Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №11/2008

Архив

Материалы

Сегодня многие школы вывозят своих учеников в «образовательные путешествия»: классом или разновозрастной группой уезжают подальше и не только отдыхают, но и многому учатся. Изучают музейные экспозиции, проводят исследовательские работы на природе. А вот идея создания Клуба образовательных путешествий совсем новая и может многим пригодиться…

Ольга Крупенина ,
замдиректора по воспитательной работе гимназии №4, г. Брянск

Клуб образовательных путешествий

Клуб образовательных путешествий – одна из форм поиска и реализации индивидуального познавательного интереса ребенка. Она может быть наполнена самым разнообразным содержанием. Эта методика как поэтапно, так и полностью легко вписывается в классно-урочную систему или во внеклассную деятельность.
Например, в старших классах, начиная с девятого, в работе классного руководителя приоритетным становится профориентированное направление. В этом случае технология поэтапного поиска и реализации познавательного интереса дает реальные результаты.
Многие проблемы старшеклассников помогают решить технологии открытого образования, применяемые в гимназии № 4 г. Брянска наряду с традиционной системой классно-урочного обучения. Среди них – институт тьюторского сопровождения в школе. Его идея – поиск, развитие и практическая реализация индивидуального образовательного интереса подростка через различные формы работы: тьюторское сопровождение в классе, предпрофессиональная ориентация, Клуб образовательных путешествий.

Принципы работы Клуба

Клуб образовательных путешествий существует в нашей школе в течение нескольких лет. За это время накоплен опыт, который может быть применен не только в условиях средней школы, но и в рамках любой детской организации. Работа в Клубе образовательных путешествий основана на следующих принципах:
1. Любой личностный интерес ребенка можно углубить («раскрутить») до образовательного, то есть такого, который определяет внутренний рост личности, ее интеллектуальное и духовное развитие.
2. Позиция взрослого рядом с ребенком – это позиция тьютора, то есть того, кто идет рядом, а не впереди, кто готов обсуждать интерес подростка, пути и способы сбора информации, варианты реализации интереса, причем все это с целью определения значимости выбора для самого ребенка. Тьютор не дает готовых решений, он только спрашивает, но спрашивает так, чтобы вопрос «продвигал» вперед.
3. Отличие экспедиции от традиционных школьных экскурсий состоит в том, что участники последних – обычно пассивные слушатели, воспринимающие или не воспринимающие информацию, подготовленную для них экскурсоводом. Экспедиция предполагает точно определенную цель и программу действий во время ее проведения. Из пассивного слушателя подросток превращается в соавтора экспедиции.
4. Работа в Клубе образовательных путешествий предполагает обязательные шесть этапов:
• определение и конкретизация образовательного интереса;
• построение образовательного маршрута;
• само путешествие;
• подготовка к презентации;
• презентация конечного продукта;
анализ результатов и перспектив.

Определение интереса

В каждом человеке в отдельно взятый момент времени сосуществуют множество интересов, одни из которых он сознательно развивает, к другим обращается периодически, о третьих просто не знает. Причем интерес, преобладающий в данный момент, может и не быть образовательным.
Например, на первом собеседовании с тьютором очень часто можно услышать от детей следующие ответы: «люблю кататься на велосипеде», «нравится играть в футбол», «люблю кошек» и т.д. Это «пассивные» виды интересов. Они не предполагают осознанного поиска и накопления информации, исследовательских шагов, проектных решений, потому что нет осознанного ответа на вопрос: «Почему мне интересно именно это и как это связано с моей траекторией развития?». Получить этот ответ и является задачей первого этапа работы.

