Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №11/2008

Архив

Идеи. Самоуправление

Мы привыкли говорить о том, как построены системы самоуправления в школах, но почему не построить подобную модель классного коллектива? Ведь именно в классе ребята проводят большую часть своего времени, именно в классе происходят и решаются все самые главные детские проблемы. О ценностях и принципах классного самоуправления, о надеждах и правилах жизни читайте в этой статье.

Ольга Цыбина ,
классный руководитель, Криушинская средняя школа, Ульяновская область

Город «Надежда»

Система самоуправления в классном коллективе


Эффективность работы клас­сного руководителя во многом зависит от того, насколько организованное детское сообщество он может создать из класса. И если ему это удалось, он получает хорошего помощника в воспитательной работе. Только развитый и сплоченный коллектив может оказать значительное воспитывающее воздействие на детей.
Свою воспитательную работу я строю по таким направлениям деятельности, как нравственность, здоровье, интеллект, профориентация, досуг, семья.

Мои принципы работы с учениками

На каких же принципах должно строиться сотрудничество с ребятами, чтобы, спустя годы, моим девчонкам и мальчишкам хотелось вспоминать свой класс с радостью и благодарностью?
Принцип первый – безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.
Принцип второй – беспристрастность в оценке поступков учащихся.
Принцип третий – терпение и терпимость в достижении результативности педагогического воздействия.
Принцип четвертый – диалогичность и открытость в общении с ребятами.
Принцип пятый – отсутствие у меня страха признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.
Принцип шестой – использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с детьми.
Принцип седьмой – умение управлять своим настроением, не поддаваться влиянию предвзятого мнения.
Принцип восьмой – умение признавать ошибки.
Очень важно, начиная работать с классным коллективом, рассказать ребятам о принципах своего будущего общения с ними, а также обсудить вопрос, как они представляют нашу жизнь в классе, о чем мечтают, какие традиции и обычаи хотят создать, по каким законам мечтают жить. Это даст возможность создать в классе систему традиций и ценностей, поможет создать самоуправление.

Наша главная ценность – творчество

Только в творческой деятельности ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя.
Как сделать так, чтобы развить инициативу и самостоятельность каждого ребенка в классе? Чтобы при проведении в классе или школе различных вечеров, викторин, КВНов, конкурсов ребята на этих мероприятиях были полноправными хозяевами, деятелями, а не скучающими гостями.
С самого начала предоставляю детям больше возможности самим быть организаторами своих занятий, проявлять инициативу и заботу о полезных делах, о коллективе и товарищах. Создаю детям условия для проявления самостоятельности и постепенно передаю в руки ребят функции самодеятельного управления.
В творческой работе с детьми я придерживаюсь принципа – все, что дети могут делать сами, они должны делать самостоятельно. Участие ребят в составлении плана воспитательной работы, подборе материалов для праздников, в распределении заданий и контроле над их исполнением имеет важное воспитательное значение. Дети приобретают организаторские навыки и умения, развивается их самостоятельность, появляется ответственность за выполнение полученного дела – то есть формируется их активная деятельность и жизненная позиция.

Самоуправление в классе

Важнейшим средством развития детского коллектива является организация самоуправления. Педагогической целью ученического самоуправления считаю демократизацию жизни класса и формирование у ребят готовности к участию в управлении обществом.
А вот мои ребята понимают сущность самоуправления как
– управление жизнью класса;
– организацию дел для своего класса, а значит, и для себя;
– решение задач, самостоятельно поставленных перед классным коллективом;
– школу ответственности, доверия, взаимопомощи, взаимопонимания и взросления.
В основе классного самоуправления лежит совместная творческая деятельность учителей, детей и их родителей. Высшим органом является Собрание, которое проводится два раза в четверть. На собрании учащиеся анализируют свою работу, ставят задачи на будущее, распределяют обязанности, планируют совместную деятельность, подводят итоги классного соревнования, выбирают актив и мэра города «Надежда». (См. рис. 1.)

рис. 1. Структура самоуправления в городе «НАДЕЖДА»


Развитие навыков самоуправления осуществляется через систему постоянных поручений. Каждый ученик в городе (классе) отвечает за определенное поручение.
Практическая деятельность осуществляется в трех комитетах – культуры и творчества, печати и просвещения. Комитеты имеют свои полномочия, права и обязанности, зафиксированные в разработанных памятках. Основу организации классного самоуправления составляет работа в трех объединениях детей по интересам: объединение «Юность», объединение «Фанаты», объединение «NEXT».
Координирует и направляет работу объединений актив города.

Город «Надежда»

В обязанности мэра города «Надежда» входит подготовка и проведение классных собраний, участие в общешкольных заседаниях актива, распределение обязанностей при подготовке КТД (совместно с министерствами), ведение классной документации, оформление – вместе с активом города – уголка.
Актив города участвует в составлении плана работы, назначает ответственных за выполнение различных поручений, заслушивает отчеты о работе улиц, организует участие города в КТД, различных акциях и операциях, поддерживает связь с советом школьной организации «Шанс».
Ключевые принципы организации самоуправления выражены словами: надежность, активность, добровольность, единство, желание, дружба, анализ.
Каждое слово имеет свое значение:
Надежность – выбери себе дело по душе и выполняй его без напоминаний.
Активность – активно познавай окружающий мир.
Добровольность – ты можешь многое сделать своими руками, проявив немного старания.
Единство – мы все в ответе за себя и друг за друга, можно выражать свое мнение, не ущемляя свободу и достоинство других.
Желание – успех любого дела зависит от участия каждого.
Дружба – все трудности можно преодолеть вместе.
Анализ – выполнив работу, проанализируй результат.
Первые буквы этих слов образуют название нашего города – НАДЕЖДА.
Девятиклассники в практической деятельности постигают значение самоуправления. Для них это – управление делами своего коллектива, самостоятельность, попытка разобраться со своими проблемами, выполнение посильных обязанностей, планирование своей жизни.
Система поручений требует от ребят постоянного осмысления и совершенствования своей деятельности. Как сделано? кем? что помогало и что мешало в работе? как избежать возможных неудач? – эти и другие вопросы помогают им осознать свой вклад в успех общего дела и позволяют моделировать будущее своего класса.

