» (М.: Владос, 2001).

Как удержать дисциплину на репетициях

Яркие темпераменты и демонстративные формы поведения могут создавать проблемы в коллективе и тогда, когда отношения в целом – прекрасные. Никто никого не хочет обидеть, и все жаждут общаться. Вот тут-то и проявляются вовсю шумящие, галдящие, смеющиеся и носящиеся толпы детей. Часто ребята, не участвующие в репетируемой в данный момент сцене, напрочь забывают, где и зачем они находятся. Это мешает работать «актерам». Что делать? Строго запрещать болтовню во время репетиции? Но без общения ребятам скучно. Надо же поделиться впечатлениями! А скука способна оттолкнуть от самого благородного интересного дела.

И потом дети по объективным физиологическим и психологическим причинам не способны и не должны долго находиться в статике. Долгое сидение за партой в первой половине дня и так причиняет серьезный вред их здоровью и развитию. Да и попросту бесполезно запрещать детям говорить и двигаться – все равно будут! Если запрет подействует – не надолго. И что же? Ребята шалят, педагог ругается, в конце концов выходит из себя, и… Прощайте, установившиеся отношения дружбы и уважения, мы снова возвращаемся к обычной школьной ситуации «училка – ученик».

Значит, в театральной студии должны быть другие приемы. И они – есть. Если дети сейчас не участвуют в процессе коллективного творчества в качестве сорежиссеров или критиков, они должны заняться другими важными делами, которых в студии всегда много: готовить костюмы, придумывать дизайн программок, выбирать подходящую музыку и т.д.

Если же по каким-то причинам заниматься чем-нибудь стоящим сейчас действительно невозможно, то можно просто отправить свободных от репетиции ребят готовить уроки и пить чай в другое помещение. И то, и другое, как ни странно, важно. Театральная студия занимает у детей больше времени, чем многие другие кружки, а учиться нужно достойно. Дети в студии разные и часто успешно помогают друг другу овладевать трудными предметами. И чай попить не вредно – для грядущей репетиции нужно успокоиться и собраться с силами.

Как создавать традиции

Кроме работы над спектаклем, у кружка обязательно должны быть какие-то еще интересы. Ведь всем известно: коллектив невозможен без общей жизни вне дела, без любимых всеми традиций. Конечно, для того, чтобы традиции возникли, их нужно сначала придумать. Если традиции не выдумываются случайно, педагогу стоит выставить свою идею на обсуждение ребят, а приживется только то, что вызовет у них интерес и одобрение.

Начать можно с придумывания имени коллектива. Ведь для детей это не только отличительное наименование, но и символ единения, принадлежности к единому делу, особенному миру. Иметь возможность сказать: «Мы из …» для них – очень важно. Здесь же могут фигурировать и эмблема коллектива, девиз, талисман (например, какая-то игрушка, приносящая удачу на спектакле) или гимн.

Очень хорошей традицией может стать привычка держаться всем вместе в кругу за руки перед выходом на сцену – чтобы почувствовать себя единым, теплым, верным. Радуют также всевозможные самодельные газеты или «перловки» (блокноты, где записываются «перлы» – смешные случаи или фразы, произнесенные во время репетиций). Иногда приживаются дневники, где каждый может зафиксировать волнующие его мысли, обратиться с посланием о театральном деле ко всем или к кому-то отдельно.

Здорово, когда в жизни коллектива существуют традиционные праздники, которые отмечаются всеми вместе (Новый год, День театра, начало и конец сезона, День рождения студии, дни рождения руководителя и воспитанников). Здесь ребята могут вволю пообщаться друг с другом и со старшими.

Во время таких праздников можно поиграть в различные игры (в том числе и театральные, типа «Ассоциации» или «Превращения»), устроить дискотеку или конкурсы. Особенно нравится ребятам конкурс «Что я могу», где каждый может продемонстрировать свои умения в любой области, не относящейся напрямую к театру. Другая любимая игра – «Оправдание костюма». Это когда в зал можно войти только в театральном костюме, которым может стать любой аксессуар (банальный бантик или черточка на щеке). Главное, чтобы хозяин сумел это «оправдать» в действии, то есть актерскими средствами продемонстрировать задуманный смысл. Здесь же возможен сценический вариант, когда ребята заранее готовят сольные или командные номера, где костюмы «оправдываются» уже в общем сюжетном действии. Большой плюс этого варианта – самостоятельная творческая работа.

Особенный восторг у ребят, как правило, вызывают «капустники» – самостоятельно придуманные сюжетные номера, где они могут продемонстрировать пародии на самих себя, друг на друга, на педагога, на репетиции и спектакли, а также на любую интересующую их тему – от современной эстрады и кино до изучаемого в школе материала. Правда, здесь педагогу стоит обращать внимание на корректность выступлений по отношению к объекту пародии. Иногда стоит ввести правило: «шутим только над теми, кого любим».

Кстати, не стоит бояться пародий на себя. Ведь это – знак доверия ребят. Одна моя знакомая, маститый и очень опытный театральный педагог, говорила: «Я удостоилась пародии! Значит, мы подружились!» Да и самим педагогам неплохо бы поучаствовать в «капустнике» – это прекрасная возможность поддержать ощущение равенства с ребятами. К тому же и для детей, и для взрослых пародия является самым действенным противоядием от «звездной болезни».