Знаковый метод

Чаще всего на этом этапе используется «знаковый метод». Его суть в том, что подростку предлагается написать небольшое сочинение «История моего интереса». Оно пишется примерно по следующему плану:
1. Что я люблю делать, когда у меня есть свободное время (узнавать, читать, мастерить, играть и т.д.)?
2. Почему я делаю именно это?
3. Как и когда возник интерес?
4. Что я хочу в будущем?
Однако нет необходимости сразу настаивать на его строгом соблюдении. Практика показывает, что подростки старшего возраста предпочитают работать в более свободном режиме, и можно вполне согласиться с этим, а потом в индивидуальной беседе задать необходимые вопросы, чтобы уточнить информацию. А вот пяти-, шестиклассникам, как правило, такие вопросы помогают, «будят мысль».
Индивидуально следует подходить и к условиям написания мини-сочинения. С одной стороны, выполнение задания в классе (или любой другой аудитории) позволяет автору консультироваться с тьютором и в то же время создает больше ощущение игры, чем учебной ситуации: можно заглянуть в тетрадь к соседу, нет времени для серьезных размышлений и комплексов «правильно-неправильно», сохраняется «свежесть восприятия».
С другой стороны, есть дети, которые предпочитают долго и в спокойной обстановке обдумывать ответ. Им необходимо время. В таком случае можно дать эту работу на дом, но срок выполнения не должен быть длительным (не более суток).
Содержание определяющих вопросов базируется на двух «китах»: личности ребенка, его индивидуальной потребности и того образовательного ресурса, которым внешняя среда могла бы эту потребность удовлетворить. Современный мир многолик и многогранен, его ресурсы способны отвечать практически любым запросам.
Проблема в том, что человек часто не умеет этот запрос четко сформулировать. С этой точки зрения последний вопрос очень важен. Собственно, именно он и является той стартовой ступенькой, с которой «бытовой» интерес превращается в образовательный, потому что предполагает соотнесение собственного «я» и образовательной среды.

Возможности знакового метода

Знаковый метод универсален и может быть использован не только в рамках тьюторской программы, но и в проектной методике, и в предпрофессиональной ориентации, и в рамках традиционного урока. Например, любой учитель-предметник регулярно сталкивается с ситуацией, когда он искренне в течение учебного года убеждает весь класс: «Вам непременно нужно знать эту тему (правило, параграф и т. д.), потому что…».
А дальше следует целый ряд убедительных аргументов, которые отнюдь не убеждают подростков по одной простой причине: более всего в этом возрасте им интересны они сами, а не предмет как таковой.
Поэтому в начале года перед определением перспектив изучения предмета целесообразно дать возможность каждому определить собственную перспективу с помощью письменного ответа на вопрос: «Чего я хочу от этого урока, и что я для этого буду делать?».
Можно при необходимости расширить задание, предложив определить программу-минимум и программу-максимум. Несомненная польза такой работы в том, что каждый ребенок сам задает программу взаимодействия с учителем и определяет свой путь развития в этом предмете. Одному достаточно тихого присутствия на уроке и поверхностного ознакомления с материалом, потому что он сознательно планирует свою жизненную траекторию в ином направлении. А другому необходимо тесное сотрудничество и углубленное изучение предмета.
Кроме того, и сам учитель может планировать траектории своего взаимодействия с учениками, определяя путь сотрудничества не только с заинтересованными, но и с теми, кто не проявил интереса. Главное, чтобы эти пути были разными.

