Архив
Материалы. Внеклассное мероприятие
Ирина Вознесенская ;
Вячеслав Зайчиков ,
г. Рязань
г. Рязань
Знакомство
Тренинг для старшеклассников
Тренинг «Знакомство» появился как ответ на проблему десятиклассников, которая возникает из-за переформирования классов. В результате возникают новые отношения, которые можно обозначить так:
1) «Мы всегда учились в этом классе, а вы нет! Кто вас звал к нам?»;
2) «Ушедшие из нашего класса ребята – это да, не чета вам, новеньким!»;
3) «Ну и тоска тут у вас, “аборигены”! Вот в моем классе было!»;
4) «В старом классе мне было хорошо, а как-то меня примут здесь?» и т.д.
И это еще не весь перечень «узких мест» взаимоотношений, которые складываются между старшими подростками в школе. Позитивно повлиять на такое положение вещей очень непросто. Тем более что главное в 10-м классе – учеба, а не общение. Общение подождет!
Общее заблуждение многих ребят, которое усугубляем мы, взрослые, – «в старших классах нужно только учиться». И учатся так много и азартно (8–10 уроков в день, не считая добросовестной домашней подготовки), что зачастую даже в конце учебного года (жалуются классные руководители) далеко не все друг друга по именам знают(!) или, что много хуже, так ревниво относятся к успехам и достижениям одноклассников, что иначе как саморазрушающей жесткой конкуренцией это состояние не назовешь.
Этим неумением-нежеланием общаться в большей степени заражены так называемые профильные, или специализированные, классы (химико-биологические, физико-математические, юридические, экономические) – интеллектуальные инкубаторы будущего нашей страны.
Чтобы как-то повлиять на это, мы в осеннее время (сентябрь – октябрь) проводим в старших классах тренинг «Знакомство». Он проводится в школьных помещениях – классах или залах – с 9 до 13–14 часов (продолжительность зависит от количества школьников). Наш тренинг делает ближе друг к другу «звезд», собранных на конкурсной основе из разных школ города, и дает старт их дружному двухлетнему разбегу к экзаменам в вузы.
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ
Мы входим в холл школы. Там стоят и сидят – редко группами, а чаще поодиночке – старшеклассники (часто не глядя друг на друга, с выражением лиц «я вас не трогаю – вы меня не трогайте») трех разных классов, из которых нам предстоит сделать класс. В нас быстро опознают нешкольных работников, разглядывают кто с интересом, кто с неодобрением, кто смотрит доброжелательно, кто насуплено. Мы здороваемся и проходим в помещение обычного класса, раскладываем на учительском столе все свое – карточки для визиток и булавки, свистки и мячи, листы бумаги и ручки-маркеры. Открываем окна и ждем.
Слышится движение ног, открывается дверь, а дальше: «Здравствуйте. А заходить можно?» или проходят не спрашивая. Вот они уже сидят за столами, переговариваются, на столах появляются авторучки, тетради – часто новенькие. Понятно, ведь ребята пришли в этот класс учиться! Всего их – около тридцати, таких разных и нам еще совсем неизвестных. Это чувство новизны не оставляет нас и теперь, когда за плечами классов – немерено.
Мы начинаем. Коротко представляемся и делаем первое предложение – столы поставить вдоль стен и освободить середину класса. Понимаем, что многих это сбивает с толку, многих – интригует. Но это только начало... Просим всех сесть в круг. Надо отметить, что эта простая фигура получается с первого раза далеко не всегда. Иногда такой круг умудряется заиметь даже углы. Тогда просим, чтобы все сели так, чтобы каждому было видно каждого. Кое-что может обратить на себя наше внимание и позволит сделать первые предположения. Если все рассядутся так, словно им приказали разделиться по половому признаку, придется сразу считаться с этим, а в дальнейшем и кое-что предпринять.
Пошумев, все усаживаются. Пришло время представить себя, свой центр и свою работу. Делаем это, как нам кажется, убедительно и динамично. При этом не забываем для начала спросить о том, что для них означает слово «психолог». Чего только не знают о психологах и психологии! И всегда вопрос-утверждение: «Тестировать будете?!»
