Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №9/2008

Архив

Профориентация школьников


Дорогие коллеги, и, надеюсь, друзья – те, кто в течение года проводил «Уроки самоопределения», и те, кто к ним только присматривается. Мы заканчиваем публикацию сценариев примерно шестидесяти классных часов, которую начали в сентябре прошлого года. Занятия, которые вы проводили, что называется, с колес, автору пришлось разрабатывать в условиях жесткого дефицита времени, поэтому они не равноценны и не претендуют на совершенство. Однако проблема жизненного самоопределения очень актуальна, а фундаментальных и при этом качественных учебно-методических пособий пока не создано, поэтому мы рискнули предложить вам эти материалы именно в таком виде.
Расчет был прост – если вы взялись за это дело, значит, вы понимаете важность этой работы и готовы к творческим экспериментам. Это главное. Улучшать и дорабатывать любой материал можно бесконечно. В этом мы очень рассчитываем на вашу помощь. Издательство «Генезис» планирует выпустить «Уроки самоопределения» к началу учебного года с учетом замечаний и дополнений классных руководителей, проводивших эти занятия. Если у вас есть свои интересные разработки, они могут быть включены в будущее пособие, естественно, с указанием вашего авторства.
Пишите по адресу metodkabi.net@mail.ru, Галине Резапкиной.
Методики, фрагменты из моих книг и подробные рекомендации по проведению профориентационной работы со школьниками вы найдете на сайте www.metodkabi.net.ru.

Галина Резапкина ,
психолог

Уроки самоопределения

Четырнадцатые занятия в 6–9 классах

Продолжение. Cм. в №№ 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

ФОРМУЛА ПРОФЕССИИ
Четырнадцатый урок в 56 классах

Цели: систематизация полученных в течение года знаний о мире профессий и правилах ее выбора, моделирование образа будущей профессии.
Материалы: бланк с характеристиками целей, предметов, средств и условий труда для каждого ученика.

В основе занятия лежит модифицированный вариант методики Н.С. Пряжникова.
Вспомните, что такое классификация. Что вы знаете о классификации профессий? На какие группы делятся профессии? (Повторение материала урока №6.) Предмет труда – не единственная характеристика профессии. Назовите профессии, относящиеся к одному предмета труда. Чем они различаются? (Содержанием деятельности, условиями труда.)
Выделение существенных признаков поможет вам смоделировать образ привлекательной профессии. В бланке перечислены возможные цели, предмет, средства и условия труда. (См. табл. 1.)
Работа в микрогруппах. Проще всего образовать микрогруппы из четырех человек, предложив учащимся повернуться к соседям. Каждая группа получает конверт с листочком, на котором написано название профессии, которую дети должны в течение пяти минут загадать с помощью четырех признаков.
Затем представитель микрогруппы называет эти признаки, а остальные учащиеся отгадывают профессию и оценивают, насколько правильно отобраны ее характеристики.
Самостоятельная работа. Из каждой группы выберите и запишите самую привлекательную для вас характеристику (можно подчеркнуть соответствующие признаки в бланке).
Цели:
Предмет:
Средства:
Условия:

Если вы уже выбрали профессию, подумайте, соответствует ли она этим характеристикам. Если нет – попробуйте смоделировать ее по этим признакам.

Таблица 1

1. Цели труда:
1.1. Оценивать, проверять.
1.2. Исследовать что-либо, делать открытия.
1.3. Перевозить, перемещать людей, грузы.
1.4. Изготавливать какие-нибудь предметы.
1.5. Учить, воспитывать, консультировать.
1.6. Создавать произведения искусства.
1.7. Руководить людьми.
1.8. Обслуживать кого-либо или что-либо.
2. Предмет труда:
2.1. Человек.
2.2. Информация.
2.3. Финансы.
2.4. Техника.
2.5. Искусство.
2.6. Животные и растения.
2.7. Изделия и продукты.
2.8. Природные ресурсы.
3. Средства труда:
3.1. Ручные.
3.2. Механические.
3.3. Автоматические.
3.4. Компьютерные.
3.5. Мышление.
3.6. Голос, мимика, пантомимика.
3.7. Физические возможности организма.
3.8. Органы чувств.
4. Условия труда:
4.1. Бытовой микроклимат.
4.2. Помещения с большим числом людей.
4.3. Разъезды и командировки.
4.4. Открытый воздух.
4.5. Экстремальные условия.
4.6. Работа на дому.
4.7. Особые условия.
4.8. Повышенная ответственность.

