Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №9/2008

Архив

Навигатор

На пороге взрослой жизни

Фопель К.
На пороге взрослой жизни: Психологическая работа
с подростковыми и юношескими проблемами. Ценности, цели и интересы. Школа и учеба. Работа и досуг /
Пер. с нем. – М.: Генезис, 2008. – 208 с.

Сегодня мы хотим познакомить наших читателей с фрагментами книги Клауса Фопеля, которая открывает серию из четырех книг, объединенных под названием «На пороге взрослой жизни…». Уверены, что эта книга заинтересует каждого классного руководителя: в ней приведены конкретные примеры игр, которые можно использовать и на классных часах, и во время поездок и экспедиций. Выдержки из книги – перед вами.

Школа является прежде всего учреждением, прививающим подросткам определенные жизненные взгляды, систему ценностей и образ поведения с целью сохранения культурной преемственности. Кроме того, она содействует интеллектуальному и личностному развитию подростков. При этом она помогает подросткам на этапе ослабления их внутренних связей с родителями. Будучи источником новых знаний и уме­ний, новых способов решения проблем, школа подрывает монополию родителей на всезнание и истину. В распоряжении подростка появляется посторонний взрослый — учитель, которого подросток может любить или ненавидеть, который может стать для него примером для подражания или, наоборот, отвержения.
Школа выполняет еще одну психологическую функцию: она предоставляет подростку своеобразную площадку для тренировки воли. В редчайших случаях подростки играючи проходят институт школы; как правило, они должны приложить усилия, чтобы вписаться в конкретную школу с ее традициями, нормами и правилами, чтобы получать знания и умения — в том числе в областях, к которым у них нет естественного интереса. Они вынуждены общаться с разными людьми — в том числе и с теми, кто им несимпатичен, а иногда и просто противен.
Наконец, перед школой стоит задача передать подростку достаточно специальных знаний, которые позволили бы ему подготовиться к профессиональной деятельности. Школа — это своеобразный трамплин от промежуточного статуса подростка к статусу взрослого, обладающего экономической самостоятельностью.
Для подростков учитель и одноклассники являются важнейшими партнерами в учебном процессе. Учителя они воспринимают в трех ролях: как помощника в освоении нового психологического статуса, как друга и как противника. Обычно учитель занимает значимое место в жизни подростка и существенно влияет на нее. Его авторитет возникает позже авторитета матери и отца, и взаимоотношения с ним даются подросткам легче, если учителю удается не занимать родительскую позицию в общении с ними; если он уважает достоинство и чувства подростков; если он не использует свои более обширные и глубокие знания и более высокое социальное положение для дисциплинарного воздействия на подростков.
Учителя могут добиться лучших результатов в своей работе, когда им удается выработать совместно с учениками рациональные и функциональные правила игры на основе взаимных обязательств и когда они сами являют собой достойный пример. Подростки оценивают взрослых по их делам не менее, чем по их словам.
Чтобы воздать должное той важной роли, которую играют учителя в жизни подростков, в этой главе мы привели ряд упражнений, в которых речь идет о взаимоотношениях между учителями и учениками, о взаимных ожиданиях и об обратной связи.
Помимо взаимодействия с учителями, для каждого подростка очень важной является и сфера взаимодействия с одноклассниками. К сожалению, атмосфера в школе, особенно в старших классах, пропитана соперничеством и неприязнью в не меньшей степени, чем пониманием и поддержкой. Так как признание и принятие сверстниками очень важны для развития самооценки подростка, мы приводим здесь ряд упражнений, направленных на поддержку отдельных участников группы.
И наконец, целый ряд упражнений посвящен самой учебе. По сравнению с детьми подростки мотивированы в учебе не столько стремлением кому-то понравиться, сколько желанием развивать свои способности, самостоятельно определять цели и качество обучения и решать интересующие их задачи. Предлагаемые упражнения помогают подросткам лучше осознать свое внутреннее отношение к учебе, понять, что для них наиболее важно в учебном процессе, и выработать стремление докапываться до истины.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Цели