«А что вы понимаете под словом “тренинг”?» – спрашиваем мы. Говорят разное, но кто-нибудь оказывается совсем близко к сути понятия. Делаем акцент на отличии тренингов от уроков и лекций. Методом простого поднятия рук выясняем, сколько ребят училось в 9-м классе этой школы, который дал теперь 10-му букву «А», сколько ребят училось в других классах этой же школы, сколько ребят пришло из других школ (пока не выясняем, из каких). Рассказываем о специфике тренинга и обозначаем его цель – дать самому себе (и всем другим тоже) шанс узнать получше других и определиться, «с кем быть» ближайшие два года. Говорим о том, что у нас есть возможность соединить их 5–10-минутные перемены между уроками и играючи посвятить эти два дня только одной заботе – «себя показать и других посмотреть».
Постепенно подходим к тому, что всякие игры нуждаются в правилах. Называем эти правила. (Иногда их предлагают учащиеся.) Далее кратко расшифровываем смысл каждого правила (листочек с перечнем правил уже получил каждый).
* * *
После того как учащиеся познакомились с правилами, мы спрашиваем, нет ли еще каких-нибудь правил, которые нужны именно для их группы. Если дополнений нет, то предлагаем каждому определиться и показать всем «на пальцах», на сколько баллов он согласен придерживаться этих правил. Затем обсуждаем и комментируем результаты этого голосования.
Знакомство
Раздаем всем по карточке и предлагаем обозначить на ней себя так, как ему (ей) хотелось бы, чтобы его (ее) здесь и сейчас называли... Пускаем по кругу несколько маркеров и просим кого-нибудь из тех, кто быстро все написал и уже прикрепил визитку с булавкой на грудь, начать знакомство, то есть назвать свое имя (только имя), школу и высказать свои ожидания (иногда и опасения) от тренинга. Иногда возникает маленькое препирательство – в какую сторону двинуться по окружности с представлением: ах, как бы оказаться последним! Правда, потом у последних (вот оказия!) нередко возникает проблема: «не хочу повторяться», «все уже сказали»... Если имена на визитках одинаковые, мы предлагаем договориться о вариантах: «Оля – Олечка – Ольчик – ...».
За этим занятием проходит примерно час, поэтому, естественно, у всех появляется потребность встать и подвигаться. Все встаем, отодвигаем стулья подальше и... пока что никуда не двигаемся, а дружно опускаем голову вниз, разглядываем свою обувь и ждем команды, чтобы поднять глаза и при этом с кем-нибудь встретиться взглядом. Те, кто встретился взглядами, становятся парами. Они выходят из круга и ждут, пока все остальные таким же образом разобьются на пары... Понятно, что кому-то помогают дружеские отношения, кому-то «везет» случайно, но всегда есть такие, кто упорно отводит глаза в сторону или задирает голову вверх... В трудном положении оказываются те, кто сидел тесной приятельской группой, так как они стоят рядом, а встречаться взглядами с соседом справа и слева нельзя... Когда остаются 4–5 человек из самых «упорных» или «невезучих», то тут уже ясно куда смотреть – смотри прямо напротив!
Уединившись, пары (может быть одна «тройка») в течение 5–6 минут интервьюируют друг друга, выясняя биографические данные, склонности, хобби и все, что им будет полезно знать друг о друге, чтобы суметь в выгодном свете представить своего партнера так, словно он привел его в свою компанию.
Мы предупреждаем, что от этого представления зависит, будет ли компания расположена доброжелательно принять человека или отторгнет его... По желанию одна из пар представляется. После представления (беглого или обстоятельного, покровительственного или шутливого) мы спрашиваем, доволен ли представленный, не желает ли он что-нибудь поправить, что-нибудь добавить, предлагаем всем желающим задать ему любые уточняющие вопросы. Завершаем работу вопросом, обращенным к классу: «Ну что, принимаем NN?» Вместо ответа (или вместе с ответом «Да, принимаем!») в адрес NN (а представлявший принимает это и на свой счет тоже) звучат одобрительные аплодисменты...
Затем мы предлагаем только что представленному рассказать о своем партнере. Так знакомятся примерно четверть присутствующих (от 5 до 8 человек). Это очень интересное и важное упражнение эмоционально высоко заряжено, занимает немало времени, поэтому его деление на четыре этапа оправданно.
