Архив
Личный опыт
Танзиля Мансурова ,
учитель английского языка, Татарстан, дер. Новый Кырлай
учитель английского языка, Татарстан, дер. Новый Кырлай
«Я пришла их защитить...»
Я 26 лет работаю в сельской школе учительницей английского языка, 17 из них проработала классной руководительницей. Хотелось бы рассказать о моем первом классе. Мне дали классное руководство в 7 классе. Про них говорили: сплоченные, много отличников, отстающих нет. Это – формально. А на самом деле?
Что оказалось
Все дети были из семей колхозников. В детский сад они не ходили, а родители и не знали, что с детьми нужно работать еще до школы. Все ученики из разных деревень. Некоторые – из неблагополучных или неполных семей. В начальных классах часто менялись учителя. Обучение с 6 лет вводилось впервые, программа была слишком трудная для неподготовленных сельских учеников. Оставили свой след командирские способности предыдущих педагогов…
С несколькими ребятами было особенно тяжело. Были в классе сироты, стеснительные замкнутые мальчики. Был ученик из районного центра, который не ладил ни с учителями, ни с родителями (родители собирались разводиться, и мальчик жил у бабушки в соседней деревне). Был «опытный» во всех отношениях ученик из города, который жил у бабушки с дедушкой. И, наконец, был второгодник М., который стоял на учете из-за участия в краже. Уже в пятом классе он прогуливал уроки. С родителями не ладил, убегал из дома, иногда даже не приходил ночевать, пил, курил, на уроках вел себя вызывающе. Родители были в отчаянии…
Крик души
В первое время дело никак не клеилось. Отличников не стало. По предметникам с просьбой «подтянуть» того или иного ученика я не ходила принципиально. Родителей же больше беспокоили оценки, чем знания и способности детей. Учителя жаловались на учеников – не учат уроки, плохо учатся...
И так изо дня в день. Каждую субботу на общешкольной линейке отрицательно говорили о нашем классе. Дирекция упрекала меня в том, что я распустила класс. Родители учили меня работать с классом: предлагали вести «черную книгу», чтобы записывать грехи учеников, как это делала предыдущая классная руководительница…
Трудно было мне, трудно было родителям, трудно было учителям, а еще труднее было детям. Что делать? В школе не было психолога. Не хватало знаний практической психологии. Литературы на психологические темы было мало. Пришлось читать то, что было под рукой. Выписывала «Педагогический факультет», «Воспитание школьников», «Учительскую газету». Книги Дейла Карнеги были настольными.
Бывало время, когда хотелось все бросить – школу, класс – и бежать куда глаза глядят. Но меня останавливали отчаяние родителей и крик души учеников, который нужно было услышать!!! Меня тревожило будущее ребят. Я понимала, что никто, кроме меня, не сможет им помочь.
Трудная задача
В первую очередь мне нужно было избавить учеников от отвращения к школе, к учебе. Ведь никому не хочется идти туда, где его всегда все ругают. А это происходило ежедневно. Одновременно нужно было, чтобы учащиеся поверили в свои силы, вспомнили, что они не хуже других, что они тоже что-то могут. Для этого нужно было поднять авторитет каждого ученика в глазах одноклассников. Задача не из легких: ребята привыкли не иметь своего мнения, а только выполнять команды классного руководителя. Надо было, чтобы каждый ученик почувствовал себя значимым, нашел свое «я». Ведь человек всегда стремится показать себя, если не с хорошей стороны, то хотя бы с плохой…
Я начала с того, что в первый же классный час раздала листочки и дала такое задание: назвать все хорошие качества, которые ты знаешь о каждом однокласснике или однокласснице. Можно анонимно. Ученики стали оглядываться по сторонам. Они не привыкли думать самостоятельно! «Такую трудную задачу нам еще никто не давал, даже на математике», – признался один из отличников.