Девиз города «Надежда»
Вступаем в жизнь с надеждой!
Шагаем с ней по жизни!
И в будущем надежду
мы в сердце сбережем!

Правила жизни в городе «Надежда»
Мы стараемся:
• любить свое село Криуши – свою малую Родину;
• чтить память павших воинов и готовить себя к защите Родины;
• быть настойчивыми в учебе, труде, спорте;
• жить весело, содержательно, быть активными, творчески подходить к любому делу;
• относиться к окружающим, помня золотое правило: не делай людям того, чего не желаешь себе;
• содержать в чистоте свой город «Надежда», свой дом, улицу, село;
• окружать заботой малышей и пожилых, вместе со старшими наставниками познавать мир.
В классе работает совет творческих дел. Состав совета постоянно меняется. В него входят ребята, желающие принять участие в подготовке и проведении того или иного мероприятия, классный руководитель, комитет культуры и творчества, родители. (см. рис. 2.)

рис. 2. Модель работы совета творческих дел в городе «НАДЕЖДА»

Коллективное планирование учебного года

Работа в классе каждый год начинается с коллективного планирования. Каждое объединение получает задание – подумать, что интересного и полезного для себя и для других можно сделать в новом учебном году. После коллективного обсуждения на классном собрании предложения от объединений выносятся на совет добрых дел. Каждое из предложений строится по плану: «Что и для кого сделаем? Кому это принесет радость и пользу? Когда сделаем? Кто будет участвовать? Кто будет отвечать за выполнение?».
Работу на каждом совете строим с ребятами по четкому алгоритму, соответствующему пяти стадиям:
• предварительная работа организатора;
• коллективное планирование;
• коллективная подготовка;
• коллективное проведение дела;
• коллективное подведение итогов.
Самое важное в коллективном планировании – развивается творческая активность и самостоятельность самих детей. Дети учатся не просто жить, а жить с пользой и радостью!
Каждое проведенное коллективное дело обсуждается на совете добрых дел: что получилось у нас хорошего и почему? что можно сделать лучше и как? что надо учесть на будущее? С каждым разом дети все активнее участвуют в обсуждении, высказывают интересные мысли и замечания.
Постепенно мои ребята научились не только планировать и выполнять свою работу, но и обсуждать ее результаты, анализировать сделанное.
Такая методика проведения коллективных мероприятий складывалась в классе не сразу – она результат становления коллектива и одновременно критерий его становления и возникает лишь тогда, когда у ребят появляется вкус к коллективному творчеству. Таков парадокс – методика коллективного творчества формируется одновременно с заинтересованностью в самом творческом процессе.

Творческие игры в классе

Присущая детям жажда деятельности часто находит свое выражение в игре, заменяющей ребенку труд. Хорошая творческая игра – это деятельность, которая требует от играющих различного рода усилий, направленных на достижение цели, то есть на преодоление возникших в ходе игры препятствий.
В своем педагогическом опыте я часто использую разнообразные игры. При этом ищу такие формы игры, которые отвечали бы следующим требованиям:
• игра и мероприятия должны содействовать сплочению коллектива;
• иметь познавательное зна­чение;
• активизировать общественную деятельность подростков;
• обеспечивать мыслительную активность участников;
• создавать условия для детского творчества;
• соответствовать принципу – как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц.
Подготовка к мероприятию – процесс, требующий выбора оптимальных методов, средств и форм обучения и воспитания, поэтому использую в работе методики Н.Е. Щурковой и В.Р. Ясницкой.
Приведу пример. Начало учебного года. На классном собрании ребята предлагают провести вечер для старшеклассников, используя за основу известную телевизионную игру «Хорошие шутки». Работать в совете творческих дел захотели все. Работа началась.
На творческом совете разбились на инициативные группы: группа подготовки сценария, группа по организации оформления вечера, группа для подготовки костюмов, группа для работы со зрителями во время игры.
И вот работа закипела. В течение двух месяцев мы просматривали игру «Хорошие шутки» по телевизору, брали за основу самые интересные моменты, создавали сценарий. Ребята были так увлечены работой и с таким интересом ею занимались, что заразили энтузиазмом ребят из 9«А» класса. Однажды «ашники» пришли к нам на совет творческих дел и попросились работать с нами.
Работа продвигалась с удвоенной силой. Мы написали сценарий, сделали декорации, подготовили костюмы, приготовили игровую программу для зрителей и приступили к репетициям.
И вот долгожданный день настал. И мы впервые в нашей школе провели новые «бои без правил» – «Хорошие шутки». Вечер прошел при полном аншлаге.
Еше многое можно рассказать о нашей интересной и увлекательной жизни: о Дне именинника, об интеллектуальных играх и развлекательно-познавательных вечерах, о классных часах, о трудовых делах и операциях, о ежегодных встречах с ветеранами ВОВ и труда и просто с интересными людьми, о наших походах с родителями и футбольных соревнованиях между родителями и детьми (ставшими уже традицией каждого похода).
Человек разумный, Человек моральный, Человек творческий – вот три образа, на которые должно ориентироваться современное воспитание.

TopList