Архив
Идеи. Внеклассное мероприе
Эта статья не о том, как весело встретить с классом Новый год. В ней на примере одного праздника изложена идея оригинального подхода к любому празднику. Готовиться к нему начинают заранее, причем не только вне урока, но и во время обычных учебных занятий. Итоговое мероприятие становится не просто весельем, но и серьезной работой, направленной на сплочение детского коллектива, на вовлечение в него взрослых – учителей, родителей.
Светлана Приходько ,
учитель математики и информатики, лицей № 3, г. Кропоткин
учитель математики и информатики, лицей № 3, г. Кропоткин
Классный Новый год
Цели мероприятия:
• Образовательная: повышение мотивации обучения, активизация учебной деятельности.
• Воспитательная: формирование позитивных отношений в классном коллективе, развитие культуры общения в семье, с одноклассниками, с незнакомыми людьми в процессе реализации общего дела.
• Развивающая: формирование познавательного интереса к окружающему миру, познавательной самостоятельности на основе творческой работы при подготовке подарков и конкурсов; развитие творческих способностей и трудовых навыков учащихся.
Оборудование: денежные средства – «отлички»; несколько рядом расположенных кабинетов; реквизит для проведения конкурсов; лоты аукциона в непрозрачной коробке; мультимедийная установка.
Участники мероприятия – ученики одного класса, их родители и близкие родственники, выпускники разных лет.
Подготовительный этап
(вторая учебная четверть)
Подготовительный этап классного Нового года начинается в первый день второй учебной четверти. В этот день проводится жеребьевка: каждый учащийся достает фамилию того ученика, которому он готовит новогодний подарок. Существует несколько правил: во-первых, фамилия держится в секрете и в классе не оглашается, она фиксируется только классным руководителем, чтобы избежать ситуации «последний тянущий жребий достает свою фамилию». Во-вторых, к подарку надо приложить свои руки – либо он целиком, либо частично создается своими руками. Дома вместе с родителями ребенок анализирует личность одариваемого, свои навыки и умения и исходя из этого приступает к процессу создания подарка.
Совет. Для творчества много ценных идей можно взять на уроках технологии; в телевизионных программах соответствующей тематики.
С этого же дня начинается зарабатывание средств для аукциона. Денежной единицей является «отличка». Схема проста: одна пятерка в классном журнале – одна «отличка». Пятерки считаются по всем предметам, что создает всем учащимся равные стартовые условия.
Классный руководитель в это время занимается непосредственно изготовлением «отличек» из расчета
К = NЧO + 40ЧN , где N – количество учеников в классе, O – среднее число «отличек» за четверть (из опыта работы: 10–15 для слабых классов, 30–40 для сильных). Первое слагаемое в формуле – это все «отлички», полученные классом. Второе – призовой фонд.
Учитель ведет учет полученным пятеркам и к мероприятию составляет ведомость заработанных средств. Уточняется дата проведения праздника и количество участников. Из выпускников формируется жюри – три человека (совет выпускников можно заменить старшими братьями и сестрами).
Классный руководитель подбирает лоты для аукциона и готовит их описание.
Практически весь класс готовит отчетную презентацию за прошедший год: вспоминаются случаи, достойные попасть в отчет, пишутся тексты, собираются и обрабатываются фотографии. Сочиняются вопросы и ответы для игр.
Основной этап – классный Новый год
(около 3 часов)
Начинается празднование Нового года. Ученики приходят заранее, чтобы подготовить место проведения мероприятия и получить заработанные «отлички». Класс поделен на звенья, каждое звено занимает свое место вместе со своими родителями – это соревнующиеся команды. Жюри вооружается протоколами для оценки конкурсов и сигнальными карточками с баллами от 1 до 5.
Совет. Каждому члену жюри и пришедшему на праздник родителю дается по 10 «отличек»; близким родственникам – по пять, что является хорошим поводом привести родственников с собой на праздник.
Вечер начинает классный руководитель со своего краткого приветствия и передает слово дежурному звену, которое подводит итоги жизни и работы класса в прошедшем году: как учились, в чем участвовали, чего добились и т.д. Из всего сказанного и показанного делается вывод, что класс готов перейти в Новый год.
Совет. Выступление желательно сопроводить презентацией с фотографиями и видеороликами из жизни класса.
Начинаются конкурсы.