К концу классного часа только одна девочка могла сдать листочек. На следующий день принесла еще одна. А одна девочка написала, что не может назвать хорошие качества, потому что не видит их, что ей легче написать недостатки. Так она и сделала. Остальные так и не сумели ничего написать.
Я знала, что нужно научить их уважать себя и видеть достоинства других. Для этого нужно было провести не один классный час. Но главная моя задача состояла в том, чтобы защитить детей от чрезмерной критики учителей и, если нужно, даже от родителей. Ведь учителя жалуются родителям. А родители, в свою очередь, ругают своих детей. На селе каждый знает каждого…
Я стала «адвокатом» своих учеников. За советом обращалась к директору школы. Он терпеливо выслушивал меня. Его помощь в основном состояла в том, чтобы не навредить моей работе неосторожными замечаниями в адрес моих учеников, которые, к сожалению, я часто слышала от большинства членов коллектива. Я делилась с ним маленькими победами своей кропотливой работы. Он делился наблюдениями и говорил об изменениях учащихся в лучшую сторону.
На жалобы коллег я отвечала: «Я с Вами вполне согласна, но, к сожалению, у меня нет волшебной палочки, с помощью которой я сиюминутно могла бы превратить своих Золушек в принцесс, гадких утят в лебедей». Они ждали, что я приму строгие меры наказания. А когда слышали такой ответ, бывали ошеломлены. Смотрели на меня, как на ненормальную. Но жаловаться перестали.
Учимся думать
Передо мной стояла еще одна важная задача – повысить интеллектуальный уровень учеников, научить их мыслить. До занятий в школе я сама проводила консультации по тем предметам, которые учащимся давались трудно; объясняла задачи по физике, математике. Иногда приходилось обращаться за помощью к предметникам.
На классных часах я проводила разные игры, способствующие интеллектуальному развитию. На переменах и до начала занятий играли в шашки и шахматы, читали газеты и журналы. Специально для них я выписывала «Советский спорт», «Спортивную жизнь России», «Физкультуру и спорт», «Молодежь Татарстана». Позже некоторые ученики сами стали выписывать «Спортивную жизнь России».
На уроках английского языка и на классных часах обсуждали те или иные поступки героев телесериалов. Например, что толкает героя на преступление? Что бы вы делали на его месте? Обсуждали разные события, происходящие вокруг, давали им свои оценки.
Для воспитания нравственности играли в «Нравственное лото». Выглядит это так: ученики сидят вокруг стола, на столе «ромашка» из бумаги. На лепестках – ситуации и возможные ответы на них. Ученики по очереди выбирают лепесток, читают вслух ситуацию и ответы на нее. Дается несколько минут на размышление. Ученик либо выбирает один из предложенных вариантов, либо предлагает свой ответ. Далее обсуждаем ситуацию вместе. Последнее слово за учителем. Ситуации разные: употребление алкоголя, курение, дружба, любовь и т.д. Вот один пример.
Ситуация: «Ты заметил, что твой друг (одноклассник) курит и скрывает это от родителей. Тебя это беспокоит. Как ты поможешь другу?
1. Расскажешь об этом его родителям, рискуя испортить отношения с близким другом.
2. Расскажешь классной руководительнице.
3. Серьезно поговоришь с ним о вреде курения.
4. Посоветуешься со своими родителями.»
Подобные упражнения заставляют учеников думать. Участвуют в работе все ученики, при этом работа ведется в форме игры, ребята не утомляются. Кроме того, раскрываются положительные стороны ранее незаметных учеников. Наконец, ученики узнают мнение классного руководителя – старшего товарища. Такая форма работы эффективно способствует воспитанию нравственности.
Для развития творческого мышления объявляла конкурсы на лучшую идею проведения того или иного мероприятия. Это способствовало лучшему узнаванию учениками друг друга. Стеснительные могли показать себя лучше, чем ожидали их одноклассники. Все это помогало формированию классного коллектива.