Ролевой метод

Кроме знакового метода, а также в сочетании с ним, может быть использован ролевой. Суть его в следующем. Истинный интерес часто бывает скрыт в области подсознательного. И человек не отдает себе отчет, почему ему нравится, например, читать книги, или беседовать с друзьями, или собирать марки. Прямой вопрос «Почему именно это?» ставит его в тупик. Тогда ему предлагается следующее задание.
Надо быстро и не задумываясь написать 10 литературных героев (можно героев мультиков, кинофильмов и т.д.). Из этих героев надо так же быстро выбрать одного. Теперь от имени этого персонажа необходимо написать текст в любой форме (письмо, послание, записка, приказ, телеграмма, страничка дневника, признание и т.д.). Дальше идет аналитическая работа тьютора, потому что в этом тексте так или иначе будет след того интереса, который скрыт внутри автора.
Например, текст, написанный от имени Гарри Поттера своим друзьям: «Привет, Гермиона! Мне очень скучно у дяди и тети, они совсем обычные лопухоиды, к тому же страшно боятся всего непонятного. А мне так хочется скорее назад, в школу колдовства. Я уже придумал много новых штучек. Это конфеты, которые прилипают к рукам навсегда, а еще ручка, из которой вылетает салют, если пишешь с ошибкой и много других штучек, о которых я рассказывать не буду, сами увидите…»
Это – пример одного из самых «прозрачных» текстов. Интерес ясен: всевозможные спецэффекты, их изобретение и воплощение в жизнь. Кстати, подросток, создавший этот текст, принадлежит к так называемым «трудным детям», он откровенно скучает на уроках, пытаясь развлечь себя и одноклассников. Причина теперь понятна: сфера его интересов пока далека от учебных дисциплин.
Но с другой стороны, это материал поможет тьютору построить вместе с ребенком такой путь его индивидуального развития, в котором будут точки соприкосновения с материалом уроков и не только уроков.

Возможности ролевого метода

Варианты использования ролевого метода весьма многочисленны. Во-первых, это очень хорошее подспорье в деятельности классного руководителя. Например, на этапе знакомства с классом метод поможет учителю лучше узнать детей, понять их индивидуальные направленности, общее направление работы вне уроков. Определить место каждого во внутриклассной жизни, его склонность к конкретному виду деятельности.
Можно совместить внеклассную деятельность с урочной и придумать проекты, например, особой осветительной системы на классной дискотеке (физика), можно заняться серьезным исследованием эффекта сухого льда (химия), а можно придумать «Книгу волшебных заклинаний самых трудных правил» (русский язык).
Словом, следы индивидуального интереса легко найти в любом месте, было бы желание и осознание, что это действительно важно. При этом не менее важен момент «совмещения» индивидуального интереса и учебной программы по тому или иному предмету.

Развилка интересов

Если выявляется несколько интересов и ученик затрудняется с выбором, тогда выстраиваем цепочку вопросов по каждому из интересов: что именно интересует в данной области, как давно возник интерес, в какой ситуации и с чем связан, как он реализуется в данный момент, планы на будущее.
Выбор вопросов неслучаен. Задача первого вопроса – максимально конкретизировать ситуацию. Здесь уместно различать объект изучения и ту призму, через которую мы этот предмет рассматриваем. Простой пример: перед нами стол. Расскажите о нем с точки зрения плотника, дизайнера, школьника, продавца в магазине, и вы увидите, что об одном и том же предмете можно говорить с совершенно разных сторон.
Дизайнера интересует цвет, форма и соответствие общей идее интерьера, плотника – технология изготовления, ученика – степень удобности и т.д. А что более всего интересует вас в вашем объекте? Кто вы по отношению к нему? Ответ на этот вопрос и будет конечным результатом.
Задача второго вопроса – определить степень устойчивости интереса. Конечно, говорить о временном показателе как о главном нельзя, но если он достаточно велик, то это весьма важный аргумент в выборе темы. Однако бывает и так, что возникший недавно интерес по актуальности выходит на первый план.
Последний вопрос – это своеобразный мостик к следующему этапу работы. От прочности и точности его построения многое зависит.
Однако очень часто бывает так, что, выбрав предмет, ученик не может определиться с темой, а порой проблемы возникают уже на этапе выбора предмета. Тогда удобнее использовать ролевой метод, который сам по себе снимает остроту выбора.
Подобная работа может проводиться по любому учебному предмету, ведь тьютор как таковой не привязан к определенной учебной дисциплине, он движется вместе с личностью, определяя вместе с ней личностную траекторию образования.