Примечание. Хотя это занятие может быть завершающим, важно, чтобы ребята знали, что в следующем году они будут продолжены, и чувствовали вашу готовность к этому, ваше бережное отношение к бланкам, которые являются ценным диагностическим материалом.

ОШИБКИ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
Четырнадцатое занятие в 7 классе

Цели: выработка критичного отношения к разноплановой профинформации.
Материалы: бланк с характеристиками целей, предметов, средств и условий труда для каждого ученика.

Это занятие целесообразно построить в форме эвристической беседы, примерное содержание которой мы приводим. Если позволяют технические возможности, используйте фрагменты фильмов, в которых рассказывается о профессионалах.
Уточним значение слова «ошибка». Если ты неровно отрежешь кусок колбасы, то никто не сочтет это ошибкой. Если парикмахер криво подстрижет челку, у него могут быть проблемы с клиенткой. Еще тяжелее будут последствия такой ошибки в работе закройщика. Страшно подумать, что будет, если лишнее отрежет хирург.

«Лучше бы в рабочие пошел!»

Что такое ошибка в выборе профессии, чем она вызвана и какова ее цена? Ошибка может быть связана с отсутствием, недостатком или искажением информации. Например, человек имеет смутное представление о своих способностях. Иногда заниженное, чаще завышенное. Так же мало молодые люди информированы о содержании будущей профессии: «Знал бы, что ждет космонавтов, лучше бы в рабочие пошел!»
Одна из самых распространенных ошибок при выборе профессии – выбор из соображений «престижа». Но престиж – понятие относительное. Сто лет назад профессия шофера считалась более престижной, чем профессия актера. Что касается моды на профессию, то, как говорил Станиславский, мода существует только для тех, кто не умеет одеваться сам.
Нередко молодые люди, повинуясь стадному инстинкту, выбирают профессию «за компанию», забывая, что не существует двух одинаковых людей, что выбирается образ жизни на долгие годы жизни, а не компания для пикника.
У каждого из вас есть любимые учителя, которые любят и знают свой предмет. Такие люди передают не только знания, но свое отношение к предмету. Как ни странно, в этом случае вы тоже рискуете ошибиться в выборе профессии, если отождествите интерес к преподавателю и его предмету со своей будущей профессией. Школьные годы пройдут, любимого учителя рядом уже не будет, а дело, которое виделось таким привлекательным, может оказаться чужим и неудобным, как одежда с чужого плеча.

Экскурс в историю

Нередко интерес к профессии вспыхивает под влиянием прочитанной книги или увиденного фильма. Сделаем краткий экскурс в историю кино, чтобы увидеть, как оно влияло на выбор профессии целых поколений.
Сороковой год. На экраны выходит фильм «Светлый путь». В главной роли – Любовь Орлова. Вживаясь в образ, актрисе пришлось три месяца осваивать премудрости ткацкого дела на Глуховском комбинате. Тысячи девчонок ринулись в легкую промышленность, подражая любимой актрисе. Их ждало разочарование – оказалось, что работа в цехе совсем не похожа на киношную сказку. Но зато легкая промышленность была на долгие годы обеспечена рабочей силой.
Потом будут фильмы о строителях, физиках, офицерах – строительные площадки, лаборатории и казармы пополнятся молодыми и доверчивыми людьми, выбравшими профессию после просмотра фильма.
Назовите современные фильмы, рассказывающие о сотрудниках правоохранительных органов («Ментовские войны», «Улицы разбитых фонарей», «Убойная сила», «Каменская» и др.), врачах («Скорая помощь», «Неотложка» и др.), водителях («Дальнобойщики») и т.д.

«Если бы мне сто жизней...»