1. Исполнение первых трех куплетов «В лесу родилась елочка» (чаще выдвигают младших братьев и сестер). Первый вышедший сразу получает 10 «отличек».
2. Все команды во время песни украшают елку и столы, за которыми сидят.
3. Конкурс чтецов: стихи только про Новый год или его символ, никаких повторов и время чтения – 20 сек. Выступление оценивается одной «отличкой».
4. Пока желающие читают, команды из того, что есть под рукой, собирают Деда Мороза и Снегурочку – без них в Новый год никак нельзя.
За каждый командный конкурс первая команда получает 25 отличек, вторая – 20, третья – 15, четвертая – пять, пятая – три, шестая – одну «отличку».
Совет. Жюри оценивает исполнение, сообразительность, скорость, слаженность работы команды.
После конкурсов все атрибуты новогоднего праздника на лицо: елки, Деды Морозы, Снегурочки, новогодние украшения – не хватает только подарков. Предлагается украсить праздник «гирляндой подарков». Выбирается ученик, он и становится первым дарящим, а далее по цепочке – вот и получается «гирлянда подарков». Возможны случаи замыкания цепи, когда из оставшихся учеников вновь выбирается первый дарящий.
Совет. Перед тем как вручить подарок, каждый ребенок говорит поздравительную речь. Посоветуйте детям заранее продумать свое выступление, чтобы как можно позже стало понятно, кому сейчас будет вручен подарок.
На празднике много гостей – с ними необходимо познакомиться, узнать их поближе. Для этого предлагается игра «вопрос – ответ». Правила следующие: двое ведущих – девочка и мальчик. У одного в стаканчике на карточках вопросы, у другого – ответы. Ведущий с вопросами дает кому-нибудь возможность наугад взять вопрос, а тот в свою очередь, не читая его, называет человека, который будет ему отвечать. Ведущий с ответами подходит к названному человеку и предлагает взять ответ. Далее с выражением вопрос и ответ зачитываются. Теперь тот, кто отвечал, тянет вопрос и называет следующего отвечающего, и т.д. Естественно, вопросы и ответы – шуточные, они формулируются так, чтобы любой ответ мог подойти к любому вопросу.
Совет. Чтобы разговор получился интересным, надо подготовить не менее 20 пар вопросов-ответов, и желательно, чтобы они были связаны с жизнью класса.
Далее объявляется «последний шанс». К этому этапу праздника у каждого участника праздника есть некая сумма «отличек». Кому-то она кажется катастрофически малой, поэтому объявляются полчаса «свободного предпринимательства». Каждый индивидуально или в группе зарабатывает «отлички».
Совет из опыта прошлых лет: две девочки, нарядившись цыганками, гадали по руке. Мальчик предлагал красиво оформленный рецепт семейной пиццы, которую весь класс уже оценил при выходе в лес. Одно звено в соседнем кабинете организовало изотерический салон, другое – фотоателье, где вместо фото выдавались шаржи. Кто-то пытался пойти по пути Остапа Бендера и попробовал брать плату за вход в фотосалон. Родители могут предложить свои способы зарабатывания отличек, например, один член жюри вывесил объявление: «Научу зарабатывать деньги: большие – 20 «отличек», мелкие – 5», и т.д. Стоимость услуг каждый устанавливал самостоятельно.
Заканчивается праздник аукционом. Все приглашаются на свои места. Оглашаются правила проведения аукциона. Торги проводятся вслепую, то есть лоты никто не видит. Дается описание лота, и торги начинаются. Вещь приобретает тот, кто дает наивысшую цену. Сначала выигравший расплачивается с аукционистом, и только потом на всеобщее обозрение извлекается вещь, участвовшая в розыгрыше.
Совет. Чтобы аукцион прошел интересно и весело, число лотов не должно превышать 15.
Для тех, у кого после окончания аукциона остались «отлички», есть возможность разместить свои средства в банке класса под 10% годовых.
Совет. Для этих целей заранее следует заготовить банку и ведомость. Расчет ожидаемых сумм производится самими вкладчиками под наблюдением учителя.
Заключительный этап мероприятия проводится на следующий день с утра. Класс собирается, чтобы привести в порядок все помещения, где проходил праздник: вымести конфетти, собрать мишуру, расставить парты и стулья. В процессе работы проходит рефлексия: что было интересного, что удалось, что – нет, что надо изменить в следующем году, и зарождаются ли идеи на следующий классный Новый год.