Архив
материалы. конкурсы
На сайте «Игробанк» размещена интересная информация по организации и проведению конкурсов. На ее основе классный руководитель может самостоятельно создавать разнообразные конкурсные программы, тем более что сюжеты для вечеров и конкурсов там предлагаются довольно неожиданные. Их редко используют в ходе школьных праздников. Умение организовывать конкурсы пригодится вам не только во внеклассной работе, но и в летнем лагере.
Конструирование конкурсных программ
Для создания конкурсной программы необходимо сочетание нескольких обязательных частей:
1. Решить, что вы положите в основу конкурсной программы.
2. Определить форму проведения.
3. Выбрать название.
4. Определить сюжет.
5. Подобрать конкурсы и аттракционы для своей программы.
6. Определить очередность проведения конкурсов и аттракционов.
7. Заложить систему начисления баллов.
8. Четко определить момент окончания программы. Решите, как именно будет определяться победитель.
9. Заложить систему случайностей.
Рассмотрим процесс конструирования более подробно. Конкурсная программа обычно включает в себя множество игр, конкурсов и аттракционов. В основу конкурсной программы могут быть положены либо правила известных игр и конкурсов (КВН, «Веселые старты», «А ну-ка, девушки» и пр.), либо имитация какого-либо действия (поступление в театральное училище и т.д.).
При выборе формы конкурсной программы обязательно учтите время проведения (по часу начала программы и по ее длительности), а также ее содержание. Например, не стоит выбирать форму «Вечера» (Вечер разгаданных и неразгаданных тайн), если вы проводите конкурсную программу днем. Лучше не называйте свою программу «Днем ......» (День именинника, День России и т.п.), так как это означает не столько время проведения конкурса, сколько длительность его проведения.
Хочу отметить, что методика конструирования не затрагивает педагогическое целеполагание, которое необходимо прописывать до начала самого конструирования.
Следующее условие, которое необходимо учесть: решите, будет ли ваша конкурсная программа сюжетной, то есть построенной на основе одного связного сюжета. Во многих случаях сюжет определяется формой и названием программы.
Если это программа «На балу у Золушки», то конкурсы, которые в нее войдут, должны соответствовать форме бала. Например, это могут быть танцевальный конкурс, конкурс комплиментов, конкурс на составление букета. И совсем не подойдут для составления подобной программы подвижные игры, игры на внимание, аттракционы типа «Приклей нос», «Кто быстрее» и т.п.
Для конкурсной программы «По морям, по волнам» подберите конкурсы, которые соответствуют морской теме. Например, конкурс коков, конкурс на лучшее исполнение танца «Яблочко», конкурс песен на морскую тематику.
В принципе любая конкурсная программа может быть сюжетной, стоит лишь потрудиться над подбором конкурсов.
Если в основу конкурсной программы положена имитация действия, то для составления входящих в нее конкурсов необходимо разбить действие на несколько этапов. Например, конкурс актерского мастерства – это имитация поступления в театральное учебное заведение. Поэтому конкурс проходит в три тура. В каждом из туров выбирают лучших, которые проходят в следующий тур, и так до выявления победителей. Конкурсные задания можно давать самые разнообразные, стараясь делать их разноплановыми не только в одном туре, но и во всей программе в целом.
Сами конкурсные задания должны быть похожи на задания, которые выполняются при поступлении в театральные вузы: басня, стихотворение, этюд, танец на заданную тему или с элементом театрализации и т.п.
Главные требования к проведению конкурса актерского мастерства:
•Разнообразие заданий. В каждом туре конкурса актерского мастерства нужно использовать три разноплановых конкурсных задания.
•Эмоциональное построение сценария. Каждый конкурс должен быть интереснее предыдущего или, по крайней мере, не менее эмоциональным. А самым интересным должен быть финальный конкурс.
•Отсев участников. Не отсеивайте участников по результатам одного конкурса, дайте им возможность проявить себя, раскрыть свои возможности наиболее полно.
Если вы выбрали форму конкурсной программы «На балу у Золушки», то вы можете исходить из двух параметров – формы проведения «бал» и названия программы «...у Золушки».