Это упражнение позволяет подросткам наглядно продемонстрировать свою позицию в отношении неоднозначной темы, защитить эту позицию на практике или модифицировать ее в случае необходимости. Одновременно подростки увидят, что для большинства проблем и жизненных решений справедлива целая палитра различных гипотез, путей решения и допусков, так что следует воздерживаться от однозначных определений типа «справедливо» или «ложно».
Возраст участников: с 14 лет.
Продолжительность: от 30 до 60 минут.
Инструкция
Я хочу предоставить вам возможность высказать по конкретной теме свою точку зрения, сравнить ее с точкой зрения других участников и при необходимости изменить ее, чтобы точно определить, какое мнение вы хотели бы отстаивать на данном этапе.
Предложите группе тему, по которой существуют совершенно различные взгляды (например: «Должны ли девушки призываться на воинскую службу?»), либо дайте группе возможность самой выбрать спорную тему.
Разделитесь на подгруппы по девять человек. Вкаждой подгруппе поставьте в ряд стулья по количеству участников. Вам надо будет обсудить выбранный вопрос. На него существуют различные ответы. Самыми радикальными в каждом случае являются безапелляционные «да» или «нет», например: все девушки без исключения должны проходить воинскую службу или, наоборот, ни одна девушка ни при каких условиях не должна призываться на воинскую службу. Те из вас, чья позиция столь однозначна и категорична, должны занять крайние стулья по обе стороны ряда, при этом один конец означает однозначное «да», другой — однозначное «нет». Семь стульев в промежутке символизируют отклоняющуюся от категоричной позицию, причем центральный стул соответствует самой неопределенной позиции, при которой «да» и «нет» равнозначны. Вы поняли, как действует шкала?
Займите стул, соответствующий в наибольшей степени вашей изначальной позиции по этому вопросу. Побеседуйте с участниками слева и справа от вас, чтобы понять, что они думают по данному вопросу и как ваша позиция соотносится с их позицией. Определите, правильно ли вы выбрали место, соответствует ли оно вашей позиции. Если кто-то решит, что ему больше подходит другой стул, он должен вступить в переговоры с сидящим на этом стуле, а также с его соседями справа и слева, чтобы совместно с ними определить, кому этот стул больше подходит. Тот, кто уверен, что изначально занял соответствующее своей позиции место, может просто слушать разговоры других участников подгруппы, чтобы узнать их мнения. Переговоры длятся до тех пор, пока каждый участник не будет удовлетворен занимаемым местом.
Вы можете прервать обсуждение, когда энергия дискуссии в группе пойдет на спад.
Теперь займите свои места и приступайте к проверке своего местоположения.
Заканчивайте и возвращайтесь в общий круг, чтобы мы могли совместно подвести итог проделанному упражнению.
Подведение итогов
□ Как мне понравилось данное упражнение?
□ На каком этапе я был наиболее вовлечен в происходящее?
□ Насколько четко я мог формулировать свою позицию и разъяснять ее другим?
□ Насколько хорошо мне удалось найти общий язык с другими членами моей подгруппы?
□ Насколько хорошо я могу в принципе принимать взгляды, отличающиеся от моих, и терпимо относиться к ним?
□ Насколько я могу признать правомерность отличных от моего взглядов и при этом остаться при своем мнении?
□ Насколько мне удается почерпнуть что-либо из чужих мнений и привнести что-либо новое в мою собственную позицию?
□ Кто из всей группы имеет похожее мнение по обсуждаемой теме?
□ Чье мнение в наибольшей степени отличается от моего?
□ Что бы я хотел еще сказать?

Комментарий
Когда все окончательно найдут свои места, вы можете оживить это упражнение, взяв на себя роль «адвоката дьявола» и вызывая отдельных участников, для того чтобы они перед всей группой обосновали свой выбор. Кроме того, вы можете предложить представителям разных подгрупп, занимающим одинаковые места, встретиться и вкратце сравнить свои точки зрения.