Люди, подверженные чужому влиянию, не имеющие своих взглядов, чаще, чем нужно, следуют чужим советам. На них влияет все: телесериалы, советы случайных людей, мода. Конечно, ошибка в выборе профессии – не фатальна. Многие известные люди отмечали роль случая в выборе жизненного пути и вероятность иных вариантов. Выдающийся окулист В.П. Филатов мог стать известным художником, а профессию врача выбрал потому, что она показалась ему более нужной людям. Кто такой А.П. Бородин, выдающийся музыкант или химик? «Если бы мне сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», – писал В.Я. Брюсов, ученый и поэт.
Юная англичанка по имени Маргарет решила стать химиком, закончила Оксфордский университет и даже устроилась на завод по изготовлению пластмасс. Но вскоре поняла, что ошиблась в выборе профессии, и круто изменила свою жизнь. Не став великим химиком, Маргарет Тэтчер стала великим политиком. Уместно воспользоваться ее советом: «Припомните, какой день принес вам наибольшее удовлетворение. Не тот, что вы провели в праздности и безделье, а тот, когда на вас навалилась гора дел – и вы с ними справились».
А.П. Чехов так пишет о своих героях: «Бездарный ученый, тупица, прослужил 24 года, не сделав ничего хорошего, дав миру десятки таких же бездарных ученых, как он сам. Тайно по ночам он переплетает книги – это его истинное призвание. К нему ходит переплетчик, любитель учености. Тайно по ночам занимается наукой».
Что вы можете сказать об этих людях? Счастливы ли они в своей профессиональной деятельности? Какой выход они нашли из сложившейся ситуации? Хотели бы вы быть похожими на этих людей? Спросите родителей, довольны ли они своей профессией. Человек за свою жизнь может не один раз поменять профессию, потому что меняется он сам, меняется рынок труда – одни профессии уходят, появляются другие. Главное – любить то, чем занимаешься.

СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Четырнадцатое занятие в 8 классе

Цели: развитие представлений о профессионально важных качествах, диагностика сформированности уровня внутренней свободы.
Материалы: бланки для работы с методикой «Определение уровня внутренней свободы».

Я уяснил, что значит быть свободным.
Я разобрался в этом чувстве трудном,
Одном из самых личных чувств на свете.
И знаете, что значит быть свободным?
Ведь это значит быть за все в ответе!
Л. Мартынов

…Одна из авиационных компаний провела эксперимент среди своего персонала. Организовали имитацию полетов в условиях плохой видимости, когда эмоциональное возбуждение и умственное напряжение способствуют стереотипному реагированию. Капитанов просили имитировать неспособность справиться с ситуацией в критический момент, совершая ошибки, которые привели бы к катастрофе. Ни один член команды не оспорил явно ошибочные действия капитана!
На наших занятиях вы изучали особенности нервной системы и мышления, памяти и внимания. Они играют важную, но не определяющую роль в жизни человека. Есть факторы более существенные. Одним из них является уровень внутренней свободы – субъективное ощущение, влияющее на отношение человека к разным событиям своей жизни. Следующая методика поможет вам определить сформированность этого качества.

Определение уровня внутренней свободы (модификация методики УСК – уровня субъективного контроля). Прослушайте утверждения и поставьте в бланке ответов рядом с соответствующим номером «+», если вы с ним согласны, и «–», если не согласны.