Требования к проведению такого конкурса:
•Необходимо создать атмосферу бала. Это можно сделать через оформление сценической площадки, костюмы участников и зрителей, тематические конкурсы и т.п.
•Обыграйте название программы. Пусть Золушка будет ведущей праздника, а участники – героями сказок. Исходя из этого вы можете использовать конкурсы, связанные со сказками. При этом можно проводить такие сложные конкурсы, как «Признание в любви», «Знакомство» и т.п. Для детей всегда большая проблема выполнить задания такого рода. Но если «признание» и «знакомство» происходят не от своего имени, а от имени какого-нибудь литературного героя, то это в значительной мере снимает психологические трудности.
Теперь вам нужно определить очередность проведения игр, конкурсов и аттракционов. Это можно делать по-разному. Например, взять за основу:
• развитие сюжета;
• характер имитируемого действия. Например: имитация вступительных экзаменов в театральный вуз в телепрограмме «Хочу в артисты» или в конкурсе актерского мастерства;
• жребий.
Учтите, что только ведущему игры известно, насколько его выбор конкурсов соответствует правилам выбора, принятым в этой игре. Это не способ «надувательства» игроков, а лишняя возможность дольше поддерживать интерес как зрителей, так и проигрывающей команды к конкурсной программе, что тоже очень важно. Я не призываю вас подтасовывать результаты, но не стоит забывать и о педагогической роли ведущего игровых программ и о зрелищной стороне конкурсов. Также это важно для более гибкого окончания конкурсной программы, если участники или зрители уже устали.
И, наконец, выберите систему начисления баллов за выполнение конкурсных заданий.
Практически во всех известных конкурсных программах существует система начисления баллов. В некоторых программах баллы напрямую заменяются какими-нибудь предметами, а в других она просто хорошо завуалирована. Примеры замены баллов на что-то другое заметны в таких телепрограммах, как «Зов джунглей» (кости и бананы), «Все наоборот» (солнцезащитные очки) и т.п.
Система начисления баллов может строиться по-разному. Она может быть:
• постоянной. За каждый конкурс, независимо от его сложности и тематики, начисляется одинаковое количество баллов;
• случайной. Каждый конкурс оценивается случайно выпавшим количеством баллов;
• дополнительной. Помимо основной, может существовать еще и дополнительная система начисления баллов. Например, звезды в «Звездном часе», ордена Шелкового умника в «Умниках и умницах» и т.п.;
• зависимой от сложности выполняемых конкурсов. Чем сложнее конкурс, тем больше баллов можно получить за выполнение его задания.
Постарайтесь сделать для своей игры такую систему начисления баллов, чтобы она соответствовала тематике или названию вашей игры и обязательно была зрелищной. Так, на музыкальной программе можно собирать ноты, на игре «Остров сокровищ» – клады или черные метки, на «Балу у Золушки» можно оценивать выступления участников цветами.
И последнее – желательно, чтобы команда не знала, до какого числа баллов идет конкурсная программа, хотя обязательно надо объявить, что послужит ее окончанием.
Ваша конкурсная программа практически готова. Теперь определите, что будет являться окончанием программы, и каким образом выявить ее победителя. Это очень важно, особенно если в основу конкурсной программы положены правила известных игр.
Для поддержания интереса к конкурсной программе со стороны игроков, а особенно зрителей, для внесения неопределенности при выявлении победителя закладывают ряд случайностей. В отличие от интеллектуальных игр, это не очень важно, поскольку в конкурсной программе редко одна команда вчистую выигрывает у другой. Если конкурсы в программе разнообразны и неизвестны участникам заранее, то они сами являются главной случайностью. Но это не говорит о том, что в правила не надо закладывать случайности. Одно другому не мешает. В большинстве конкурсных программ случайности заложены еще в правилах той игры, которую взяли за основу.
Напоследок вам необходимо решить несколько организационных вопросов:
• Как будет переходить право выбора конкурса от одной команды к другой?
• Будут ли разрешены замены игроков в командах во время игры?
• Продумайте, чем занять паузы во время подготовки команд к выполнению конкурсных заданий.
По материалам сайта
http://www.igrobank.ru