Игры
Далее мы просим поднять руки тех, «кто любит испытывать себя в неизвестном». Два-три человека, поднявшие руки первыми (это неформальные лидеры или претендующие на эту роль) отправляются за дверь, а все оставшиеся, стоя в кругу, берутся за руки и «запутываются». Из-за двери приглашаются любители неизвестного и после знакомства с заданием начинают «распутывать». Когда процесс оказывается завершенным, их поощряют аплодисментами. Во время игры весь класс успевает получить массу телесных контактов, побывать в разных ролях, сплотиться, выплеснуть эмоции...
Далее мы предлагаем всем построиться в одну шеренгу по датам рождения: «Начало – здесь, конец – там». Все, больше никаких подсказок: «Как хотите, так и действуйте». В результате проверки шеренги оказывается, что до ближайшего повода собраться всем вместе – рукой подать.
Затем мы проверяем «математические» способности учащихся – просим их рассчитаться, например, на «сто сорок седьмой» и «пятьсот двадцать девятый». Таким образом мы весело и непринужденно делим их на две группы и расходимся с ними работать. Пока они стояли в шеренге, у нас была возможность посмотреть, каков будет состав этих малых групп. Чтобы незаметно для ребят развести или свести кого-нибудь в группы, мы могли бы попросить их построиться еще как-нибудь – по цвету волос, по теплоте рук, по длине шнурков, по количеству мелочи в карманах. И уж тогда проверять их «математические» способности.
Работая в «малых группах», мы подчеркиваем, что группы сложились случайно. Далее мы смотрим на визитки участников и озвучиваем то, что на них написано. Затем просим опять обнаружить себя тех, кто очень хочет отличиться в чем-то таком, о чем он пока еще ничего не знает. Добровольцев (желательно двоих – для взаимной поддержки) отправляем за дверь. С остальными проясняем, что такое «ассоциации», откуда они берутся и как получаются. Находим желающего быть загаданным, после чего приглашаем из-за двери «добровольцев». Ведущий по кругу предлагает каждому по одному вопросу о загаданном: «Если это птица, то какая?», «Если это литературное произведение, то какое – эссе, повесть, роман, поэма, сонет?» И так далее, пока добровольцы, внимательно слушающие ответы, не предложат свою отгадку.
По правилам у них есть три попытки. Они могут согласовать свои версии друг с другом, могут отвечать поодиночке; возможен вариант, когда один просто отдает инициативу партнеру. После правильного ответа мы всегда спрашиваем загаданного, какие ассоциации о нем показались ему наиболее подходящими. Подводя итоги, всегда подчеркиваем, что ассоциации очень индивидуальны, сиюминутны, возможно, совершенно беспочвенны и (особенно, если были колкости) никакого отношения к загаданному не имеют.
Приведем еще одну игру.
Мы просим каждого подумать на тему: «Что является моей точкой опоры?», подчеркивая, что это обязательно помогает в учебе, во взаимоотношениях, да и вообще в жизни. При этом мы сразу пытаемся предупредить социально одобряемые ответы (например, «честность») и ссылки не на личные качества, а на конкретных людей (например, «моя семья»). Пройдя круг, спрашиваем, не найдется ли еще каких-нибудь «точек опоры»? И находятся... Если малые группы не заканчивают одновременно, всегда есть возможность чуть продлить упражнение или взять инициативу на себя – поговорить немного самому.
После 2–2,5 часов делается перерыв на 10–20 минут.
После перерыва предлагаем каждой малой группе построиться в колонну (в затылок друг другу) и показываем, что каждому предстоит делать: один из нас ритмично свистит в свисток, а другой на каждый посвист подпрыгивает на месте, делая поворот в воздухе на 90, 180, 270 или на 360 градусов. Задача ребят – молча(!), никак не общаясь, подстроиться друг к другу в своей команде и начать прыгать синхронно, пока через 3–4 таких синхронных прыжка их команду не признают победившей...