Таблица 2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40

1. Успешная карьера больше зависит от случая, чем от способностей и усилий человека.
2. Большинство разводов происходит оттого, что люди не хотят приспособиться друг к другу.
3. Болезнь – дело случая: если суждено заболеть, то заболеешь.
4. Люди оказываются одинокими, потому что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
5. Исполнение моих желаний чаще зависит от случайного стечения обстоятельств.
6. Бесполезно прилагать усилия, чтобы завоевать симпатию других людей.
7. Отношения между людьми зависят от их связей, благосостояния, условий жизни.
8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
9. Как правило, руководство более эффективно, когда начальник контролирует действия подчиненных.
10. Мои отметки больше зависели от настроения учителя, чем от моих усилий.
11. Когда я строю планы, то верю в их осущест­вление.
12. То, что многие считают удачей или везением, на самом деле – результат упорного труда.
13. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они не старались наладить отношения, все равно ничего не получится.
14. Все хорошее, что я делаю, другие обычно замечают и ценят.
15. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
16. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
17. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
18. Мои отметки в школе зависели от моих знаний.
19. В семейных конфликтах я часто чувствую свою вину.
20. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
21. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.
22. Как правило, неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха.
23. В плохой работе организации виноваты ее сотрудники.
24. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях.
25. Если я захочу, то смогу расположить к себе любого.
26. На молодых людей влияет так много обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются напрасными.
27. То, что со мной случается, зависит от меня самого.
28. Трудно понять, почему взрослые поступают именно так, а не иначе.
29. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не приложил достаточно усилий.
30. Чаще всего я могу добиться от членов своей семьи того, что мне надо.
31. В моих неудачах чаще всего были виноваты другие.
32. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно одевать.
33. В сложных обстоятельствах я жду, пока проблемы решатся сами собой.
34. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от везения.
35. Мне трудно понять, почему я нравлюсь одним и не нравлюсь другим.
36. Обычно я принимаю решения сам, не надеясь на советы других людей.
37. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными.
38. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только себя.
39. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других.
40. Большинство неудач в моей жизни произошло от моего неумения или лени.
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитайте количество ответов, совпадающих с ключом:
«+»: 2, 4, 11,12, 14, 15, 16, 18,19, 21, 23, 25, 27, 29, 30, 32, 34, 36, 38, 40.
«–»: 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 17, 20, 22, 24, 26, 28, 31, 33, 35, 37, 39.
Если ваш ответ на вопрос совпал с ключом, зачеркните его. Подсчитайте количество всех зачеркнутых номеров и запишите это число.
Менее 15 баллов. Чем меньше баллов, тем сильнее человек зависит от внешних обстоятельств и мнения окружающих. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их, склонны приписывать ответственность за все, что с ними происходит, другим людям, случаю, судьбе. Они с готовностью принимают общепринятые нормы и традиции, являясь идеальным потребителем, послушным моде и рекламе. Творческие способности блокируются необходимостью быть «как все».
15–25 баллов. Есть потребность следовать моде и образцам, принятым в окружении. Этот человек может принимать решения под давлением обстоятельств и авторитетов. Желание сохранить свою индивидуальность и внутреннюю независимость вступает в противоречие с опасением потерять расположение значимых для него людей, оказавшись «белой вороной», может вызвать внутренний конфликт. Ответственность за сложившиеся отношения и обстоятельства своей жизни полностью не сформирована.
Более 25 баллов. Такие люди меньше, чем другие, зависят от чужого мнения, потому что живут по своим внутренним законам. Они принимают на себя ответственность за все, что происходит в их жизни, объясняя это своим характером и поступками, а не внешними обстоятельствами. Их отличает чувство внутренней свободы. Такие люди не склонны подчиняться давлению других людей, остро реагируют на посягательства на личную свободу, активны и уверены в себе. Общепринятые ценности они принимают только в том случае, если те совпадают с их ценностями. Если правила игры их не устраивают, они предлагают свои или выходят из игры. Их душевное равновесие зависит от чувства оправданности поступков перед собой. Чувство повышенной ответственности отличает профессионала, успешного в различных сферах деятельности.

Сравните два высказывания:
1. «Не стоит прогибаться под изменчивый мир,
пусть лучше он прогнется под нас».
2. «Не мы такие – жизнь такая».
Какое из них вам ближе? Возможны ли другие варианты?
Примечание. Тема, затронутая на этом занятии, настолько значима для профессионального и личностного самоопределения подростка, что мы рекомендуем воздержаться от оцен ок и комментариев, дав возможность учащимся самостоятельно осмыслить полученные результаты. Третий вариант, который я не ожидала услышать на уроке, предложил один подросток: «Стань лучше, и мир вокруг тебя изменится к лучшему». Похоже, наши дети умнее, чем мы о них думаем…

СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ТРУДА: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
Четырнадцатое занятие в 9 классе

