Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №17/2008

Архив

Материалы. Родительское собрание

Насколько же важно как можно раньше выбрать профессию, подходящую именно тебе, осознанно полюбить ее, обнаружить соответствующие способности и, развив их, добиться заслуженного успеха! Как страдаем мы подчас от людей «не на своем месте», не желающих, да и не способных профессионально и с энтузиазмом свои обязанности выполнять! И как редко задумываемся, что ошибку в выборе профессии можно было предотвратить еще в начале пути, будь взрослые внимательнее к подросткам.

Феликс Нодель ,
к.п.н., преподаватель литературы колледжа № 17 архитектуры и менеджмента в строительстве, г.Москва

Не ошибиться на старте

Размышления в год Семьи

Важно вовремя признать ошибку

Нам, педагогам специализированных учебных заведений, казалось бы, легче, чем нашим коллегам из массовой школы: к нам приходят люди, уже на старте определившие для себя, «кем быть?». И тем ответственнее наша задача: свести к минимуму ошибки в выборе, помочь юному человеку вовремя решить, туда ли он попал, подходит ли избранная специальность ему, а он – ей (по складу характера, темпераменту и т.д.).

Ведь на втором или даже на третьем курсах колледжей, не говоря уже о первом, бывают драматические ситуации: человек вдруг осознает, что занимает чужое место, и от этого ни ему, ни окружающим ничего хорошего ни в настоящем, ни в будущем ждать не приходится.

Юноша с архитектурного отделения пишет через два с половиной года после поступления к нам: «Я считаю, что все-таки заблудился в поисках своего места в жизни. У меня – другие данные и задатки, которые можно было раскрыть в другом учебном заведении. Из меня мог бы получиться хороший футболист или грамотный футбольный аналитик. Не попав в институт физкультуры, я поступил сюда. Что мне теперь остается в этой жизни? Скучно выполнять свою работу?».


Вера в себя и в свое будущее тоже, как правило, бывает поддержана или даже заложена с детства родителями.


В чем-то похожая картина – у девочки, поступившей на отделение менеджмента. Уже в первый месяц она призналась, что пришла в наш колледж не по своей воле и представления не имеет о профессии, которую для нее и за нее выбрали. Прошло полтора года, и она как бы продолжает диалог: «Вы спрашиваете: «Изменилось ли что-нибудь в моем отношении к профессии менеджера?» Могу смело ответить, что нет! Когда я только сюда поступила, я не знала, кто какой менеджер и чем он занимается. Теперь я приблизительно (!) могу представить это, но я не хочу быть одной из назойливых теток, которые набрасываются в магазине, как собака на кошку, предлагая тот или иной товар, практически заставляя его купить».

Давление семьи при выборе профессии

Девушка поступила к нам по настоянию родителей. Юноша – тоже. Но, в отличие от нее, он подробно останавливается на мотивах своих «предков»: «У меня правило – слушать родителей. Именно они заставили меня поступить сюда. Отец у меня тоже занимается футболом, а мама – толканием ядра. Моя мама так же, как и отец, получила травму, но она вовремя ушла из спорта и поступила в техникум. Отец остался в футболе, но после травмы он уже стал все меньше и меньше попадать в основной состав. А когда опомнился, время ушло, и он остался без образования. Мои родители не хотят, чтобы я так же загубил свою жизнь».

Сходную роль попытались сыграть родители его сверстницы с архитектурного же отделения, но она оказалась, по ее собственному определению, «упрямее»: «Мама была недоученным модельером или дизайнером одежды, а недоученным из-за того, что вышла замуж, родилась я, она стала домохозяйкой, и все эти годы, пока я росла, она горевала о своей несбывшейся мечте.

И вот – совсем еще ребенком – я стала свидетелем ожесточенного спора между ними: каждый из них хотел воплотить свои утерянные мечты во мне. попытки отца записать меня в музыкальную школу не привели к успеху. В младших классах во мне открыли талант к рисованию, и к пятому я решила, кем я буду. Эта профессия – выбор моих чувств, обдуманный выбор».


От участия семьи зависит, насколько быстро или, наоборот, с какими потерями ученик найдет свою дорогу в жизни.


В том же классе сам решил свою судьбу ее иногородний товарищ: «Меня всегда интересовали дома, особенно меня притягивала архитектура больших городов. все решения, связанные с архитектурой, я принимал сам. Например, в пятом классе я практически сам пошел и поступил в художественную школу, а после окончания школы решил ехать в Москву поступать в архитектурный колледж. К счастью, родители не навязывали свои мнения, не заставляли заниматься в каких-нибудь кружках, секциях и т.д. Но зато они мне очень помогли, когда я сказал им, что хочу стать архитектором».

Безусловно, легче тем, кто «идет на архитектуру», продолжая семейную традицию, пополняя «родовую династию». Вот два примера. Первый: «Мне очень повезло, что люди, у которых я хочу учиться, – рядом со мной. Это мои родители. Мои мама и папа – очень талантливые люди и занимаются по жизни тем, что им нравится. Мама… – архитектор. Глядя на нее с детства, я всегда поражалась, как можно настолько сильно отдаваться любимому делу. Если мама садится за стол работать или просто порисовать, для нее все перестает существовать: она полностью поглощена своим занятием. Наверно, мама сильно повлияла на выбор моей профессии. Мама очень настойчивая и всегда добивается поставленной цели», – пишет девушка – третьекурсница с архитектурного отделения.

