Архив
Личный опыт
Сегодня во многих школах работают психологи – этим никого не удивишь. По мнению автора этой статьи, каждый педагог должен разбираться в психологии: чтобы понять, с чего начать работу с классом, как правильно проанализировать происходящее, какие выводы сделать из той или иной ситуации. И тогда самый сложный класс может стать гордостью школы.
Татьяна Алексеева ,
классный руководитель, лицей № 40 при УлГУ, г. Ульяновск
классный руководитель, лицей № 40 при УлГУ, г. Ульяновск
Психологическая педагогика
Школа призвана обеспечить учеников комплексом знаний, умений и навыков, которые помогут им определиться с будущей профессией. Но особую ценность, на мой взгляд, имеют те знания, которые помогают установлению отношений с окружающими.
Каждый педагог – психолог, но не тот, кто неизвестно зачем бесконечно тестирует и диагностирует школьников, а тот, кто думает об отношениях детей, развивает в классе добрую и эмоциональную атмосферу.
Большинство детей, оказавшихся в моем физико-математическом 10«Б» классе, пришли из других школ города, где они являлись «звездочками», лидерами. Каждый из них представлял собой личность с вполне четкой жизненной позицией, которая на тот момент казалась им единственно верной. Поэтому первоначально у некоторых учеников возникали проблемы в общении: неприятие чужих шуток, болезненное реагирование на замечания или комментарии одноклассников, нежелание слушать и неумение соглашаться.
Были и ребята, у которых в прежних классных коллективах отношения со сверстниками не складывались в связи с особенностями внешности и физического развития. Эти дети проявляли зажатость, закомплексованность и, как результат, уходили от общения.
Педагог как равный собеседник
В основе моей работы как классного руководителя лежит отношение к ученику не как к объекту воспитания, а как к равному собеседнику, сотруднику в творческом процессе.
Результатом такого подхода становятся:
– устойчивые доброжелательные отношения в классе, готовность прийти на помощь или разделить радость с другими;
– отсутствие замкнутости, изолированности коллектива, группового эгоизма. Класс готов к взаимодействию с другими коллективами, к обсуждению и совместному решению общих проблем;
– отсутствие случаев «изолированности» или авторитарного лидерства в коллективе.
Именно в создании таких отношений в коллективе я увидела свою задачу как классного руководителя. Поэтому с первого дня знакомства с классом я стремилась создать условия для благоприятной адаптации, индивидуализации и интеграции в нем каждого ребенка.
Индивидуализация?
Через признание самоценности каждого ученика в классе мы вместе движемся к пониманию роли коллективных отношений и сотворчества.
Для этого учителю необходимо:
– изучать отношения и особенности общения ученика с классом, с учителями, в семье, выявлять проблемы в общении;
– корректировать отношения через благоприятную позицию в коллективной деятельности, помогать в осознании учеником особенностей его отношений и общения;
– обучать общению через психологические упражнения, групповые дискуссии, ролевые игры.
В нашем классе были свои:
• «активисты», которые готовы участвовать всегда и во всем, веселые, легкие на подъем, безотказные;
• «ботаники». Причем это слово совершенно не несет в себе отрицательной нагрузки. Напротив, эти дети пользуются огромным уважением среди одноклассников;
• «таланты». Кто-то увлекается музыкой, пишет стихи, кто-то отлично рисует. Нередко это самые «колючие» и принципиальные ученики, но и самые уважаемые;
• «тихони»;
• «весельчаки», способные любую ситуацию превратить в юморину;
• «ворчуны», у которых особое мнение по любому поводу.
Выявляя и поддерживая личностные особенности учеников, я старалась у каждого из них формировать ощущение успеха, атмосферу эмоционального подъема.
Поездки сближают
Особую роль в становлении отношений в коллективе играли совместные поездки (в оздоровительный лагерь «Юность», г. Казань) и, конечно, походы, где разговоры велись до утра, где снимались внутренние зажимы, каждый раскрывался и где особенно остро ощущалась общность.
Это вовсе не означает, что в нашем коллективе царили тишь да гладь... Конечно, возникали проблемные ситуации, часто высказывались противоположные точки зрения по какому-либо вопросу. Прийти к единому мнению порой было невозможно, так как разговор переходил в дискуссию или спор на повышенных тонах. Но нашим достижением я считаю было то, что спор не переходил в конфронтацию, противопоставление и неприятие друг друга.
Мне кажется, эти дети никогда не смогли бы смириться с авторитарным или манипулятивным стилем руководства – они принимают только общение, основанное на уважении и на равноправном диалоге.
Адаптация?
Для меня диалог – это общение, соответствующее трем основным признакам. Во-первых, в диалоге собеседники свободны. Во-вторых, в диалоге собеседники равноценны, равноправны. И, в-третьих, в диалоге между собеседниками имеется психологический контакт на основе взаимопонимания и взаимного сопереживания.
Добрые, доверительные отношения между учителем и учеником – одна из обязательных составляющих диалога. Но важно и соблюсти меру сближения.
Дети должны иметь возможность высказывать любые точки зрения, соглашаться или сомневаться, приводить свои доводы, право на молчание, если нет желания говорить.
Классные часы мы обычно проводим в форме дискуссий. Темы выбираются проблемные, подчас провокационные. Точки зрения учащихся класса, как правило, были противоположными, позиции – довольно жесткими. Не всегда удавалось в процессе спора прийти к общему мнению. Но соблюдение правил ведения дискуссии позволяло избежать последующей конфронтации и сохранить доброжелательные отношения по окончании разговора.
Приведу примеры тем для дискуссии:
– «Имеет ли право на рождение ребенок с наследственными аномалиями?»;
– безвыходные ситуации – «Может ли суицид стать выходом из жизненного тупика?»;
– «Альтруисты и прагматики»;
– «Неделанье зла – есть добро?»;
– «ВИЧ-инфицированный рядом с тобой».
Для разговора на подобные темы необходим определенный уровень подготовленности – наличие коммуникативной культуры, устойчивые доброжелательные отношения, уважение и доверие между учениками и учителем. Это и было моей главной задачей при подготовке и проведении классных часов.
Интеграция?
Через год в нашем классе сложились устойчивые доброжелательные отношения, готовность и желание общаться. Отсутствовали случаи авторитарного лидерства. Не было отверженных. Дети с проблемами физического развития здесь чувствовали себя защищенными. Отношение к ним стало предельно корректным, благодаря чему их замкнутость и настороженность постепенно исчезли. Как же все это произошло?
Опираясь на опыт, я решила для себя, что успешная работа классного руководителя предполагает:
– Многогранность видения: в сферу внимания классного руководителя должны попадать не только и не столько интеллект школьника, но и эмоции, стремления, волевые качества и другие стороны личности.
– Направленность на скорейшее разрешение конфликтов в коллективе. Возникающие противоречия и столкновения «озвучиваются» для всех и всесторонне совместно анализируются. В результате принимается совместное решение либо заключается договор.
– Многовариантность стиля, то есть возможность изменения стиля работы в зависимости от конкретной ситуации.
Адаптация личности в коллективе. Социальная адаптацияпредполагает активное усвоение личностью коллективных норм. Ученик не сможет в полной мере проявить свою индивидуальность, прежде чем не освоит эти нормы. Этот этап не всегда проходит гладко. Всегда находятся ученики, которые пытаются настоять на своем стереотипе поведения, не желают подчиняться общим правилам. В этом случае позиция педагога должна быть уважительной, корректной, но твердой. |