Архив
Материалы. Cамоопределение
Что это такое «трудный класс»: штамп, приговор, симптом? На самом деле это большая головная боль учителей, родителей и школьных психологов. Разумеется, класс не становится трудным в одну секунду. Это как-то накапливается со временем! Учились, ленились, ссорились-мирились – хлоп… «трудный класс». Раз долго копилось, следовательно, быстро и не поправишь. И напрасно ждать от психолога, что он, как волшебник, скажет правильные слова и на месте «трудного» появится… «супер-класс». И все же практика работы показывает, что «трудным» можно вполне эффективно помогать, – особенно если рассматривать эту «трудность» как симптом нарушений в процессе школьной адаптации класса как целого организма. Оказывается, многое психологами уже изучено, классифицировано, объяснено, и даже, можно сказать, найдены способы «борьбы».
Осана Ненюкова ,
психолог
психолог
Трудный класс
Уникальность учебных групп
Класс в жизни человека за одиннадцать-то лет играет далеко не последнюю роль. Вопрос: «В каком ты классе?» – это не просто вопрос про возраст. За ним стоит еще масса других смыслов: что ты знаешь и умеешь? чего можно от тебя ожидать? и т.д.
Сейчас в классах ученики подобраны по одному возрасту и уровню, а предметы расположены по степени трудности. А вот вплоть до эпохи Возрождения вообще не существовало строго градуированной системы обучения. Для средневековой школы вполне естественной была ситуация, в которой семилетние дети сидели за одной партой с пятнадцатилетними, причем ученики постоянно менялись.
Любая учебная группа обладает своим уникальным корпоративным духом. Именно этим самым духом заражается (или нет) новичок, побыв в классе две-три недели.
Так вот, любая учебная группа обладает своим уникальным корпоративным духом. Именно с этим самым «духом» и приходится иметь дело учителю. согласитесь, довольно трудно быть с каждым из двадцати, а то и тридцати учеников! Именно этим самым духом заражается (или нет) новичок, побыв в классе две-три недели. Кроме «духа», очень важны: численность класса и возраст учеников, среда, из которой пришли дети, и их уровень подготовки.
А со временем и другие характеристики приобретают большое значение: основные занятия коллектива, форма его организации, характеристики «вожаков» и степень их влияния, группировки, возникновение которых неизбежно, а также кто из детей и почему оказался вне коллектива, и как коллектив на них влияет и т.д. Все это и надо учесть, начиная «восстановительные работы» с трудным классом.
Основные категории «трудных» классов
Но, перед тем как к этому приступать, неплохо бы понимать: а что же это такое – «трудный класс»? Когда класс называют «трудным», прежде всего, речь идет о низкой успеваемости, и о неблагоприятном психологическом климате. Рассматривается класс, как правило, с позиции учителя. Поэтому возникает вопрос: в чем скрывается реальная трудность – в классе или в самом учителе?
В поисках ответа стоит рассмотреть условную классификацию трудных классов. Они бывают: объективно и субъективно трудными, а также ситуативно и устойчиво трудными.
Объективно трудный класс характеризуется либо низкой успеваемостью, либо низкой эффективностью совместной деятельности, или отрицательной мотивацией совместной деятельности. Еще одна из особенностей такого класса – неблагополучный психологический климат.
Определение «трудный» класс не означает, что в нем плохо все. Довольно часто бывает, что отлично успевающий класс, например, крайне тяжело и негативно контактирует с представителями параллельных классов, с педагогами и родителями.
Нередки случаи, когда тот или иной класс оценивается как трудный только одним учителем, у которого нет с ним контакта. Тогда речь идет о субъективно трудном классе.
Акцент в работе с объективно трудным классом делается на социально-психологическую работу с ним самим и со средой, в которой он функционирует. А в случае субъективного трудного класса психологическая работа должна проводится именно с учителем.
Если речь идет об объективно трудным классе, необходимо выяснить: его «трудность» – устойчивая характеристика или временная, спровоцированная какими-либо событиями? Тогда мы говорим о подразделении трудных классов на ситуативно и устойчиво трудные.
Есть много причин, по которым класс может стать трудным на время. Например, переживание классом травмирующих событий, или эмоционально насыщенные конфликты класса со школой в целом, а скорее – с отдельными ее представителями в лице педагогов или администрации. Ситуативно трудный класс хорош тем, что по мере разрешения конфликтов, лежащих в основе «трудности», он самостоятельно возвращается в нормальное состояние.
Характеристика проблем в «трудных» классах
Но есть и другие типы «трудных» классов – в зависимости от характера проблем, с которыми они столкнулись. Встречаются:
• Необучаемые классы, где на первом месте стоят трудности с освоением учебной программы. Состав класса, вероятно, неоднородный по уровню психического развития. В общеобразовательные школы попадают слишком разные дети. Не все из них способны усваивать программу хотя бы на «три». В таких классах необучаемость – явление весьма относительное, поскольку надо учитывать реальные возможности учеников и предъявляемые к ним требования.
• Немотивированный класс – это класс, в котором дети вполне могут учиться, но категорически не хотят. Немалую роль здесь могут играть родители – их уровень образования, профессиональный и социальный статусы. Дети из немотивированных классов нередко демонстрируют проблемы неврологического свойства. И то, что со стороны напоминает лень, на самом деле может оказаться страхом неудачи, выученной беспомощностью или школьной тревожностью.
Эмоциональная «закрытость» может быть проявлением тревожности, страха самовыражения или несформированных навыков общения.
Мотивация – характеристика, слишком тесно связанная с социально-психологическими параметрами любой группы. И особую роль здесь будет играть доминирующая в группе система ценностей. Если уровень образования, интеллект занимают в иерархии последние места, трудно ожидать стремления к обучению.
• Неуправляемые классы – классы, где на первом месте стоят трудности с дисциплиной. Главное для учеников из таких классов – занять определенное место среди сверстников. Постоянные нарушения дисциплины могут быть весьма эффективны для достижения подобных целей. Здесь также высока роль родителей: вероятно, в таких семьях дисциплина и статус педагога не являются значимыми.
• Внутренне конфликтный класс – класс, где, например, может происходить травля отдельных учеников или создаются враждующие коалиции.
• Существуют так называемые «закрытые» классы – классы, где у ребят нет эмоционального отклика, с ними нет контакта. Они усваивают программу, у них порядок с дисциплиной, но «невозможно достучаться» до их эмоций, заинтересовать их.
Среди причин такого поведения – сформированные стереотипы собственной деятельности и восприятия школы. Эмоциональная «закрытость» также может быть проявлением тревожности, страха самовыражения или несформированных навыков общения.
И, наконец, еще один непростой вариант – это «звездные» классы. Ребята, учащиеся в «А», считаются (а обычно – сами себя считают) «круче» тех, кто в «Б» или «В». Основные признаки учеников такого класса – завышенная самооценка и высокий уровень притязаний, приводящие к неадекватной оценке своих возможностей. Им трудно подчиняться школьным правилам и нормам, признавать авторитет педагогов. Они слишком чувствительны к критике и не могут извлекать из нее пользу. Подобные классы обычно крайне нелюбимы остальными учениками в школе. При работе с ними важно обратить особое внимание на их включение в общешкольную жизнь.
Разрабатывая программу психологической работы с конкретным классом, важно учитывать его специфику, причины ее формирования, условия жизнедеятельности класса, а также его место и роль в жизни школы. Работа, естественно, ведется и с классом, и с педагогами, и с родителями.