Юноша из той же группы говорит о влиянии и примере отца (возможно, ушедшего из семьи), обеспечившего ему «старт»: «Я думаю, что я вряд ли заблудился, связав свою жизнь с архитектурой. Я еще с малых лет знаком с ней. В детстве меня всегда окружали скульптуры, картины, макеты. Мой отец всегда брал меня на выставки, на стройку. Мне еще с детства это запало в душу. Я хочу, я буду архитектором. Я мечтаю быть лучше, намного лучше своего отца. Надеюсь, вы увидите лет через двадцать, кем я стал» (нахально, конечно, но за этим – какие-то сложности во взаимоотношениях с отцом – «конкурентом», и, к тому же, «плох тот солдат»).

Сомнения неизбежны

Слово «семья» включает в себя не только отца и мать. В жизни многих моих учеников и учениц «добрыми феями» оказывались бабушки. И не только согревая внучек и внуков теплом любви, иногда компенсирующей, насколько это в их силах, недостаточную родительскую (мне приходилось писать об этом в «Вечерней Москве», в статье «Меня не надо, но я есть»), но и помогая им в выборе профессии.

Примечательна история девушки, волею обстоятельств оказавшейся «на развилке дорог»: «… в детстве у меня была мечта: стать знаменитым дизайнером. Я хорошо рисую, и у меня неплохо работает фантазия. В этот колледж я поступала сама, по своему желанию. Но поступала я «на кадастр» (а не «на архитектуру» – Ф.Н.): родители сказали, что это неплохая профессия. Я недобрала полбалла, предложили перейти на менеджмент – я согласилась. Можно сказать, что я пошла по стопам своей бабушки. Она у меня много лет работала строителем и была прорабом. Когда я ей сказала, что поступила «на менеджмент в строительстве», она очень обрадовалась. Она очень этого хотела».

А как же с мечтой детства? Девушка не отказалась от нее. Она пишет: «Свою детскую мечту я осуществлю. Я обязательно пройду курсы дизайнеров и, может быть, в дальнейшем буду хорошим и знаменитым дизайнером». Есть немало примеров, когда не поступившие сразу «на архитектуру» упрямо стояли на своем: тратили год, два и не только учились любимой специальности, но и оказывались впоследствии «лучшими по профессии». (Фотография одной из них, удостоенной престижной премии, несколько лет висела на стенде в холле.)

Будущие архитекторы, как правило, влюблены в свою профессию, что называется «с порога», но и их порой одолевают сомнения. Вот что пишет одна из моих лучших учениц о профессии и о своем пути к ней: «Есть замечательная сфера, соединяющая в себе все,  – это прекрасная и величественная, гордая и чуткая архитектура, которая находится вне времени и пространства, вездесущая королева, которой служат как верные подданные графика, скульптура, живопись. Эти три года гармонически вписались в мою жизнь и явились ее закономерным продолжением. Но сколько сомнений порой грызло изнутри! Если честно, то я несколько раз «на полном серьезе» собиралась забирать документы. А сейчас где-то в глубине души я понимаю, что у меня не было другого пути, что это, так сказать, моя «судьба». Любовь к архитектуре как будто бы жила во мне с рождения, но заговорила лишь недавно, перевернув все внутри».

Если она, написавшая талантливые эссе о любимом микрорайоне (Царицыно) и городе (Санкт-Петербурге), «собиралась забирать документы», то насколько неуверенней себя чувствовали будущие менеджеры, подчас и представления не имеющие о специальности, которой они решили посвятить свою жизнь! И тогда им на помощь приходила художественная литература, пусть даже и не входящая в программу.

В зеркале литературы

Есть книги, которые я считаю «настольными книгами менеджера», и настоятельно рекомендую их родителям своих учеников. В результате их подчас заинтересованно читают всей семьей: роман Э. Золя «Дамское счастье» и повесть П. Коэльо «Алхимик». Обратимся к сочинениям учеников, написанным после их чтения:

«Выдающимся талантом менеджера обладал герой романа Эмиля Золя «Дамское счастье». У Октава Муре было тонкое чутье на потребности своих клиентов, т.е. женщин. «Дамское счастье» – это огромный магазин с яркими, притягивающими взгляд витринами, с выгодным (для продажи) расположением отделов; он работал, как хорошо отрегулированный механизм, Октав Муре принимал иной раз очень рискованные решения».

«Для любой работы нужен талант. Для менеджера этот талант – в находчивости, остроте ума и умении общаться. Чтобы в полной мере понять это, нужно прочесть роман Эмиля Золя «Дамское счастье». В этом произведении все крутится вокруг магазина с хорошо угаданным для привлечения покупателей названием: «Дамское счастье». Муре – блистательный менеджер, а соответственно и психолог, и управленец. Он чувствует своих покупательниц и женщин в целом. Ощущает, что им нужно, на что они «клюнут». Именно таким, как Муре, я вижу современного менеджера».