Соотнесение знакового и ролевого методов

Говоря о поиске образовательного интереса, нельзя не остановиться на ситуации, когда используется соотнесение результатов знакового и ролевого методов. Это необходимо в тех случаях, когда интерес размыт, неустойчив или слишком обобщен.
Например, интерес, полученный в результате работы знаковым методом, – экзотические животные. А вот текст после использования ролевого метода: «Третий день пытаюсь отыскать следы голубого носорога. Говорят, его видели здесь местные жители. Но где же он? Неужели мне снова не повезет? Браконьеры меня опередили? Что же делать?». После сопоставления интерес легко конкретизируется: исчезающие виды животных и способы их защиты.
Однако бывает и так, что результаты двух методов не совпадают. Выходов два: искать компромисс (более общий интерес становится объектом, а более конкретный – предметностью) или делать выбор по степени приоритетности интересов.
Например, в сочинении «История моего интереса» девочка описывает джунгли, свою тягу к их загадочному миру: растениям, животным, людям, побывавшим там. А в знаковом методе создает текст от имени Маугли, письмо к Мудрому Каа. Таким образом, обозначается интерес: джунгли как особый мир общения природы и человека.

Метод вопросов

Бывает, что ученику необходимо сделать временный выбор (именно временный, ведь к оставленному интересу всегда можно вернуться), если интересы лежат в полярных областях. Принять решение помогут вопросы, как прямые, так и косвенные.
Поскольку вопрос – это главный тьюторский инструмент, то за время работы накопилось несколько типовых вариантов вопросов:

Прямые вопросы:
• Что тебе нравится?
• Чем бы ты хотел заниматься?
• О чем будем собирать материал в первую очередь? И т. д.
Это самые удобные вопросы, однако они редко дают желаемый результат. Часто человеку легче сказать, чего он не хочет, чем определиться с собственными желаниями. Снять проблему выбора помогают другие виды вопросов.

Вопрос-ситуация
Представь себя в библиотеке. Ты бродишь среди книг и вдруг видишь (дальше придумывается название книги в соответствии с первым интересом). Ты берешь ее в руки, но вдруг замечаешь другую книгу (воплощение второго интереса). Однако домой унести можно только одну, за второй можно прийти потом, когда вернешь первую. На какой из книг ты остановишься?
Вариантов вопросов-ситуаций может быть множество. Здесь вполне можно дать простор воображению. Вот еще пример: «Представь себе, что к тебе в руки попала волшебная палочка, которая может открыть тебе только одну тайну, о чем ты ее спросишь?».

Вопрос-провокация
Есть интерес – «люблю путешествовать». Провокация со стороны тьютора – «давай отправимся прямо сейчас!». Дальше следует диалог:
– Сейчас нельзя – уроки!
– Отменим.
– Мама не пустит!
– Договоримся.
– Мы не подготовились, надо ведь собраться.
В итоге обнаруживается интерес: как собираться в путешествие (дальнее, ближнее, научное, развлекательное и т.д.).

Вопрос-визуализация
Вот тебе волшебная подзорная труба (подойдет любая имитация), с ее помощью ты можешь заглянуть в страну исполнения желаний. Что ты там видишь?

Копилка вопросов может пополняться бесконечно. Это ведь инструмент, а инструмент должен совершенствоваться. Этап определения интереса ученика, безусловно, очень трудоемкий, требует терпеливой и неторопливой работы. Но если действительно удается «вытащить» из глубины сознания истинный личностно-образовательный интерес, вся последующая работа будет радовать маленькими и большими открытиями.

Индивидуальный образовательный маршрут

Следующий этап в работе Клуба образовательных путешествий – составление индивидуального образовательного маршрута, то есть определение тех мест и людей, которые могут хранить нужную информацию. Создавая такой маршрут, ребенок обсуждает с тьютором каждый пункт, определяя, куда пойдет, зачем и что конкретно будет там делать. Например, его интерес – «как собраться в путешествие».

