Архив
Идеи. Патриотическое воспитание
Что должно стать главной частью патриотического воспитания? Этот вопрос мучает многих учителей, хотя вслух озвучивают его редко. Многие патриотическое воспитание отождествляют с военно-патриотическим. Другие говорят о «малой Родине». Правомерно ли любое сужение проблемы?
В конце прошлого учебного года в Краснодаре проводился специальный семинар для классных руководителей, посвященный именно этому вопросу. Про семинар рассказывали примерно так: «Там было очень интересно! Наконец-то мы поговорили о патриотическом воспитании серьезно!».
Стало понятно: предложенные на семинаре идеи и материалы могут пригодиться и в других регионах. Например, почему бы не поговорить о целях и задачах патриотического воспитания на школьном методическом объединении классных руководителей? Тем более что предложенная автором статьи схема проста и очень понятна.
Татьяна Сысова ,
зам. директора по воспитательной работе МОУ СОШ № 30, г. Краснодар
зам. директора по воспитательной работе МОУ СОШ № 30, г. Краснодар
В поисках истины
Содержание современного патриотического воспитания
Мы никогда всерьез не задумывались, но, может быть, самая глубокая идея патриотического воспитания выражена в этих известных строчках?
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А, может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять…
В этих простых словах заложен смысл патриотического воспитания, та основа, без которой оно не сможет существовать. Это нравственное начало каждого человека – дом, мать, друзья… Если в патриотическом воспитании не созданы условия для детской заботы о людях, чья жизнь и работа создавала культурные ценности нашей страны, то такое воспитание становится неполноценным.
Поразмышляем о понятиях
Важно, чтобы классные руководители сформулировали свои собственные ответы на следующие вопросы:
• Что же такое патриотизм?
• В чем основа патриотического воспитания?
• В чем же цель патриотического воспитания?
Ведь, если не видишь конкретной цели, чего ты хочешь добиться, какие рычаги для этого использовать, не стоит и начинать свою деятельность.
Попробуем еще раз задуматься над определением термина патриотизм. Он кажется простым и очевидным. Прежде всего, это – гордость за свою страну. Но здесь мы сталкиваемся с проблемой, которую зачастую обходят педагоги: гордость за что именно? В истории нашей страны, как и многих других, есть немало темных пятен, добра и зла. Как научить детей различать их?
На классном часе учитель может назвать каждой группе учеников имя или рассказать об историческом событии и попросить ребят привести аргументацию, почему этого человека можно (или нельзя) назвать патриотом. Например:
• С.П. Королев – создатель ракеты, которая вывела на орбиту первого космонавта Земли Ю.Гагарина. Но и множества других ракет военного назначения, каждая из которых способна уничтожить целую страну.
• А.Д. Сахаров – нравственный образец, но он же и разработчик термоядерных сверхбомб, способных уничтожить цивилизацию.
• Что мы принесли в 1945 году в Европу? – Освобождение от фашизма и насаждение своего, ненужного этим странам режима.
• Афганистан, Чечня…
Коллективный разговор на эту тему подводит к непростому вопросу: а есть ли общий критерий позитивного действия в нашей отечественной истории и нужен ли он?
Несомненно, гордиться можно только тем, что помогало и помогает развиваться людям своей страны и не мешает жить людям других стран. И, если мы хотим сформировать человека, способного жить в противоречивом современном обществе, мы не должны обходить стороной эти проблемные ситуации, не должны стараться показать только положительные стороны в развитии. Мы должны дать возможность школьникам проанализировать сложные явления, определить и защитить свои позиции, найти компромисс и познакомиться с другими мнениями, подчас противоположными.
Современные методы патриотического воспитания
Попробуйте вспомнить и посчитать, сколько за последний год в ваших школах прошло диспутов, дискуссий, обсуждений на историко-культурные, патриотические темы? Наверное, немного. А ведь именно проблемность является сегодня необходимой частью развивающего воспитания. Это – резерв современного патриотического воспитания.