Авторитет
Следующая задача – поднять авторитет класса в нашей школе. Ведь раньше мои ученики демонстрировали себя только с плохой стороны. Как же изменить общее мнение о нас как о «трудном» классе? Учеба дается с трудом… Внеклассное мероприятие! На школьном осеннем балу представился случай показать моих учеников с хорошей стороны. Мы тщательно подготовились. Особенно всех удивил один ученик: обычно скромный и стеснительный, он всех сразил наповал своим артистизмом! Выступление всем понравилось, класс занял 1 место. Это была сенсация! Ученики наконец-то поверили в свои силы, а школа поверила в наш класс!
Начался третий этап работы – добиться успеха в учебе. Это было самым трудным. Болезнь сельских школ – тяга к общешкольным внеклассным мероприятиям. Постоянная подготовка к ним отнимала время, которого нам и так не хватало! Пришлось отказаться от участия в одном из них (по закону классный руководитель имеет право отказаться от внеклассного мероприятия, если оно мешает учебному процессу и не вписывается в план его работы).
Это вызвало недовольство со стороны других классных руководителей, и, конечно, дирекции школы. Но запретить нам не могли. Не могли и сделать мне выговор. Но чтобы досадить мне, другим классным руководителям объявили благодарность с занесением в трудовую книжку. Раньше этого никогда не делали, позже тоже.
Зато у учеников теперь было куда больше времени на подготовку домашних заданий! Постепенно улучшилось поведение. Ученики стали серьезнее относиться к учебе.
Что получилось?
Конец девятого класса. После получения аттестатов о неполном среднем образовании решили провести вечер у костра. Завуч, педагог со стажем, боялся, что без спиртного не обойдется: «Один ваш М. чего стоит, вы не справитесь с классом». Но директор встал на нашу защиту и ответил с улыбкой: «Класс надежный. А М. уже не тот М., которого мы знали, он уже серьезный парень». Словом, разрешение мы получили. Мы весело встретили рассвет и прекрасно обошлись без спиртного и сигарет.
В целом за 5 лет совместной работы мы успели сделать очень много. Класс активно участвовал во всех мероприятиях школы и занимал призовые места. Юноши занимались спортом – играли в футбол, некоторые занимались тяжелой атлетикой – и занимали призовые места на районных соревнованиях; выступали в составе сборной школы и выигрывали у других школ. Занимались общественной деятельностью: помогали районному лесничеству, родному колхозу, ветеранам и одиноким старикам.
А какие же конечные результаты? Четыре ученика по разным причинам ушли из школы раньше. Один из них уехал в город, поступил по моему совету в театральное училище и успешно окончил его. Из оставшихся учеников четверо поступили в высшие учебные заведения.
Принципы Дейла Карнеги
Как же я этого добилась? Я не жаловалась родителям, не требовала от учеников, чтобы все двойки, тройки были проставлены в дневниках, не требовала подписи родителей. Дневник ученикам нужен для записи домашних заданий, это не «жалобная книга». Я прощала им мелкие грехи – человеку свойственно ошибаться! – и не читала нотаций. Все равно не помогает: подросток послушает и сделает наоборот. Непринужденная беседа куда эффективнее.
Я садилась рядом с учениками, образуя полукруг, и ненароком заводила разговор, обсуждая то или иное событие. Ученики даже не замечали, что их воспитывают. Везде была собой, не надевала маску учителя, входя в класс. Общалась с ними как со взрослыми, внимательно выслушивала каждого. Их мнение не всегда совпадало с моим или других учителей, и это замечательно. Ведь люди по природе разные, в этом гармония мира.
Очень часто темой наших бесед было курение или употребление спиртного. Многочисленными примерами из жизни или из журналов «Твое здоровье», «Факультет здоровья» доказывала, что без этого можно прекрасно обойтись.
