Архив
Личный опыт
Наверное, самый богатый опыт получает педагог, оказавшийся в «проблемном» классе. Все сложности, с которыми имеет дело любой учитель, достаются ему вдвойне. Тем интереснее познакомиться с опытом учителя, впервые столкнувшегося с трудным классом. Для успешного решения своих задач он создал продуманную воспитательную программу.
Алексей Романов ,
классный руководитель, Большенагаткинская СОШ, Цильнинский р-н, Ульяновская обл.
классный руководитель, Большенагаткинская СОШ, Цильнинский р-н, Ульяновская обл.
Трудному классу нужна особая поддержка
Уверен, что главным направлением деятельности классного руководителя является любовь и защита. Ребенок должен реализовать свою естественную потребность быть любимым и защищенным. Поэтому одна из самых важных ролей классного руководителя – роль посредника между детьми и социумом.
Ценности классного руководителя
В качестве основных ценностей деятельности классного руководителя я рассматриваю:
• ребенка (его личность и индивидуальность);
• процесс его развития;
• его права, в том числе право на свободу в воспитательном процессе.
Выбор в качестве ценности личности ребенка означает, что классный руководитель принимает на себя ответственность за то, чтобы
• ребенок состоялся;
• не был унижен, узнал, кто он;
• понял, каковы его возможности, что он умеет и не умеет, хочет и не хочет.
Проблемы в классе
Восьмой класс, в котором я оказался классным руководителем, не был мне знаком ранее. Его собрали из ребят двух классов, и он стал компенсирующим. Ребята учились средне. Многие получали двойки за четверть, а потом в течение каникул их исправляли. Немало было опозданий и прогулов.
В классе была группа ребят недисциплинированных, шумных, неорганизованных, не умеющих сдерживать свои эмоции, способных выкрикивать на уроках и разговаривать с одноклассниками.
Но также было видно, что в целом это класс, который хочет себя проявить, к тому же ребята были доброжелательны друг к другу.
Задачи, которые я перед собой поставил, вытекали из моего первого знакомства с классом и первых впечатлений о нем и были рассчитаны на длительный срок работы с детьми.
Организуя деятельность детей, я понимал, что каждый ребенок – индивидуальность. Его психофизические задатки, природные силы, особенности разума, мировосприятия заложены природой. Поэтому я стремился в первую очередь создавать ситуацию успеха, чтобы каждый ученик был удовлетворен собой.
Воспитательная программа
Поскольку мой класс считался классом компенсирующего обучения, состоял из проблемных детей, то главной задачей для меня стало укрепление в учениках ведущих положительных качеств. Для этого я создал воспитательную программу. Ее главными этапами стали:
• выявление «трудных» учеников; составление документации на каждого из них с отражением в ней особенностей здоровья, учебы, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки, эмоциональных отношений в ней, семейных проблем;
• установление степени педагогической запущенности, отношения к учебе, проявления волевых качеств;
• определение коллективных проявлений ребенка, его отношение к окружающим, к себе, своей семье, к группировкам микрорайона;
• изучение полезных интересов, способностей и профессиональных намерений ребенка;
• организация помощи и поддержки каждому ребенку.
Необходимо было:
– отслеживать пробелы в знаниях, умениях и навыках «трудных» подростков. Определить систему дополнительных занятий, помощи и консультирования;
– снять «синдром неудачника» у каждого ребенка; создать обстановку успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности для каждого школьника. Анализировать каждый этап, результат деятельности ученика. Поощрять положительные изменения;
– заботиться об укреплении положения детей в классном коллективе, организовывать помощь в выполнении общественных поручений;
– исключить принуждение, а также всякое подчеркивание недостатков ребенка. Быть искренним, не лицемерить с «трудным», не морализировать, не унижать его;
– оказывать педагогическую помощь родителям «трудного» школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время;
– организовывать свободное время школьников.
Умение разумно и интересно, с пользой проводить свой досуг – острая проблема, особенно для «трудных» детей. Для этого надо вовлекать школьников в кружки, секции, социальную деятельность.
Особое внимание я старался уделить изучению их читательских интересов: записать ребенка в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.
Индивидуальная помощь детям
Помочь детям в трудный период адаптации в новом классе было очень важно. Поэтому особое место в моей работе занимала индивидуальная помощь ученикам. Я знакомил школьников с требованиями учителей, а учителям-предметникам старался посоветовать, как с каким ребенком лучше работать. Предлагал детям попробовать свои силы в олимпиадах, интеллектуальных марафонах.
Я проводил классные часы на темы «Умей вести себя в обществе», «Как сберечь свое время и время своих товарищей на уроке», индивидуальные беседы с учениками. Во многом мне помогали родители.
Новым для меня в прошедшем учебном году явился не только классный коллектив, но и коллектив родителей. Поэтому моей основной задачей стало привлечение родителей к жизни класса. Особое внимание я уделял индивидуальным консультациям с ними. Мы говорили о проблемах и детях, о здоровье и взаимопонимании, о том, что волнует и родителей, и меня как классного руководителя.
В своей работе я использовал следующие формы:
• групповые (ролевой тренинг, психологическая студия, дискуссионный клуб, деловая игра, «мозговой штурм», круглый стол и др.);
• индивидуальные (беседы, консультации);
• активные формы воспитания (игра «Волшебный стул», защита проектов, театр-экспромт).
Проект для всего класса
Большую роль в жизни нашего класса сыграла проектная деятельность. Но мы пошли по пути разработки не индивидуального, а коллективного проекта, в создании которого смог участвовать весь класс. Было решено, что продуктом проекта станет по окончании учебного года совместный праздник – Человек года.
Ребята предложили ряд номинаций, которые стали бы двигателем для успешной деятельности в течение года для каждого ученика: Ученик года, Спортсмен года, Киндер года, Открытие года и Фото года. Необходимо было запланировать и провести мероприятия, позволившие любому ребенку побывать в тройке лидеров.
Помимо этого мы решили провести групповые творческие исследования и собрать материал для очередного выпуска классного печатного издания «Алая роза».
На реализацию проекта было выделено 7 месяцев (с ноября по апрель). В мае мы подвели черту под всеми творческими делами класса и выбрали кандидатов для каждой номинации.
В результате по итогам первых трех четвертей (впервые!) у нас не оказалось ни одного неуспевающего. Все ребята стали принимать участие во всех классных и общешкольных делах.
Сам я получил богатейший опыт в плане повышения собственной культуры, творческих способностей, развития фантазии. Я прожил массу ролей в ходе этого проекта, участвуя в нем как руководитель, консультант, эксперт в различных областях, координатор, человек, который задает вопросы и осуществляет обратную связь, и еще – как энтузиаст.