А теперь проведем эксперимент: назовите мероприятия, которые вы традиционно проводите в школе, вносите в план работы школы под грифом «патриотическое воспитание». Наверняка, круг и тематика этих мероприятий окажутся очень узкими.
Следовательно, чтобы патриотическое воспитание было современным, необходимо решать хотя бы следующие задачи:
• Расширение спектра деятельности патриотической направленности.
• Использование в патриотическом воспитании дискуссионных, проблемных методов.
Мы сами создаем педагогическую милитаризацию и сами снижаем то позитивное начало, которое заложено в понятии патриотизм. Внеклассная работа не может быть военно-патриотической в узком смысле. Мы не воспитываем военных, в современных школах нет военного дела как учебной дисциплины. Мы воспитываем граждан своего государства. И поэтому уместнее будет рядом со словом патриот поставить термин гражданин и соединить эти два понятия.
Сутью гражданского воспитания является создание у школьников опыта социального группового и индивидуального поведения, решения проблем, социального действия, культурной защиты своих и групповых интересов. Это формирование гражданских умений, гражданского поведения.
Формирование гражданского поведения – это:
• Создание условий для появления у школьников опыта защиты своих личных интересов.
• Создание условий для формирования опыта защиты интересов группы, коллектива.
• Создание условий для появления опыта активного социального действия.
• Создание условий для получения детьми опыта участия в организации коллективной жизнедеятельности.
• Создание условий для появления опыта нормотворчества: выработки учащимися и педагогами коллективных норм, правил, законов.
Именно опыт нормотворчества является центральным для гражданского воспитания. И если соединить эти два важнейших понятия, «патриотизм и гражданственность», можно построить правильное направление воспитательной деятельности каждого учебного заведения.
Практикум по созданию плана проведения
месячника
патриотической и спортивно-массовой работы
На методическом объединении классных руководителей можно попытаться сконструировать модель проведения в школе месячника героико-патриотической и спортивно-массовой работы с учетом современного подхода к проблеме патриотического воспитания.
Задание: пусть каждый из присутствующих назовет не более двух мероприятий по патриотическому воспитанию, которые удачно проведены в вашем учебном заведении. А экспертная группа зафиксирует их на доске, распределив по тематическим группам в зависимости от направлений:
• военно-патриотическое;
• спортивно-патриотическое;
• культурно-патриотическое;
• научно-патриотическое;
• историко-краеведческое.
Модельное проектирование: каждая микрогруппа выбирает одно из направлений патриотического воспитания, в соответствии со структурой определяет ключевое мероприятие и занимается нормотворчеством. При этом определяется:
• педагогическая цель;
• совместное с учащимися планирование и подготовка;
• этапы реализации и проведения;
• формы и вопросы для совместного анализа, подведения итогов.
На работу группа получает 15 минут и проводит защиту своих проектов.
Модель внеклассного мероприятия: учителям предоставляется право набрать как можно больше положительных баллов, поучаствовав в аукционе памятных дат. Они написаны на доске. Задача – определить, какая общая тематика их объединяет, и, по возможности, назвать как можно больше событий, связанных с ними. Время для обсуждения в группах – 5 минут. В будущем по той же модели аукцион предлагается провести у себя в классе.
Далее проходит аукцион «Дни воинской славы России» с учетом истории Краснодарского края.