УМЕНИЕ СЧИТАТЬСЯ ДРУГ С ДРУГОМ

Цели
В беседах и дискуссиях мы склонны рассматривать наше собственное мнение как более правильное по сравнению со взглядами других и имеем тенденцию принижать чужую точку зрения. Подспудно возникает борьба за власть, в ходе которой стороны прибегают к различным уловкам для манипулирования мнением и практически не слушают друг друга.
Это упражнение дает подросткам возможность четко сформулировать свою позицию по указанной проблеме, не умаляя при этом значения других мнений. Помимо этого, они могут научиться слушать друг друга и учитывать чужую точку зрения в собственных суждениях.
В общем и целом данное упражнение более способствует изменениям в способах ведения дискуссии, нежели просто попытки переубедить, и помогает прояснению ценностей. Одновременно оно углубляет чувство групповой принадлежности.
В ходе этого упражнения подростки смогут потренироваться в публичных выступлениях, поучиться брать слово на формальных основаниях, ждать, пока до них дойдет очередь выступать, и т.д. Так они постигают коммуникационные нормы, необходимые в разных областях жизни.
Возраст участников: с 14 лет.
Продолжительность: примерно 35 минут.
Помещение: поставьте стулья участников полукругом; напротив расположите четыре дополнительных стула так, чтобы участники, которые сядут на них, оказались лицом к группе.
Инструкция
Я хочу предложить вам упражнение, которое даст вам возможность потренировать умение публично выражать свое мнение по различным вопросам. При этом речь идет прежде всего о том, чтобы высказывать то, что вы реально думаете, а не о том, чтобы произвести впечатление на других и убедить их согласиться с вашим мнением или даже полностью присоединиться к нему. Данное упражнение дает нам возможность более подробно и содержательно обсудить интересующие вас вопросы и узнать, какие различные или схожие точки зрения имеются в группе. В упражнении не ставится цель прийти к какому-либо определенному решению.
Мы все занимаем места в полукруге. Четыре стула напротив сначала остаются незанятыми. Это наш подиум. На них сядут те, кто желает предложить к обсуждению определенную интересующую их тему или вопрос. Даже если пройдет некоторое время, прежде чем кто-либо решится выйти впе­ред, мы должны терпеливо ждать. Для нашего упражнения действуют следующие правила игры:
Только тот участник группы, который сидит на подиуме, имеет право предложить к обсуждению тему или проблему. При этом первым в очереди считается тот, кто занимает крайнее место справа. Он встает и предлагает свою тему для обсуждения. До тех пор, пока он остается на подиуме, обсуждение должно касаться предложенной им темы. Когда он посчитает, что обсуждение предложенной темы полностью себя исчерпало, он покидает подиум, и другие, сидящие на нем, сдвигаются на одно место вправо. Затем встает следующий участник, оказавшийся на крайнем месте справа, и называет тему, которую он хотел бы обсудить с группой.
Только один человек имеет право говорить в каждый данный момент времени.
Каждый участник — в полукруге или на подиуме — может взять слово по обсуждаемой теме. Если он хочет огласить свои мысли или наблюдения, он должен для этого встать. Закончив говорить, он снова садится. Предлагать можно любую тему, представляющую личный или общий интерес.
Как только на подиуме появляются свободные места, члены группы, желающие предложить тему для обсуждения, могут их занять. Прежде чем назвать свою тему, они должны, естественно, дождаться того момента, когда займут крайнее правое место подиума.
Во время обсуждения все участники, включая меня, имеют равные права и должны придерживаться правил игры. Каждый имеет право высказаться и изложить свою собственную точку зрения. Никто не вправе в своем выступлении называть взгляды других неправильными, глупыми, наивными и т.п., даже если он сам придерживается другой точки зрения. В своих выступлениях давайте четко понять, что вы излагаете свои собственные мысли, используйте при этом слова «я думаю», «я считаю» и т.д. Не задавайте никаких вопросов, чтобы не вынуждать других оправдываться. Всегда помните, что для многих жизненных проблем не существует «правильных» или «неправильных» решений.
Вы поняли правила игры? На обсуждение отводится для начала 30 минут.
Подведение итогов
□ Понравилось ли мне упражнение?
□ Чувствую ли я себя достаточно уверенно в группе, чтобы предложить тему для обсуждения или занять четкую позицию?
□ Насколько легко или, напротив, тяжело мне дается терпимое отношение к мнению других?
□ Интересны ли мне были предложенные темы?
□ Как часто мне хотелось бы участвовать в подобных дискуссиях?
□ Что еще я хотел бы сказать?
Комментарий
В первую очередь в группах, продолжительное время работающих вместе (например, в школьных классах), данное упражнение является прекрасной возможностью поднять темы, затрагивающие как всю группу, так и представляющие интерес для ее отдельных членов.
Иногда представляется целесообразным проводить такие дискуссии через определенные промежутки времени (еженедельно, например).