Бывает всякое: иногда найдется кто-нибудь, кто молча выйдет из рядов своей команды и таким образом добровольно станет ее капитаном, даст всем своим очевидную возможность равняться на себя; иногда какой-нибудь из команд так и не удается осмыслить свои возможности как команды; бывают и другие варианты, но всегда проигравшие хлопают победившим неохотно... Обсуждаем, как и почему удалось подстроиться.
* * *
Далее мы переходим к менее активным упражнениям. Проигравшей команде предлагаем настроить себя на равнодушие к проигрышу: в течение одной-двух минут изобразить это состояние на лице. Другой команде нужно «разморозить» их, не имея никаких(!) вербальных средств к общению... Конечно, рано или поздно все «размораживаются», но бывают такие созерцатели, которых не могут «разморозить» не только чужие, но и свои. Далее просим другую команду стать «замороженной».
После таких насыщенных состязанием игр-упражнений одна команда становится во внутренний круг, другая – за их спинами, после чего участники первой команды разворачиваются лицом ко второй. Получается так называемая карусель, которую мы «запускаем» с переходами по кругу на тему «Мне нравится, что ты...», обязательно с благодарностью и ответным «Мне нравится, что ты...».
Ставим всех в общий круг. Заметим, что общего круга давно уже не было и он не успел стать знаково-стереотипной фигурой! Предлагаем «поупражняться в арифметике». Всем надо опустить голову и настроиться на серьезный лад, наблюдая за своей обувью. Не договариваясь, учащиеся без ошибок должны сосчитать от 1 до 10. При этом каждая цифра должна быть произнесена одним голосом; нельзя продолжать счет после только что «звучавшего» соседа справа или слева; в случае ошибки надо опять начинать счет с 1. Упражнение выполняется до тех пор, пока без ошибок не досчитают до 10.
* * *
Время летит – с начала тренинга прошло уже часа три с половиной. Пора переходить к завершению первого дня. Каждый ребенок получает домашнее задание: написать свой девиз и нарисовать свой герб. Это задание – еще одна возможность представить себя другим и проявить свои художественные способности.
Далее раздаем листочки и просим дописать предложения: «Самым интересным сегодня для меня было...», «Самым неинтересным для меня было...», «Самым неожиданным для меня было...», «Самым полезным для меня было...», «Самым бесполезным для меня было...» и т.д. – до 10 предложений. После работы дети сдают листочки, не подписывая. Мы говорим о том, что все ответы проанализируем и на их основе подготовимся ко второму дню.
Далее происходит очень важное и совсем непривычное для ребят действо – устная обратная связь. По кругу каждый говорит несколько слов о том, что такое этот день для него, оправдались ли его ожидания (или опасения). Бывают и непредвиденные реплики. Кстати, если мы от кого-то ждем реплики-щипка, то обязательно сделаем так, чтобы после было немало тех, кто скрасит неприятное впечатление. Один из хороших приемов – каждому показать «на пальцах», на сколько баллов у него сегодня настроение. В этом итожащем день кругу мы, ведущие, тоже говорим о своих чувствах и ощущениях, о сбывшихся ожиданиях и надеждах на завтра.
Наконец, наше резюме. Мы благодарим учащихся, отмечаем их успехи, спрашиваем о том, пригодились ли им наши правила, не надо ли завести новые.
Остаемся вдвоем. Проветриваем помещение, отражаем эмоции друг друга, делимся наблюдениями и впечатлениями. Обсуждаем как персоналии, так и наметившуюся групповую динамику. Говорим о моментах, которые потребовали от нас перестановки игр-упражнений местами, о вариациях игр, которые пришлось ввести – сочинить прямо по ходу тренинга. Начинаем просматривать программу второго дня с точки зрения необходимости возможных заблаговременных перестановок или даже замен игр-упражнений.
Правила 1. Называть друг друга по имени,
обозначенном на «визитке». |
ВТОРОЙ ДЕНЬ
В холле школы мы сразу чувствуем, что нас с нетерпением ждут и что мы уже обсуждены со всех сторон. Многие ребята хотят привлечь к себе наше внимание, поэтому громко здороваются. Точно знаем, что учащимся из нашего вчерашнего класса другие завидуют, исчерпав все возможности обесценить то, в чем не участвовали.