Аукцион памятных дат «Дни воинской славы России»
27 января День воинской славы России (День снятия блокады города Ленинграда) 27 января 1944 г. советские войска полностью сняли длившуюся 900 дней фашистскую блокаду города. В ознаменование окончательного снятия блокады в этот день в Ленинграде был дан салют. |
|
2 февраля День воинской славы России (разгром фашистских войск под Сталинградом) День разгрома в 1943 г. советской армией фашистских войск в битве под Сталинградом. 200 героических дней обороны Сталинграда вошли в историю, как самые кровопролитные и жестокие. |
|
12 февраля День освобождения города Краснодара В ходе Краснодарской военной операции 12 февраля был освобожден Краснодар, что стало одним из кульминационных событий в освобождении Кубани от немецко-фашистских захватчиков. |
|
15 февраля День памяти воинов-интернационалистов Россия отмечает День памяти воинов-интернационалистов, участвовавших в урегулировании военных конфликтов на территориях ближнего и дальнего зарубежья. |
|
23 февраля День защитника Отечества 10 февраля 1995 г. Государственная Дума России приняла федеральный закон «О днях воинской славы России», в котором этот день назван так: «23 февраля – День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии в 1918 г. – День защитника Отечества». Сегодня большинство граждан России склонны рассматривать День защитника Отечества не столько как годовщину великой победы или день рождения Красной Армии, сколько как день настоящих мужчин – защитников в широком смысле этого слова. |
|
18 апреля День воинской славы России (победа русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере; Ледовое побоище, 1242 г.) Эта битва, вместе с победами князя Александра над шведами (15 июля 1240 г. на Неве) и над литовцами (в 1245 г. близ Усвята), имела важное значение для Пскова и Новгорода, задержав напор трех серьезных врагов с запада – в то самое время, когда остальная Русь терпела от княжеских усобиц и последствий татарского завоевания большие потери. В Новгороде долго помнили Ледовое побоище немцев: вместе с Невской победой над шведами оно еще в XVI в. вспоминалось на служениях во всех новгородских церквях. |
|
День Победы 9 Мая 9 Мая – День Победы – святой для каждого из нас праздник, и мы, сегодняшние граждане страны, обязаны передать память о Победе, сами традиции празднования Дня Победы в будущее. На протяжении десятилетий День Победы 9 Мая оставался самым трогательным, самым душевным праздником страны. Никакие другие праздники не смогут сравниться с ним. |
|
22 июня День памяти и скорби Памятная дата «День памяти и скорби» установлена Указом Президента России от 8 июня 1996 г. как дань памяти жертвам Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., а также жертвам всех войн за свободу и независимость России. В День памяти и скорби на территории страны приспускаются Государственные флаги Российской Федерации. Учреждениям культуры, каналам телевидения и радиостанциям рекомендовано в этот день не включать в программу развлекательные мероприятия и передачи. |
|
10 июля День воинской славы России (День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении) Полтавская битва – решающий эпизод Великой Северной войны в 1709 г. В ней участвовали русская армия Петра I и шведская армия Карла XII. Решительная победа русских привела к перелому в Северной войне в пользу России и положила конец господству Швеции как главной военной силы в Европе. |
|
9 августа День воинской славы России (первая в истории победа русского флота) В соответствии с Федеральным законом от 13.03.1995 г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России» 9 августа – День воинской славы России, день первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут в 1714 г. |
|
23 августа День воинской славы России (День разгрома немецко-фашистских войск в Курской битве) Курская битва явилась решающей в обеспечении коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Гитлеровское командование планировало провести крупное наступление летом 1943 г., овладеть стратегической инициативой и повернуть ход войны в свою пользу. Для этого была разработана и в апреле 1943 г. утверждена военная операция под кодовым названием «Цитадель». |
|
8 сентября День воинской славы России (День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова) Бородинское сражение – крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 г. между русской и французской армиями. Состоялось 7 сентября (26 августа по старому стилю) 1812 г. у села Бородино (в 125 км западнее Москвы). Бородинское сражение считается одним из самых кровопролитных сражений XIX в. |
|
11 сентября День воинской славы России (победа русской эскадры над турками у мыса Тендра) Одним из важнейших событий русско-турецкой войны 1787–1791 гг. стала победа русской эскадры над турками у мыса Тендра. Блестящая победа русского флота под командованием контр-адмирала Ф.Ф. Ушакова обеспечила прорыв к Измаилу Днепровской флотилии, оказавшей большую помощь сухопутной армии во взятии крепости. |