Цели: развитие представления о рынке труда, понятиях «спрос» и «предложение», формирование реалистичных представлений о перспективах трудоустройства.
Рынок труда – это система социально-экономических отношений между работниками и работодателями. Эти отношения равноправны, хотя каждая сторона преследует свои цели. Если цели совпадают, то есть работа устраивает специалиста, а специалист – работодателя, в результате выигрывают обе стороны.
Нередко возникает конфликт интересов: специалист предъявляет особые требования к условиям и оплате труда (например, требует бесплатного обеда и личного шофера, может работать только через день и т.д.). Если этот специалист уникален и незаменим, работодатель может согласиться на все эти условия в расчете на то, что затраты окупятся. Если же специалист не представляет особой ценности, то ему придется снизить уровень притязаний. Иначе он рискует остаться без работы.
Работодатель проявляет нереалистичный уровень притязаний, когда требует от своих работников усилий, несопоставимых с заработной платой. Классический пример такого работодателя показал А.С. Пушкин в «Сказке о попе и о его работнике Балде»:
...Нужен мне работник –
Повар, конюх и плотник.
А где мне найти такого
Служителя не слишком дорогого?
Как вы помните, дешевый работник обошелся работодателю очень дорого.
Знаете ли вы, чем в наше время регулируются трудовые отношения? (Трудовым соглашением, или контрактом – документом, в котором оговариваются условия и оплата труда, а также должностной инструкцией. Работодатель не вправе требовать от специалиста работы, выходящей за рамки его служебных обязанностей.)

Заработная плата и конкуренция

Рынок труда развивается по тем же законам, что и рынок товаров и услуг. Здесь действует закон спроса и предложения, формируя цены на особый товар – рабочую силу. Эта цена называется заработной платой. Заработная плата – это денежное вознаграждение работника за выполнение своих обязанностей.
Заработная плата начисляется в соответствии с занимаемой должностью и зависит от квалификации специалиста, которая складывается из уровня профессиональной подготовки, опыта работы, личностных и профессионально важных качеств. На ее размер влияют интенсивность, продолжительность и условия труда.
Чем больше специалистов определенной квалификации на рынке рабочей силы, тем ниже их цена. Кому выгодна такая ситуация? (Работодателям: во-первых, есть выбор, во-вторых, можно сэкономить на зарплате. Результатом превышения предложения над спросом является безработица.)
Ситуация, при которой специалистов меньше, чем требуется на рынке труда, выгодна этим специалистам, потому что они могут диктовать работодателям свои условия. Однако дефицит специалистов негативно скажется на экономике в целом. В результате пострадают все.
Идеальный вариант – число специалистов, предлагающих свои услуги, равно числу требуемых специалистов. Такая ситуация называется рыночным равновесием.
Есть массовые профессии, требующие большого количества специалистов. Назовите их. Объясните, почему эти профессии всегда нужны.
Примечание. Потребность в жилище, питании, одежде не оставит без работы строителей, технологов и производителей изделий и продуктов питания. Пока есть болезни, нужны врачи. Пока есть дети, нужны учителя. Пока есть преступность, нужны правоохранительные органы. Сейчас в России активно формируется рынок услуг, который через несколько лет может дать пять миллионов рабочих мест.

Примечание. Особую категорию специалистов составляют ученые, изобретатели, люди искусства, представители редких профессий, например реставратор, летчик-космонавт, криптограф, дегустатор, ювелир, переводчик, психолог. Это «штучный товар». Если в эту нишу устремляется большое количество людей, возникает конкуренция – неизбежное следствие рыночных отношений.
Конкурентоспособность – это соответствие качества предлагаемой рабочей силы требованиям работодателя. Если человек никогда не занимался спортом, выходить на старт марафонской дистанции наравне с опытными спортсменами не только неразумно, но и опасно. Ваши ресурсы на рынке труда – это ваше профессиональное образование и опыт работы, трудовая мотивация и личностные качества (ответственность, работоспособность, способность к профессиональному и личностному росту).

По данным социологических опросов

Фото К. Незнамского

Современный рынок труда намного сложнее, чем несколько лет назад, а требования к профессионалу жестче. Если раньше в самой «рыночной» сфере – торговле – один человек при наличии образования и опыта мог выполнять почти весь цикл работ, то теперь требуются специалисты, отвечающие за узкий участок работы.
Так, профессия менеджера сейчас имеет массу разновидностей: менеджер по закупкам, менеджер по продажам, менеджер по сбыту, менеджер по продвижению, бренд-менеджер, менеджер по работе с клиентами, менеджер по маркетингу, менеджер по рекламе. Поэтому за фразой «я хочу стать менеджером» чаще всего стоит поверхностное знание ситуации на рынке труда.
По данным многолетних социологических опросов, российские выпускники из года в год выбирают одни и те же профессии: программист, юрист, менеджер, экономист, бухгалтер, автослесарь, дизайнер, парикмахер, повар-кондитер, психолог.
Давно замечено, как поразительно отличаются ответы зарубежных школьников на вопрос «Кем ты хочешь стать?» от ответов наших ребят. Никто из юных англичан, венгров, чехов, финнов или шведов не видел себя в будущем космонавтами, пианистами, актерами, писателями, да и тех, кто мечтал о карьере адвоката, врача, инженера или какой-либо другой профессии, требующей высшего образования, набиралось совсем немного. Зарубежные школьники видели свою будущую профессиональную деятельность вполне конкретной: химики-аналитики, инженеры-проектировщики холодильных установок, разработчики компьютерных программ. Наши школьники и их учителя были удивлены, когда огромное большинство их сверстников из-за рубежа выразило желание стать столярами, водителями грузовиков и автокаров, машинистами электропоездов, строителями, медиками, специалистами сельского хозяйства, секретарями, домохозяйками.

