Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №16/2008

Архив

Материалы. Внеклассное мероприятие

Юрий Гурин ,
игротехник, школа № 590, г. Санкт-Петербург

Лучший психолог

Развивающая игра

В этой игре нужно отгадать участника по его ответам на вопросы. Игра поможет педагогу понять, насколько хорошо дети знают друг друга, выявить коммуникабельных учеников и детей, у которых есть проблемы в общении. При грамотной организации игра будет способствовать установлению в коллективе доверительной атмосферы, сплочению группы. Игру можно проводить на классных часах, на вечерах отдыха, во время походов, поездок, на занятиях по психологии.

Описание и характеристики игры

Возраст участников – от 10 лет.

Оборудование: ручки, чистые листы бумаги или бланки с ответами.

Приблизительное количество участников: от 7 до 20.

Участие взрослого: обязательно.

Время игры: 30–60 минут (в зависимости от числа участников).

Ход игры

1 этап. Подготовка к игре

Ведущий подбирает 8–12 простых вопросов. Например: «Ваш любимый (нелюбимый) цвет (актер, вид спорта, животное, время года, праздник, имя, игра, певец, телевизионный канал, писатель, день недели и т.д. и т.п)».

Перед началом игры ведущий объявляет, сколько будет задано вопросов. Участники игры берут по листочку бумаги, подписывают их и ставят в столбик числа, соответствующие числу вопросов.

Можно заранее распечатать бланки с вопросами и раздать их участникам игры. С одной стороны, так удобнее, но в этом случае существенно сокращается общение участников с ведущим, а игра начинает походить на тестирование.

2 этап. Отвечаем на вопросы

Ведущий задает вопросы, а участники игры записывают ответы на своих листах, следя за тем, чтобы их записи не видели другие игроки. Отвечать нужно коротко, ответы писать четко.

Ведущий должен заранее оговорить максимальное количество вариантов ответов. Лучше, чтобы их было не больше двух. То есть на вопрос «Ваша любимая музыкальная группа» можно назвать одну – две группы. После того, как участники игры ответят на все вопросы, ведущий собирает листы.

3 этап. Отгадываем авторов ответов

Ведущий перемешивает листы с ответами. Затем берет верхний лист и, не называя того, кто этот лист заполнил, читает вслух вопросы и ответы. После озвучивания всех ответов участники игры по очереди говорят, кто, по их мнению, дал такие ответы.

Ведущий записывает версии участников игры в специальную таблицу (в верхней графе – порядковые номера листов и имена тех, кто их заполнял, в левом столбце – имена участников игры, в строках – имена, которые они назвали). Потом ведущий берет второй лист и так далее до тех пор, пока не будут прочитаны все ответы и названы версии всех игроков.

Примечания:

1. Когда участник слышит собственные ответы, он может назвать любое имя, чтобы не выдавать себя.

2. Участник может назвать одно имя несколько раз (например, если решит, что раньше ошибся). См. таблицу.

Пример таблицы (в игре участвовало 7 человек).

  1.
Саша
2.
Таня
3.
Маша
4.
Настя
5.
Андрей
6.
Миша
7.
Гриша
Всего
игрок
узнал
Маша Саша Настя Таня Миша Гриша Таня Гриша 2
Саша Андрей Таня Миша Настя Гриша Маша Гриша 3
Таня Саша Настя Андрей Настя Миша Гриша Андрей 3
Гриша Настя Таня Маша Настя Андрей Саша Миша 4
Андрей Саша Маша Настя Саша Гриша Таня Гриша 2
Настя Гриша Маша Саша Таня Андрей Саша Миша 1
Миша Андрей Таня Настя Саша Гриша Таня Гриша 2
Всего
игрока
узнали
3 3 1 3 2 0 4  

4 этап. Подведение итогов

С помощью таблицы можно составить рейтинги участников игры по двум параметрам:

1. Знание участником игры своих товарищей.

2. Открытость участника игры для окружающих.

Для этого нужно просто посчитать правильные ответы в строках и столбцах.

В нашем примере итоги таковы.

Самый лучший психолог – Гриша, за ним идут Саша и Таня, а самые слабые результаты продемонстрировала Настя.

Самым открытым в этой компании тоже оказался Гриша. Второе место поделили Саша и Настя. Ну а «темной лошадкой» оказался Миша.

Обычно ребятам интересно узнать результаты, причем сам познавательный интерес является достаточно сильной мотивацией для участия в игре, и награждать кого-либо после окончания игры необязательно.

Рекомендации по проведению игры

Вопросы, задаваемые ведущим, должны соответствовать возрасту и уровню развития участников игры. Можно использовать темы, актуальные и популярные именно в вашем коллективе, а также темы, связанные с учебным материалом. Например, можно предложить назвать любимого (или наоборот, нелюбимого) героя изучаемого литературного произведения, любимую теорему и т.п.

Не следует критиковать тех, кто не сумел показать хорошие результаты, ведь главный итог игры в том, что полезную информацию о себе и о своих товарищах получат все участники игры.

Если время игры ограничено, то подвести итоги игры лучше в другое время.

Развитие игры

Игру можно проводить несколько раз в одном коллективе, при этом каждый раз нужно предлагать новые вопросы. Впрочем, вопросы можно заменить творческими заданиями («закончи фразу», «подбери рифму» и т.п.)

При желании в игру все-таки можно ввести соревновательный элемент. Определить абсолютного победителя можно путем сложения баллов, набранных игроками за отгадывание других участников, и баллов за узнавание игроков другими участниками. В нашем примере таким победителем стал бы Гриша, который набрал 8 (4 + 4) баллов. На последнем месте оказался бы Миша с 2 (0 + 2) баллами. Вводить такой элемент нужно осторожно, помня о том, что основная задача игры – сплочение коллектива.

Игру также удобно использовать как элемент более сложных коллективных игр типа «Звездная пара», «А ну-ка, мальчики», в которых соревнуются пары или отдельные участники. В этом случае будет определяться пара, в которой партнеры лучше знают друг друга, или участник, который лучше всех знает других участников.

В игру можно ввести дополнительный этап – «Прогнозируем ответы». В этом случае ведущий, прежде чем зачитывать ответы участников, называет все варианты ответов на какой-либо вопрос, а затем просит выбрать самый, по мнению участников, популярный вариант. Разумеется, делать это нужно в том случае, если некоторые участники ответили на вопрос одинаково. За правильный прогноз можно давать дополнительные баллы.

TopList