Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №17/2008

Архив

Идеи. Cоуправление

Небольшая подборка материалов о последних открытиях в психологии даст возможность учителю по-новому посмотреть на своих учеников. А еще послужит интересным источником для классных часов и родительских собраний.

Сергей Поляков ,
г. Ульяновск, кафедра воспитательных проблем образования ИПК

Держитесь друг за друга…

Заметки о демократизации школы

Когда мы начинаем рассуждать о демократизации школы, необходимо сначала договориться – что же мы имеем в виду. Давайте определим, дорогие учителя, говорим ли мы о внешних признаках демократизации: наличии органов самоуправления, подобных государственным (школьных думах, правительствах, президентах с соответствующими квазипартийными выборами и символами), а также о праве учеников на выбор предметов (про которое они имеют смутное представление), или мы говорим о стремлении людей школы к демократическому укладу жизни образовательного учреждения.

Традиции А.Н. Тубельского

Опыт демократического существования может быть и опытом бюрократического, административного действия. Но он может стать и опытом договора и защиты интересов.

И вот здесь важно вспомнить о традициях школы А.Н. Тубельского. Александр Наумович много раз говорил о том, что в демократическом укладе школы школьники получают опыт выборов, опыт руководства и подчинения, опыт совместного решения, опыт нормотворчества, опыт защиты групповых и индивидуальных интересов, наконец, опыт прав «проигравших» (опыт прав меньшинств).

В последние годы я неоднократно проводил семинары в разных регионах, на курсах заместителей директоров школ. И благодаря им делал анализ того, как у них в школах обстоят дела с демократическим опытом, в какой мере каждая конкретная школа дает его ребятам. Картина слабо меняется от региона к региону (а я побывал во множестве городов: Псков, Великий Новгород, Петрозаводск, Нижний Новгород, Ульяновск, и др.).

Иногда в школах есть первое – выборы, второе – власть-подчинение и третье – принятие решений. Остальное отстает – и с большим отрывом. На четвертое место (уже с большим отставанием) выходит нормотворчество, и совсем по капельке остается на ситуации защиты интересов и прав меньшинств.

Причем те учителя, которые все-таки называют защиту интересов школьниками реалиями своей школы, начинают рассказывать не про то, что педагоги создали эту возможность и ее поддерживают, а про «случай»: когда ребята чему-нибудь возмутились и, сметая растерянных взрослых, сами добились каких-то результатов. Ну а про права «проигравших» – на моей практике два примера за четыре года.

Причины отсутствия демократии в школах

Ответ на вопрос об упадке демократии в школах многослоен. Причины кроются и в отсутствии в развитом виде этих реалий во взрослом сообществе, и в наивных представлениях о самоуправлении и гражданском воспитании. Нельзя не вспомнить об администативно-финансово-бюрократическом отвердении управления образованием (под лозунгами инноваций!), и о преобладании идеи конкуренции и конкурентоспособности в современной жизни – в ущерб идеям совместности и общего умного действия. (Я не против конкурентоспособности, но надо различать – где паровоз, где вагоны.)

Получается, что педагог, директор, пытающиеся строить демократический уклад сегодня, неизбежно, даже сами не желая этого, становятся диссидентами от образования. Ну а диссидентство требует ой какого характера и здоровья.

Основные тенденции

Процессы, идущие в современной общественной и школьной жизни, выглядят очень грустно: катки конкуренции, рикошеты от ЕГЭ, рост шоу-эталонов в жизни партий и в молодежной политике-практике. Все это приводит к тому, что демократизация вырождается в пустую форму, превращается в зрелище.

Слабенькие факторы поддержки нормотворчества, защиты интересов, прав меньшинств, идущие в образе вялой, но все же текущей к регионам волны общественных палат и должностей защитников прав, глушатся на корню. Стоит ли говорить, как мало влияют эти благие инициативы на реальную жизнь школ.

Так что, дорогие школы, стремящиеся дать школьникам опыт договоров, внутришкольных инициатив и взаимопонимания, держитесь друг за друга! В конце концов, 734-я школа г. Москвы – «школа А.Н. Тубельского» – все еще находится на этом пути и вроде бы не собирается сворачивать. И это очень важно, потому что без подкрепления жизненными фактами все наши стремления к хорошему остаются только мечтой.

Проверьте ситуацию в своей школе

Как узнать, формируется ли у вас в школе гражданский опыт (или, как говорил А.Н. Тубельский, «опыт демократического действия»)?

Можно провести относительно простое анкетирование старших школьников. Еще один вариант – анкетирование учителей и школьников. Третий вариант исследования – самому выполнить задание про свою школу.

Оцените, в какой мере школьники вашей школы получают:

– опыт выборов в органы школьного самоуправления;

– опыт руководства и подчинения при организации общей деятельности;

– опыт выработки и принятия совместных решений, касающихся общих задач и проблем;

– опыт нормотворчества (совместной выработки норм, правил, законов жизни класса или школы);

– опыт защиты своих групповых и индивидуальных интересов;

– опыт выработки и реализации прав «проигравших» (опыт прав меньшинств).

Используйте при ответах по каждой позиции такую систему оценивания:

«+» — школьники нашей школы такой опыт получают систематически;

«+?» — школьники нашей школы такой опыт иногда получают;

«?+» — школьники нашей школы такой опыт получают, но редко.

«?» — школьники нашей школы такого опыта не имеют.

Поразмышляйте над полученными результатами. Попробуйте вместе с коллегами найти ответы на вопросы: что школе следует не потерять, что поддержать, на что обратить внимание? Какие возможности и ресурсы есть в вашей школе для создания и усиления демократического опыта?

TopList