|
14 сентября День памяти жертв фашизма День памяти жертв фашизма – это День памяти десятков миллионов людей, сгинувших в результате гигантского, нечеловеческого эксперимента. С 1962 г. было принято считать каждое второе воскресенье сентября Международным днем памяти жертв фашизма. Этот день был определен именно в сентябре, так как на этот месяц приходятся две даты, связанные со второй мировой войной, – день ее начала и ее полного завершения. |
|
21 сентября День воинской славы России (День победы русских полков в Куликовской битве) День воинской славы России, День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 г.). Битва на Куликовом поле серьезно подорвала военное могущество Золотой Орды и ускорила ее последующий распад. Она способствовала дальнейшему росту и укреплению русского единого государства, подняла роль Москвы как центра объединения. |
|
9 октября День освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков (завершение битвы за Кавказ) 9 сентября началась Новороссийско-Таманская операция 1943 г., в результате которой была прорвана «Голубая линия», а 9 октября в результате кровопролитных боев Красная Армия полностью очистила от оккупантов Таманский полуостров, завершив тем самым героическое освобождение Кубани от немецко-фашистских захватчиков. |
|
7 ноября День воинской славы России (День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции; 1941 г.) Проведение в 1941 г., в самые трудные для страны дни войны, военного парада на Красной площади имело большое военно-политическое значение, оказало моральное воздействие большой силы на боевой дух войск, способствовало эмоциональному подъему и укреплению веры в окончательную победу у народов страны. |
|
11 ноября День памяти (окончание Первой мировой войны) 11 ноября 1918 г. Компьенским перемирием, означавшим капитуляцию Германии, окончилась Первая мировая война, продолжавшаяся четыре года и три месяца. В ее огне погибло почти 10 миллионов человек, около 20 миллионов было ранено. Таких потерь человечество дотоле не знало. |
|
13 ноября День памяти погибших на Михизеевой поляне. 66 лет со времени массового расстрела гитлеровцами жителей поселка Михизеева Поляна Мостовского района (1942 г.). В 1952 г. в станице Махошевской состоялось перезахоронение погибших. |
|
1 декабря День воинской славы России (победа русской эскадры над турками у мыса Синоп) Это было одно из первых сражений Крымской войны, начинавшейся как конфликт России и Турции. Русская армия и флот имели ощутимое преимущество над слабеющей Османской империей, которую современники называли «больным человеком Европы». |
|
5 декабря День воинской славы России (начало контрнаступления советских войск в битве под Москвой) Контрнаступление началось 5–6 декабря на фронте от Калинина до Ельца. Боевые действия сразу же приняли ожесточенный характер. Несмотря на отсутствие превосходства в силах и средствах, на сильные морозы, глубокий снежный покров, войска левого крыла Калининского и правого крыла Западного фронтов уже в первые дни контрнаступления прорвали оборону противника южнее Калинина и северо-западнее Москвы, перерезали железную дорогу и шоссе Калинин – Москва и освободили ряд населенных пунктов. |
|
15 декабря День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей В России в этот день вспоминают журналистов, погибших при исполнении профессионального долга. Родственники, друзья и коллеги чтят память талантливых репортеров, фотографов, телеоператоров, отдавших жизнь в «горячих точках» и в мирное время в борьбе за честную и оперативную информацию. |
|
24 декабря День воинской славы России (День взятия турецкой крепости Измаил) Особое значение в ходе русско-турецкой войны 1787–1791 гг. имело взятие Измаила – цитадели турецкого владычества на Дунае. Умелое руководство Суворова и его соратников, отвага солдат и офицеров решили успех боя. Екатерина II повелела выбить медаль в честь А.В. Суворова за взятие Измаила и учредила офицерский золотой крест с надписью «За отменную храбрость» – для награждения за подвиги, совершенные при штурме Измаила. |
Использованы источники:
• Федеральный закон от 13.03.1995 г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России»;
• Закон Краснодарского края от 29.11.2006 г. № 1145-КЗ «Об установлении праздничных дней и памятных дней в Краснодарском крае».
Творческое задание: в заключение экспертная группа может провести для каждой микрогруппы еще одно испытание, связанное с темой методобъединения. Проводится конкурс «Караоке» песен на патриотическую тематику. Для победителей аукциона и его участников организуется награждение.
Рефлексия: каждая группа отвечает на поставленные вопросы по проведению занятия. Потом проходит коллективное обсуждение в кругу.