Маршрут

Объект
Вопросы. Действия
Учитель ОБЖ
Без чего в походе не обойтись? Что нужнее всего зимой? А летом? Какие инструменты? На чем спят? И т.д.
Повар
в столовой
Какие продукты скоропортящееся? Что быстро и удобно готовить? Как хранить разные продукты?
Дома – родители
Что нужно взять в нашу экспедицию? Составить памятку
В экспедиции
Наблюдение за степенью подготовки. Совершенствование памятки

Рассмотрим другой интерес – «как написать книгу о приключениях».

Маршрут

Объект
Вопросы. Действия
Школьная библиотека и учителя литературы
Какие книги о приключениях есть? Авторы? О чем пишут? Почему интересно? Кого больше читают? Почему?
Интернет
Писатели в Брянске, кто, о чем пишут? Есть ли детская литература?
Одноклассники
Опрос «О чем хотели бы почитать новую книгу?»
Союз писателей
Как рождается сюжет? Как строиться композиция? Откуда берете героев? Оставить свой черновик книги. Получить рекомендации
Краеведческий музей
Материал про раскопки, необходимый для книги

Как видно, карта – маршрут реализации индивидуального образовательного интереса – включает в себя объекты исследования, как до экспедиции, так и во время нее. Это важно, потому что превращает путешествие в средство удовлетворения личного познавательного интереса и одновременно показывает, что следы его можно найти практически везде.

Работа по группам

Специфика работы Клуба в том, что в экспедицию отправляются не индивидуально, а группами, причем каждый со своим интересом. Следовательно, необходимо выработать такой маршрут, который был бы оптимальным для всех участников.
После того, как подготовительный этап закончен, группа одного тьютора собирается, чтобы обсудить общий маршрут. При этом происходит мини-презентация своих объектов. Надо доступно и убедительно изложить суть своего маршрута, его цель и конкретные задачи при посещении того или иного объекта.
Затем все повторяется, но уже на уровне нескольких групп, каждой из которых теперь надо не только отстоять свой путь, но и определить место в нем другим членам экскурсии. Что, например, станет делать «защитник животных» на встрече с футбольной командой?
Этот момент очень важен. Он формирует умение определить, во-первых, главное для себя, во-вторых, найти способ заинтересовать других, установить контакт с группой, то есть, по сути, получить один из первых опытов социализации и формирования активной позиции.
На практике это выглядит так. Для участия в первой экспедиции заявлены следующие группы и образовательные маршруты:
1. Историки-археологи (раскопки – краеведческий музей).
2. Писатели (союз писателей – поэтический клуб «Пегас»).
3. Спортсмены (стадион «Динамо» – милиция).
4. Модельеры, дизайнеры и артисты (культпросветучилище – цирк – театр).
5. Любители животных (цирк).

Следуя традиционным путем, их надо объединить в один маршрут. Однако используя транспортный резерв школы (микроавтобус на 12 мест), мы распределили всех участников, согласовав это предварительно с ними, три маршрута.

Первый:
Культпросветучилище ® цирк ® школа (дизайнеры, артисты, модельеры).
Второй:
Союз писателей ® краеведческий музей ® школа (писатели и историки).
Третий:
Цирк ® школа (спортсмены).
При этом расписание поездок было выстроено так, что автобус успевал развозить группы к месту назначения, курсируя между ними. При этом у каждой группы было время обсудить результаты экспедиции и примерные варианты конечных продуктов.