ПИРАМИДА ЖИЗНИ

Цели
Это классическое упражнение предоставляет каждому подростку возможность разобраться в том, что для него важно в жизни, что ему нужно для выживания и как он может быть эффективным и чувствовать себя счастливым.
Возраст участников: с 12 лет.
Продолжительность: примерно 50 минут.
Материалы: бумага и карандаш, для каждого участника фломастер и большой лист бумаги для рисования.
Инструкция
Я хотел бы, чтобы вы сегодня подумали о том, что вам нужно в жизни, о том, какие условия необходимы для того, чтобы вы, с одной стороны, смогли выжить, а с другой — были счастливы и имели возможность раскрыться.
У вас есть 10 минут, чтобы записать то, что вам приходит в голову в этой связи: вещи, люди, качества.
А теперь нарисуйте на бумаге вид пирамиды сбоку, то есть большой треугольник. Представьте себе, что то, что вы записали, является камнями, из которых построена эта пирамида. Самые большие по значимости плиты лежат внизу, они образуют фундамент и несут на себе тяжесть всего остального. Исходя из этого впишите важнейшие позиции из вашего списка в нижние плиты, следующие по важности — над ними и т.д. Вы поняли, что я имею в виду? На это задание вам предоставляется 10 минут.
А сейчас образуйте подгруппы по четыре человека, чтобы вы могли показать друг другу свои пирамиды жизни. Объясните остальным, почему вы заполнили пирамиду именно этими ценностями и именно в таком порядке. На обмен мнениями в подгруппах у вас есть 20 минут.
Вернитесь в общий круг. Давайте попробуем, используя плиты из ваших пирамид, построить общую пирамиду, которая включает все то, что важно для каждого человека и от чего он не может отказаться.
Подведение итогов
□ Понравилось ли мне это упражнение?
□ Не забыл ли я упомянуть что-нибудь важное в своей пирамиде?
□ Включены ли в мою пирамиду потребности и ценности, удовлетворение которых мне не гарантировано?
□ Кто обеспечивает удовлетворение моих нужд и потребностей?
□ Какая ценность или потребность находится на сегодняшний день в центре моего внимания?
□ Что еще я хотел бы сказать?

ЧТО ДЛЯ МЕНЯ ВАЖНО

Цели
В классе у подростков редко возникает возможность поговорить о том, что их по-настоящему трогает. Данное упражнение дает им такую возможность. При этом они смогут узнать, какие мысли и чувства волнуют других, и задуматься над собственными значимыми переживаниями.
Возраст участников: с 14 лет.
Продолжительность: примерно 30 минут.
Материалы: фломастеры и мелки для рисования; большой рулон упаковочной бумаги. Отрежьте от него много полос и развесьте по стенам или разложите на полу. Важно, чтобы одновременно много учеников могли работать над каждой полосой.
Инструкция
Я бы хотел предложить вам упражнение, которое даст вам возможность лучше узнать друг друга. Каждый из вас должен будет сейчас нарисовать на большой полосе упаковочной бумаги символ или рисунок того, что для него важно, что его внутренне волнует, что ему нравится или не нравится, что он любит или ненавидит. Возьмите фломастер или мелок и подойдите к бумаге. Сначала разделите полоски вертикальными линиями, отстоящими друг от друга примерно на 40 см. У вас есть на работу четверть часа.
Напишите свое имя над рисунком. А теперь побродите вокруг и посмотрите, что нарисовали другие. (5 минут)
После этого дайте возможность каждому подростку сказать несколько фраз о своем рисунке, о том, что он изобразил и каково его внутреннее отношение к этому.
Подведение итогов
□ Понравилось ли мне упражнение?
□ Кто нарисовал нечто схожее с моим рисунком?
□ О ком я узнал что-то новое?
□ Как я себя чувствую в настоящий момент в группе?
□ Что бы я хотел еще сказать?