Мы в классе. Проветриваем помещение, быстро готовим реквизит. Все – готовы. Дети входят в класс смелее, чем вчера, и нам это дорого. Перед тем как начать, мы спрашиваем у класса разрешения на тот случай, если нужно дать кому-нибудь шанс не стать опоздавшим.
Сидя в общем кругу, проводим рефлексию первого дня тренинга, задаем вопрос: «Чем вчерашний день был для тебя?» К уже звучавшим вчера ответам добавляются реплики о сильном голоде после тренинга, хорошем вечернем настроении, долгом-долгом сне и о разном другом. Ребята больше и откровеннее говорят о своих чувствах, чем в первый день. А самое главное – каждый опять имеет возможность «других посмотреть и себя показать» столько, сколько хочет и может.
В конце первого дня каждый давал анонимные письменные ответы на вопросы: «Что было для тебя самым полезным?», «Что было для тебя самым бесполезным?», «Что было для тебя неожиданным?» и т.п. Дома мы проанализировали все записки-ответы и озвучиваем их.
Ребята узнают о количестве одинаковых или похожих ответов. Обязательно сообщаем и каждое единичное, не похожее на другие, мнение. Таких тоже немало. При этом не позволяем себе ни одного оценочного высказывания – ни одобряющего, ни осуждающего, хотя ребята их ждут! В эти минуты большинство из них чувствует и понимает, что любое мнение имеет равное право на существование. И нет среди них «лучшего» или «худшего», «правильного» или «неправильного». В это время одни в тревоге ждут, когда же их мнению выставят оценку. Другие успокоились: слава Богу, оценок не будет. По мере чтения ответов усиливается чувство единения с одноклассниками. Именно тогда у всех появляются надежды на дружное будущее этого класса.
Обсуждение домашнего задания
Напоминаем цели нашего тренинга и полезные правила.
В кругу выбрасываем пальцы рук, чтобы осознать и показать степень готовности на данный момент активно включиться в совместную деятельность. Если накануне среди ребят находился кто-нибудь, кто бросал реплики о том, что можно было бы провести время веселее и с большей пользой, то мы (не указывая ни на кого пальцем) предлагаем провести сегодняшний день совсем по-другому: «Мы готовы поиграть в ваши игры, по вашим правилам...» Только раза два было так, что кто-то все же начинал предлагать что-то свое, традиционное – «жмурки», карты. Но, не поддержанный (к нашему большому молчаливому сожалению) одноклассниками, быстро тушевался...
Не расставляя никаких акцентов, переходим к обсуждению домашнего задания. Домашним заданием было выразить себя с помощью герба и девиза. Даже если кто-то из класса говорит, что «забыл» выполнить задание или «было некогда», «рисовать не умею», «а зачем это?», обязательно находятся и такие, кто всерьез отнесся к заданию – и нарисовал, и написал, и готов все объяснить и даже защитить, если потребуется. Девиз удается сформулировать обычно всем. Но мы всегда организуем представление девиза так, чтобы защищать не требовалось, – оценок не даем...
Продолжение представлений
Далее мы предлагаем всем встать в одну шеренгу: порядок – по датам рождения. Да-да, вчера это уже было... Но сегодня надо построиться молча, ни с кем не разговаривая, полагаясь только на свою память! После этого даем возможность шеренге заговорить: каждый по очереди называет свою дату и обязательно вместе со своим именем.
На высоте эмоционального подъема просим шеренгу перестроиться по признаку теплоты ладоней: на одном фланге – самые горячие, на другом – самые прохладные... Крайние на флангах потом обязательно проходят вдоль шеренги и, если надо, переставляют ребят.
Просим шеренгу сомкнуться в круг, закрыть глаза и начинаем (всегда по-новому): «Все делают два шага вперед, начинают вращаться по часовой стрелке – стоп! Делают три шага влево, один – назад, вращаются, кто и как может – стоп! Теперь молча, не открывая глаз, не нащупывая соседей, все должны вернуться на свое место в кругу». Как правило, с первого раза возвращение вслепую в круг удается не всем, поэтому упражнение повторяем. В результате дети испытывают приятное чувство удовлетворения и единения: «Мы сделали это!» Это чувство для одних – результат стремления обязательно вернуться в круг самому, для других – беспокойство сразу за всех участников задания.