Сама экспедиция

Этот этап предполагает непосредственное взаимодействие участников экспедиции с образовательным объектом, который был выбран ими для реализации или развития интереса. Программа действий была продумана при составлении карты образовательного маршрута (в тот момент, когда подросток определял, что именно он будет делать в том или ином месте), и теперь очень важно, чтобы она была полностью реализована.
Роль тьютора здесь – мудрый наблюдатель. Он вмешивается только тогда, когда это становится неизбежным, но при этом задает вопросы самому ребенку о степени удовлетворения сложившейся ситуацией.
Например, маршрут второй. На первом этапе экспедиции – встреча в Союзе писателей. Она включает в себя интервью с писателями по следующим вопросам:
• Как и когда вы поняли, что станете писателем?
• Расскажите о своем первом произведении, как оно появилось?
• Откуда берутся сюжеты ваших книг?
• Что самое трудное в вашей работе?
•· Есть ли у вас любимые книги?
• Где учат быть писателем? С чего мне начинать? Где я могу напечатать свои произведения? И т.д.
В этой ситуации позиция тьютора должна быть очень гибкой. Из опыта работы можно сказать, что, с одной стороны, «взрослая среда» часто не готова к тому, что инициатива разговора находится в руках подростка. Поэтому заранее готовит РЕЧЬ, от которой ни за что не хочет отказываться (типичная позиция «сверху»: я лучше знаю, что вам надо). А с другой – сам подросток еще только учится «держать свою образовательную нить», легко и привычно отдавая ее в руки взрослого (как на уроке).
Следовательно, задача тьютора – максимально сохранить ту образовательную ситуацию, которая необходима подростку для реализации его образовательной программы на данном этапе маршрута.
После интервью – «практическая» часть встречи: юные авторы показывают свои работы, получают консультацию у признанных мастеров слова и определяют план дальнейшего взаимодействия с ними. На этом первый этап экспедиции завершен. По дороге к следующему образовательному объекту идет обсуждение его результатов с позиции: чего я хотел и что получил, что не удалось и почему, дальнейшие планы (что буду делать с полученным материалом и как буду взаимодействовать с этим образовательным объектом в будущем).
Второй этап экспедиции – краеведческий музей. Теперь уже юные писатели отдают инициативу в руки историков. Сами при этом, в соответствии с собственной программой действий, занимаются либо «накоплением» исторического материала, либо пассивным слушанием, либо систематизацией и анализом материала, накопленного во время предыдущего этапа. Поэтому целесообразно в экспедиции присутствие на каждом этапе не менее двух тьюторов, если в экспедицию отправляются подростки с разнонаправленными интересами.
Заслуживает объяснения и еще один момент. Столь необходимые нам спортсмены не смогли принять ребят на стадионе – там идет ремонт, поэтому вся команда приехала в школу. Эта встреча и стала заключительным моментом для всех желающих всех трех маршрутов. При этом встреча со спортсменами не была обязательной для тех, кто заявлял свой интерес в других областях и уже реализовал его во время посещения других образовательных объектов.

Презентация результатов: подготовка и проведение

После дня экспедиций еще некоторое время уходит на работу с собранным материалом, его проектное оформление и, наконец, сама презентация в актовом зале с приглашением всех желающих. На этом этапе работы важно определить, что именно является продуктом экспедиции.
Конечный продукт – это, во-первых, вещественно-ощутимый результат, содержащий определенную информацию о том образовательном объекте, который был выбран для исследования. Он может быть оформлен в виде газеты, рекламного плаката, фотоальбома, памятки, выставки рисунков, сценариев классных часов, учебного проекта, дизайнерского проекта помещения, эскизов одежды и т. д.
А во-вторых – аналитическая информация о самом подростке: цель и задачи, этапы реализации, промежуточные результаты, достижения и трудности, перспективы на будущее. Все это отображено в портфолио (личной папке каждого участника путешествия, в которую он собирает все, что отображает его образовательный интерес и путь его реализации).
Выступление во время презентации предполагает абсолютную свободу в выборе формы (рассказ, демонстрация собранного материала, экскурсия, театральная постановка и т.д.) и некоторую регламентацию содержания: нужно рассказать о себе и о продукте (в узком смысле этого слова).
Поскольку в школе полным ходом развивается социальное и учебное проектирование и для подготовки проекта часто необходимо посещение самых различных мест, куда затруднительно бывает попасть одному (администрация, милиция, пожарная часть и т.д.), то возможно, работая над проектом, принять участие в экспедиции. Тогда нужный образовательный объект будет включен в общий маршрут.

TopList