У праздничных конкурсов могут быть призы, которые присуждаются голосованием всего коллектива и (если таковые имеются) зрителей. Однако во время праздника необходима положительная оценка всех представленных творческих сюрпризов. Само собой, что участие в подобных мероприятиях детей не может быть обязательным, а только – по желанию. Во всех случаях подготовки ребят к предложенным «капустникам» и сценическим конкурсам педагог может вмешиваться только по их просьбе, ограничивая свое участие самыми необходимыми моментами.

Еще один хороший повод для общения – совместные выезды и прогулки. Они могут быть тематические (походы в театр или, например, в лес или в зоопарк – для наблюдений, необходимых в этюдной или репетиционной работе) или спонтанными. Вот пришли ребята на репетицию, а на улице – весна, солнце, и хочется – туда. Ну и замечательно! Можно пойти погулять всем вместе, поесть мороженого в кафе или просто побродить по улицам своего города. Пользы будет больше, чем от нежеланной репетиции.

Однажды я спросила своих повзрослевших бывших студийцев (кстати, создавших ряд прекрасных спектаклей, которые получили множество призов), что им вспоминается прежде всего, когда они думают о нашей студии. И даже не была удивлена их ответом, когда они взахлеб стали рассказывать, как мы неожиданно отправились в «Мак Доналдс» и фотографировались там с игрушечным клоуном! А ведь им было тогда по 14 лет, и клоуна этого они к тому времени видели не единожды.

Как сохранять рабочую атмосферу
на каждой репетиции

Итак, если у коллектива существует богатая жизнь помимо репетиций, это подкрепляет и облегчает творческие занятия. Однако во время самого репетиционного процесса, внутри работы студии, должны быть твердые правила, выполнение которых обязательно и для детей, и для педагога. За пределами площадки мы можем шалить, но творчество уважаем непременно и рабочую атмосферу бережем.

Законы невозможно установить «насильно», они могут быть продиктованы лишь оправданной необходимостью и личным примером педагога. Если мы хотим, чтобы ребята вели себя дисциплинированно, – прежде всего, мы должны быть скрупулезно дисциплинированны сами. Если мы хотим, чтобы ребята не опаздывали на репетиции, – значит, каждый день сами приходим за 15 минут до начала занятий и начинаем их вовремя, даже с двумя-тремя участниками.

У нас всегда готовы все материалы для работы – распечатаны тексты, подобраны фонограммы, заранее надета репетиционная одежда. Тогда и дети не забывают реквизит и переодеваются вовремя. Мы ничего не делаем за них, а все делаем вместе с ними: ежедневно моем пол перед работой, готовим выгородку на сцене, шьем костюмы и собираем декорации (кстати, здорово, если к последнему делу удается привлечь родителей и друзей воспитанников). Мы можем требовать от ребят только то, что требуем сами от себя. Но требовать – от всех, без исключения. Если же кто-то по какой-нибудь причине не может принимать участия в каком-либо деле, значит, ему нужно придумать другое, посильное и тоже очень важное задание.

Хорошо, когда у каждой группы есть староста из числа ее участников. Это очень ответственный человек, которому дети и педагог могут доверить организацию серьезного дела. Но староста ни в коем случае не начальник над другими детьми, он – главный помощник для педагога и товарищей. На долю старосты выпадает координация действий всех ребят, когда речь заходит о самостоятельной работе, например, о подготовке капустников и чаепитий.

У каждого же из других ребят тоже должна быть какая-то обязанность, которую выполняет только он – и никто другой. Например, один может отвечать за наличие моющих средств, а другой – покупку чая и сахара, замену перегоревших лампочек или разбитой посуды. Лучше всего постепенно распределить заботы, исходя из характера и увлечений каждого. Когда ребенок знает, что у него есть пускай маленькое, но только его дело, – он будет чувствовать себя нужным, а боязнь подвести ребят и руководителя обострит чувство ответственности.

Эпилог

Прошло время. И вот уже мокрая московская осень хлюпала носом за окнами нетопленого актового зала, где жил «Детский театр “Мы”». Молодая «режиссерша» тоже хлюпала носом: по Москве ходил сырой муторный грипп. Настроение было – под стать погоде, моросящее. Даже свет в зале зажигать не хотелось – зачем, до начала занятий еще пятнадцать минут… Может, наплевать на все и просто завалиться спать – прямо тут, в гримерке? А детей – отпустить. Я тоже человек, имею право на депрессию и плохое самочувствие…

Но громкие голоса вырвали из уже накатившей дремы. «Юля Никалавна, а че это вы в темноте сидите? Давайте чаем греться? Еще успеем до начала!» В зал ввалилась толпа подростков. И вместе с ними ввалилось – не вошло, не взошло! – Солнце! Огромное, пушистое, как счастье, оно сразу заполнило весь зал, выгнав прочь хандру и грипп. И включенный ребятами электрический свет был тут совершенно ни при чем…

Когда-то, 19 сентября 1994-го, она растерянно стояла посреди неудержимой детской толпы. И неизвестно, чем бы все закончилось, если бы вдруг – ударом грома, землетрясением – не обожгло сознание того, что вот это – и есть настоящая жизнь. Мощная, первозданная, неспособная умещаться ни в какие рамки, – жизнь и радость жизни, плещущая из каждой клеточки тел этих, неудержимых.

И, с головой бросившись в эту радость, выбрав ее навсегда, она поняла, что больше не сможет жить как-то иначе. И именно в этот момент – не раньше, в стенах педагогического вуза, и не позже, когда к интуиции уже прибавились опыт и знания, – именно тогда родился детский театральный педагог, давший своему коллективу название «Детский театр “Мы”».

TopList