Разводим детей в пары и начинаем знакомство с теми, кто не был представлен накануне. Сегодня это получается оживленнее, аплодисменты звучат энергичнее и непринужденнее. Хотя иногда кажется, что в целом для класса это продолжение представлений излишне – всем уже и так хорошо, все друг друга уже приняли.
Настал и наш черед – мы оба по очереди представляем друг друга. Сколько оживления и радости в классе! Отвечаем на все вопросы, а они бывают и смелыми, и острыми. Еще мы представляем наш Центр – самое время. После удовлетворения ребячьего интереса объявляем перерыв на 10 минут.
Упражнение
После перерыва все возвращаются вовремя – даже самые «демонстративные» и любители покурить... Первое упражнение «Броуновское движение» – хаотичное перемещение по комнате, со столкновениями и изменениями траектории. Сначала все двигаются по одному, потом мы начинаем их соединять и разъединять, например по два, по три, по шесть, по семь, по четыре, по девять, по двенадцать. В этих с виду простых перестроениях можно многое увидеть и многое понять: кто инициативен, кто смел, кто робок, кто осторожен... Заканчиваем перестроение так, чтобы все были объединены в две группы.
Эти группы, выслушав инструкцию и получив по списку предметы, с которыми нужно будет расстаться, самостоятельно начинают играть в известную игру «Воздушный шар». Игру, полную накала чувств, позволяющую в ситуации «конфликта в цейтноте» воспользоваться своей стратегией эффективного решения проблемы выбора – руководить или подчиняться, брать на себя ответственность или уклониться от нее и т.д.
Среди всех групп, которые мы видели в этой игре, были такие, которые подчиняли главной цели игры – остановить падение шара – все свои слова и действия. Были такие, которые излишне увлекались рассуждениями о назначении доставшихся им вместе с шаром предметов, или в которых большинство ребят подчинялись разуму (или давлению, или диктату) одного, ставшего капитаном одноклассника. Были такие, в которых девочки игнорировали мнения, какими бы они ни были, мальчиков. Были такие, в которых то и дело слышалось: «А мы тебя за борт выбросим!»
За все годы нашей работы только одна группа ребят, перессорившись, не смогла договориться. В этой группе оказалось два лидера, которые принципиально не уступали друг другу ни по одному пункту. Произошел раскол группы на две части, один из лидеров вообще вышел из игры, а следом за ним – и его сподвижники.
«Воздушный шар» – игра с большими возможностями, игра, ход и результаты которой можно долго обсуждать с классом. А если еще и снимать ее на видеокамеру!.. Но во время тренинга «Знакомство» мы видеосъемок не ведем и долгого обсуждения обычно не устраиваем.
После такого эмоционального накала мы предоставляем ребятам возможность встать в «карусель» и сказать что-нибудь о своих сильных качествах тому, кто оказался напротив. Тот, кто стоит напротив, должен не только выслушать и обязательно согласиться с говорившим, но и прибавить что-то еще, что он уже успел подметить и узнать: «Да, а еще...». Затем следует переход по кругу, и все начинается заново уже в других парах. Ребята так много времени провели в атмосфере безопасности и доверия, что это не такое уж легкое задание идет очень живо и непринужденно, с улыбками, смехом, объятиями...
Завершающие задания
Пришло время переходить к завершающим тренинг заданиям. Предлагаем любому желающему выполнить что-то такое, условия чего мы еще не объясняли – интрига!.. Всегда находятся два-три человека, мгновенно поднимающие руки. Просим одного из них стать «звездочетом» – встать в центре комнаты, внимательно посмотреть на одноклассников и расставить их в такой последовательности: чем лучше он знает человека, тем ближе к себе ставит, чем хуже – тем дальше.
Так рождается авторское «созвездие». Мы обязательно его фотографируем. Потом желающие могут получить такую любопытную фотографию... Задание, безусловно, интересное, но приятное не для всех. Мы помним об этом, поэтому обязательно говорим, что «созвездие» строится на основе критерия «знаю больше – ставлю ближе», а главное, у всех же остается возможность узнать друг друга лучше, ведь для этого есть как минимум еще два года.