В своей работе я использовала материалы газет и журналов. Очень мне помогли притчи и пословицы. Народные пословицы – это этика поведения, сжатая в формулы. В них накоплена житейская мудрость всего человечества. Испокон веков люди передавали из поколения в поколение свой опыт в виде пословиц. Они кратки, но очень богаты по содержанию. Их надо осмыслить, расшифровать, расширить, добавив примеры из жизни. Эти формулы – правила поведения на каждый день, оставленные нам в наследство от наших предков, – имеют очень большое значение.
Моими настольными книгами стали «Книга о воспитании» Каюма Насыри и книги Карнеги. При работе с классом руководствовалась девятью принципами Дейла Карнеги:
1. Начинайте с похвалы и искренней оценки достоинства человека.
2. Указывайте человеку на его ошибки косвенным образом.
3. Прежде чем критиковать другого человека, говорите о собственных ошибках.
4. Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать прямые приказания.
5. Позволяйте другим спасать свое лицо.
6. Хвалите человека за малейший успех и за каждый шаг вперед. Давайте оценку от всего сердца и не скупитесь на похвалу.
7. Дайте о человеке хороший отзыв, чтобы он стремился оправдать его.
8. Используйте слова одобрения.
9. Добивайтесь, чтобы другой человек с радостью делал то, что вы ему предлагаете.
При работе с классом я всегда обращала внимание на «трудных» учеников. Ведь именно они, желая показать свою значимость, нарушают дисциплину, мешают другим учиться. Поэтому я старалась всесторонне изучить каждого ученика. Для этого я общалась с ними как можно больше, ходила к ним в гости, разговаривала с их семьями и на основе этого пыталась как-то решить проблемы каждого из них.
И постепенно ученики стали думать о жизни, о месте человека в ней по-другому. Они по-новому увидели окружающий мир.
История М.
Ученику природа дала многое, но многое зависело от него самого: станет ли он настоящим человеком или просто поплывет по течению.
Я часто ходила домой к М. с целью изучения ученика. Родителям я не жаловалась: они знали о проблемах сына, но не знали, как ему помочь. Мои жалобы обострили бы и без того напряженные отношения в семье. По вечерам, когда я приходила к ученику домой, его не бывало дома. Неизвестно было, когда он придет, где он. Чтобы получить полную картину об ученике, я беседовала с каждым членом семьи отдельно, сопоставляла с собственными наблюдениями.
А однажды сказала: «У вас прекрасный сын, отзывчивый. Вам просто надо найти с ним общий язык… Он нуждается в уважении. Разговаривайте с ним как со взрослым, советуйтесь с ним, уважайте его мнение. Будьте очень тактичны, внимательны к нему. Не оскорбляйте его неосторожным словом или недоверием. От вас зависит, станет ли он примерным сыном».
Улучшились взаимоотношения в семье. М. стал ходить на занятия регулярно, перестал опаздывать, стал посещать классные часы, задавать вопросы. Постепенно у него появился блеск в глазах, он стал улыбаться, перестал смотреть исподлобья. Это заметил и директор школы. Однажды в конце 9 класса М. попросил у директора разрешение поехать в районный центр проводить друга в армию. Директор поступил правильно: разрешил, тем самым показал, что мы доверяли ученику. А мне сказал: «Если не разрешить – все равно поедет, может еще с друзьями выпить от злости, а ведь он только начал меняться в лучшую сторону. Можно испортить всю работу! Он не вынесет недоверия к себе. Отпустить – значит поверить ему. Это повысит его ответственность за себя и за свои поступки. Для него это экзамен». М. съездил и вел себя достойно. С каждым днем он стал меняться в лучшую сторону. Он начал с более доступного для него. Спорт давался ему легче, чем наука. М. бросил курить, пить. Вместе с одноклассником привел в порядок сельский стадион. М. стал занимать призовые места на районных соревнованиях по тяжелой атлетике. К концу 9 класса стал учиться лучше, а в 10 классе стал примером не только для школы, но и для села. Стал глубже изучать биологию, английский язык. М. окончил школу на «4» и «5» и поступил в Арский педколледж.