Динамичный и непредсказуемый современный рынок труда требует от каждого специалиста не только профессионализма, но и умения ориентироваться в разных сферах деятельности и приспосабливаться к меняющимся условиям. При этом надо критично оценивать заманчивые предложения работы, которыми пестрят страницы газет и журналов, стены и заборы. И большинство людей норовит на себе убедиться в справедливости старой пословицы: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке».

Упражнение «Мышеловки»

Прочитайте объявления и угадайте, в чем заключается подвох. Работа может идти в микрогруппах. Через 5–10 минут попросите представителя каждой группы, получившей листок с примером, рассказать о своих выводах. Остальные могут комментировать и дополнять их ответ. Если верного ответа нет, учитель объясняет смысл мошенничества.
«Почтовая пирамида». «Работа на дому. От 400$ в неделю. Пришлите конверт с обратным адресом».
Смысл мошенничества: вы получаете конверт с двумя-тремя страницами текста, где объясняется, что фирма занимается социальными программами, призванными спасти россиян от безденежья, и с новым предложением – выслать 10$ за методические материалы. В лучшем случае вы вообще не дождетесь ответа. В худшем – из вас постоянно будут выманивать деньги, пока не втянут в «Программу почтовой работы», суть которой в том, что теперь вы сами должны ловить простаков, давая объявления в газетах, и рассылая им письма.
«Сизифов труд». «Работа на дому. Сортировка (шариковых ручек, разноцветных пластмассовых гранул, камней из желчных пузырей и т.п.)»
Для начала за «ценное импортное сырье» предлагается внести приличный залог. Потом события развиваются по одному из двух сценариев. Первый – собрав деньги, фирма исчезает. Второй – фирма никуда не девается, но денег за свой сизифов труд вы не получаете, поскольку ваша продукция не соответствует «критериям качества», установленным работодателем.
«Домашний офис». «Солидной фирме требуются менеджеры на дому. Зарплата – от 500$. Фирма обеспечивает сотрудников оргтехникой».
«Фирма» устанавливает на ваш телефон автоответчик, который и будет выполнять всю работу, то есть обещать таким же простакам помощь в трудоустройстве и записывать их координаты. От вас же требуется только залог в 150 долларов. Через некоторое время появляется представитель «фирмы», забирает кассету и обещает, что деньги за аренду вашего телефона принесет в следующий раз. Однако следующего раза не будет, а при попытке продать автоответчик выясняется, что красная цена ему – 20 долларов.
«Испытательный срок». «Работа. После испытательного срока – 700$». Вы не покладая рук работаете в офисе или торговом зале, мотаетесь по городу, расклеивая объявления и развозя какие-то товары. Через два-три месяца, ничего не объясняя, вас просят больше не приходить на работу – испытательный срок закончился. Надо уступить место другим любителям бескорыстного труда.
Возможно, ребята захотят рассказать о других мышеловках, в которые попадали они или их знакомые. После этого вы можете предложить подросткам в качестве домашнего задания найти в газетах и журналах сомнительные объявления о приеме на работу.
Обратите внимание ребят на моменты, которые их должны насторожить: обещание высокой зарплаты; отсутствие требований к образованию и опыту работы; необходимость денежных вложений. Можно позвонить по указанным телефонам и уточнить требования к кандидату, характер работы, условия труда, уровень заработной платы. О своем расследовании ребята могут рассказать на следующем уроке.

TopList