«Эти произведения рассказывают о «секретах» торговли. Дело, кстати, не в размерах магазина: ведь глобальная идея – «завлекание» и реклама. Я думаю, это часть моей будущей профессии: ведь мне тоже придется придумывать, чем и, главное, как привлечь покупателей и клиентов».

«Сантьяго (главный герой «Алхимика» – Ф.Н.), говоря профессиональным языком, смог «раскрутить» дело своего хозяина. Моя будущая профессия будет связана с маркетингом, поэтому я считаю, что оба произведения – «Алхимик» и «Дамское счастье» – имеют отношение к моей будущей профессии».

«Сантьяго чем-то похож на Октава Муре из «Дамского счастья» Золя… Но… он лишь помощник, и он может только предлагать что-либо: пока хозяин не даст разрешения, он не может ничего сделать. А Муре – хозяин и инициатор разных идей. Он увеличивает площадь магазина, вводит различные ухищрения для того, чтобы увеличить прибыль. Если бы Сантьяго мог, он бы тоже постоянно вводил что-нибудь новенькое».

«Сантьяго сделал рекламу, чуть менее размашистую, но не менее эффективную, чем в романе Эмиля Золя “Дамское счастье” сделал Октав Муре».

Примечательно, что, когда студенты отделения менеджмента приходили на предприятия (в порядке практики или для подработки), они делали примерно такие же выводы, как читая книги Золя и Коэльо:

«Я понял: чтобы хорошо разговаривать с покупателями, нужно быть всегда «в форме». То есть хорошо выглядеть; должно быть хорошее настроение, надо быть общительным, уметь следить за своей речью. Ведь к помятому и хмурому продавцу вряд ли кто подойдет с вопросом», – пишет юноша, работающий продавцом-консультантом в магазине «Старик Хоттабыч». Он же делает неутешительное самонаблюдение: «Оказалось, что я многого не знаю. В магазине – очень широкий ассортимент продукции. И про большинство товаров я не знал или знал совсем чуть-чуть».

Еще беспощаднее к себе оказалась его однокурсница, работающая на фирме менеджером отдела телемаркетинга: «Мне кажется, что не каждый человек может стать хорошим менеджером. Ведь надо быть одаренным с рождения такими качествами, как хорошая речь, проницательность, способность вдохновлять, убеждать, положительно влиять на подчиненных… хороший менеджер обязан создавать хорошую атмосферу в коллективе. Необходимо прислушиваться к каждому мнению, ценить и поощрять труды своих подчиненных, а также иметь талант в разрешении конфликтных ситуаций…»

«На своем примере я могу сказать, что мне не хватает многих из этих качеств. Я сейчас уже работаю… и начинаю понимать, что у меня нет таланта к менеджменту, а есть только очень большое желание всему научиться и многого достичь в этой должности. Принцип моей работы заключается больше всего в убеждении клиентов. Только теперь я понимаю, что надо иметь талант убеждать, что к каждому клиенту надо подходить как к личности, узнавать его желания, претензии и капризы. Еще надо держать себя в руках, если клиенту что-то не нравится и он начинает высказывать свое недовольство. А ведь это тоже является талантом: быть милым, приветливым и отзывчивым человеком».

А ее подруга, попробовавшая себя в роли менеджера в автостраховой компании, наоборот, убедилась, что поступила правильно, выбрав эту профессию: «Я считаю, что эта профессия – мое призвание. Причем я это поняла еще до поступления в колледж. Еще больше в своем призвании я убедилась, когда пошла работать. Теперь я знаю, что не зря выбрала профессию менеджера: у меня все получается и, надеюсь, в дальнейшем, уже получив диплом и имея стаж работы по своей специальности, я стану хорошим руководителем какой-нибудь компании».

Вот так-то: со студенческой скамьи – прямо в Октавы Муре или в герои повести Р.Баха «Чайка Джонатан Ливингстон», если это архитекторы. Девушка «с архитектурного» так и пишет: «Я стану хорошим архитектором и сделаю то, что невозможным кажется на первый взгляд (мне многое не нравится в архитектуре Москвы, я хочу это изменить; я хочу сделать так, чтобы парки, сады не уничтожались для строительства, а наоборот: распускались цветники вокруг построенных домов). Может, я многое хочу. Но так же я думала, поступая сюда. Я сюда поступила, ибо человек добивается того, чего хочет. Ведь Чайка Джонатан Ливингстон смогла летать быстрее и выше, чем остальные, благодаря своему желанию и упорству (а за вымышленным героем Р.Баха встают реальные создатели города Верного – нынешней Алма-Аты из романа Ю.Домбровского «Хранитель древностей» – Ф.Н.). Кто скажет, что благодаря этим качествам человек не добьется всего, чего пожелает?»

Вера в себя и в свое будущее тоже, как правило, бывает поддержана или даже заложена с детства родителями. Во многом именно от участия семьи зависит, насколько быстро или, наоборот, с какими потерями ученик найдет свою дорогу в жизни.

TopList