В классе обязательно находятся ребята, которые тоже захотят построить «созвездие», они обязательно должны это сделать.
Далее предлагаем ребятам походить среди одноклассников и вести диалог, который начинается словами: «Я хотел сказать тебе, но не было случая...» Отличное настроение, много веселых лиц, никто не уклоняется от общения! Появляются группы (по 3–5 человек), которые начинают обмениваться телефонами, их участники переходят из одной группы в другую, группы начинают сливаться!
Просим всех занять стулья и на розданных листочках написать фразу: «Вчера я пришел на тренинг, и вот он подошел к концу...» Теперь каждый может писать все, что ему захочется. Подписываться не просим, нужно только указать дату. Эти отзывы останутся с нами; прочитав их, мы найдем ответы на вопросы, которые каждый раз задаем себе и которые нам задают другие: «Что дают ребятам эти тренинги? Что могут изменить в их жизни ваши игры и разговоры?»
Отзывы написаны и сданы. Все привычно садятся в общий круг – последний в этом тренинге. Уже не видно тревожной спешки: «Только не сесть рядом с ним (или с ней)» или «Обязательно сядем вместе нашей компашкой». Звучат добрые шутки и смех, на лицах улыбки – теплые и доброжелательные. Похоже, все чувствуют себя комфортно и в безопасности. У каждого есть возможность сказать несколько слов. Мы прощаемся с этим классом, а они не хотят расставаться. Об этом и говорят. Благодарят нас и друг друга. Признаются, что опасались тестов, скучных лекций и назиданий.
Удивляются, что сумели так быстро стать ближе друг другу. Чуть грустно. Но мы видим, что они не торопятся расходиться поодиночке и явно строят на сегодняшний вечер совместные планы.
До свидания! Хочется верить, что эти чувства останутся с ними в череде непростых школьных будней.
Мы остаемся в пустом классе. Читаем отзывы. Они всегда очень разные – сухо аналитические или восторженно эмоциональные, предельно лаконичные или едва помещающиеся на тетрадной странице, анонимные или нарочно четко подписанные (и даже с телефоном), глубокие или поверхностные... Но главное, что всякий раз, читая их, мы убеждаемся – задачи тренинга решены: подавляющее большинство ребят уже сегодня почувствовали класс «своим», верят, что класс будет дружным, и понимают, что в течение двух дней на пути к сплочению ими сделаны очень важные, но только первые шаги.
* * *
«Я думаю, что все, чем мы занимались здесь, помогло нам сплотиться в единый коллектив. Мы узнали достаточно друг о друге. Я считаю, что такие тренинги надо проводить почаще и в самых разных классах...»
«Скажу честно: эти два дня действительно пошли всем нам на пользу, потому что то, что мы узнали друг о друге за два дня, мы не узнали бы и за два месяца совместной учебы...»
«Эти два дня прошли просто замечательно. Этот тренинг помог мне лучше узнать моих одноклассников, задать им те вопросы, которые у меня накопились и которые я не решалась сама задать. До этих дней в нашем классе была очень скованная атмосфера, редко кто называл друг друга по имени. Очень хочется, чтобы такие занятия были чаще...»
«Тренинг мне очень понравился. Было очень интересно. За это время я узнал много нового и интересного, посмотрел на себя со стороны, получил возможность в чем-то измениться. Я узнал много нового о других, до того не интересных мне людях...»
«Мне очень понравился ваш тренинг. Всего за два дня я смог познакомиться во всеми ребятами, которые теперь стали моим новым классом...»
«Ваш тренинг помог нам сблизиться. Дальше мы все должны сделать сами. Я очень довольна тем, что здесь происходило...»
Всегда радостно читать отзывы, в которых высказывают пожелания проводить такие тренинги и в других школах. Приятно, что эти пожелания так точно совпадают с нашими делами – в осенние месяцы мы отдаем тренингам «Знакомство» львиную долю своего времени и стараемся охватить как можно больше разных школ города. После тренингов ребята из этих классов становятся активными «мотивированными» участниками разнообразных видов нашей работы с подростками в Центре.