Комментарий
Это простое с виду упражнение, как правило, оказывает сильное воздействие на учащихся и повышает взаимоуважение членов группы.

ГЕРБ

Цели
Это упражнение дает подросткам возможность обменяться с другими впечатлениями о том, как они представляют себе свое собственное положение в классе, в чем видят сильные и слабые стороны группы и как воспринимают свои отношения с вами как с преподавателем или ведущим группы.
Возраст участников: с 14 лет.
Продолжительность: примерно 45 минут.
Материалы: бумага для рисования, восковые мелки.
Инструкция
Я хочу дать вам возможность поразмышлять о нашем классе. Вы сможете подумать о том, как вы себя чувствуете в классе, какое место занимаете в коллективе, что вы цените и, наоборот, чего вам не хватает, и как вы относитесь ко мне как к вашему преподавателю (ведущему группы). Вы должны разработать проект герба, состоящего из шести полей. В каждом поле необходимо нарисовать маленькую картинку или символ, выражающие ваше отношение к определенному вопросу. Речь идет о следующем:
1. Как я представляю себе свое положение в классе?
2. Как меня воспринимают одноклассники?
3. В чем я вижу главное преимущество этого класса?
4. В чем я вижу основной недостаток этого класса?
5. Как меня воспринимает преподаватель?
6. Как я воспринимаю преподавателя?
Напишите эти вопросы на большом плакате рядом с макетом герба. Пронумеруйте шесть нарисованных полей герба.

1

 

2

3

 

4

5

 

6

 Я бы хотел подчеркнуть, что абсолютно не важно, насколько красивы или совершенны в изобразительном плане ваши рисунки. Речь идет только о том, чтобы вы использовали фантазию и творческий подход при ответе на поставленные вопросы. Я думаю, в таком виде ответы будут гораздо более доходчивы, чем если бы вы использовали только слова. Решайте сами, какой формы и размера будет ваш герб, какими цветами вы его раскрасите, будет ли он в виде рисунка, набора символов или подобия комикса. Понятно ли вам задание? У вас есть 30 минут.
Заканчивайте работу и подберите себе партнера, с которым вы хотите обсудить ваш герб. На обсуждение вам отводится 10 минут.
Теперь вернитесь в общий круг. Повесьте свои рисунки на стену. А теперь пройдемся от рисунка к рисунку, посмотрим, что каждый из вас изобразил, а затем все вместе обсудим, что для вас представляется важным.
Подведение итогов
□ Понравилось ли мне упражнение?
□ На какой вопрос мне было сложнее всего «ответить»?
□ О какой части своего герба я бы с большим удовольствием поговорил?
□ Какая часть моего герба отражает проблему, которую я хотел бы решить?
□ Что еще я хотел бы сказать?

Комментарий
Подчеркните особо, что качество изображений значения не имеет, иначе многие будут чувствовать себя скованными, им будет трудно свободно выражать свои мысли в рисунке. По возможности нарисуйте свой собственный герб. Важно, чтобы подростки отобразили в своих рисунках существующие проблемы. Если в ходе упражнения будет затронуто много проблем, полезно обсудить с классом, каким образом эти проблемы можно решить. Если вам не хватит времени на обсуждение всех проблем, перенесите это обсуждение на следующую встречу.

TopList