Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №9/2008

Архив

Идеи для работы с родителями

Ольга Леонтьева ,
главный редактор газеты «Классное руководство»

Поиск контакта

Фрагменты стенограммы круглого стола

Этот разговор проходил в одном институте повышения квалификации. На семинар собрались учителя, классные руководители, управленцы из разных городов России. им были предложены конкретные вопросы, на которые каждый дал свои ответы. Никто друг с другом не спорил; каждый имел возможность высказать свою точку зрения, не опасаясь анализа и критики со стороны коллег.
Эту дискуссию можно продолжить в любой школе: вопросы и мнения коллег станут хорошим инициатором живой дискуссии, позволят лучше понять свою собственную педагогическую позицию и спроектировать следующие шаги в сложнейшей работе классного руководителя.

· Почему родители избегают общения со школой?

Я считаю, что учителя часто манипулируют родителями. Родители же совершенно не знают своих юридических прав. Если нарушаются права ребенка, учитель все равно находит поддержку у администрации школы, а ребенок со своими родителями ее не имеет вовсе.
Родители приходят в школу и чувствуют себя там как кролики перед удавом. А за пределами школы начинают возмущаться, выплескивать эмоции, хотя изо всех сил сдерживают себя в беседе с учителями, с администрацией школы.
Если не возникнет человеческого контакта, взаимопонимания между учителями и родителями, ничего не получится. Обычно родителей вызывают в школу, только чтобы потребовать от них влияния на ребенка или еще чего-нибудь морального или материального. Никто и не думает разговаривать с ними на равных.
Существуют такие формы взаимодействия родителей и учителей, как организация попечительских советов, которые выполняют разные очень важные функции. Однако их деятельность зачастую сводится к тому, что они становятся дополнительной кормушкой или громоотводом для администрации школы.
Мне кажется, работа учителя должна строиться на принципе уважения не только к ребенку, но и к его родителям. Педагогу необходимо проявлять к каждой личности искренний интерес, а не потребительское отношение.

Людмила Олефер,
учитель химии, г. Мирный

У нас не часто бывают проблемы с родителями, потому что я работаю учителем начальных классов. Дети в этом возрасте еще практически не сопротивляются взрослым, да и дома они пока понятны своим папам и мамам. Мне кажется, все проблемы начинаются позже, в среднем и старшем звене.
В нашей школе родители могут участвовать в учебных занятиях. Многие мамы приходили ко мне в класс, помогали на уроках. Мы работали как партнеры. И именно с этими родителями установился самый хороший контакт.
Мы регулярно устраиваем Дни открытых дверей для родителей, сладкий стол для них и детей. Родители, которые привыкли часто приходить в школу в разных ситуациях, становятся ближе к учителю. Мы лучше понимаем друг друга. Некоторые из родителей моего класса даже стали моими друзьями.
А почему родители в средней школе не идут на контакт с учителями? Среди родителей встречаются очень конфликтные люди. В основном это те, кто целый день работает, а ученика оставляет на попечении учителей. Родители могут неделями не видеть своего ребенка, в результате чего неизбежно назревает конфликт. И только тогда они приходят в школу разбираться.
Да и дети бывают разные. Есть помощники, а есть и те, кого нужно постоянно хвалить, поддерживать. Иначе они встанут в оппозицию, и тогда будет сложно выйти из ситуации. С родителями необходимо, как и с учениками, работать индивидуально.

Виктория Данилина,
учитель начальных классов,
г. Пермь

Необходимо направлять внимание не на «заманивание» родителей в школу, а на то, чтобы развивать у них осознанное отношение к своим родительским обязанностям. Не школа и педагоги должны просить родителей прийти к ним, а родители – предлагать свою помощь и поддержку.
Для этого необходимо воспитывать и образовывать родителей. А также помнить, что сегодняшние ученики тоже скоро станут мамами и папами. Значит, важно не воспитать у них негативного отношения к школе, развивать в них знания и навыки, необходимые родителям. Мы учим наших детей математике или физике, но, к сожалению, не учим их быть хорошими родителями.

Владимир Гафнер,
замдиректора
по воспитательной работе,
Свердловская обл.,,
г. Артемовский

Я думаю, что проблема работы с родителями в первую очередь связана с особенностями региона, в котором находится школа. Меркантильность нашего общества сегодня прослеживается везде. Но, на мой взгляд, особенно велика она в Ростове: наш город с самого начала строился как торговый центр, и именно такие отношения развивались в нем больше двухсот лет.
Основная проблема, которая существует сегодня – это разное мировоззрение детей и их родителей. Взрослые будто заражены вирусом материализма. А у детей мировоззрение духовное. Они чистые, не приемлют лжи, мечтают о будущем счастье.
Родители часто этого не понимают, они говорят о том, что дети должны учиться сегодня, чтобы потом зарабатывать деньги. Иначе, мол, ты не выживешь в нашем мире. А дети, наоборот, не могут понять, почему для них деньги должны стать центром мироздания.

Галина Каминская, специалист
комитета образования,

г. Ростов-на-Дону

· Как учителю наладить контакт с родителями?

Когда я только начинала работать в школе, у меня были проблемы с родителями учеников. Потом многое изменилось. Прежде всего, изменилась я сама. Я поняла, что нельзя ждать, когда родители придут ко мне. Ведь скорее всего это случится именно в проблемной, критической ситуации, когда уже будет трудно найти общий язык.
В сентябре, на родительском собрании первого класса, я прошу: «Уважаемые родители, я бы хотела прийти к вам в гости, познакомиться поближе, поговорить о вашем ребенке». Потом подхожу к каждому и спрашиваю, когда им будет удобно меня принять. Такое знакомство – главное правило в работе с родителями. Действует оно на все сто процентов.
Общение дома, за чашечкой чая, всегда проходит спокойно и доброжелательно. Иногда в ходе первой беседы раскрывается то, чего в обычной школьной атмосфере загруженности и суеты мы, учителя, могли бы никогда не узнать. Это предупреждает возможность конфликтов между взрослыми, отвечающими за данного ребенка.
И еще очень важно создавать ситуации, в которых родители могут что-то делать вместе со своими детьми, видеть их на фоне остальных ребят. Тогда наши мнения о том, какие проблемы существуют у их детей, не будут сильно различаться. Мы сможем строить планы совместной работы. Для этого мой класс, например, часто ходит в походы вместе с родителями.
Родители должны быть активными участниками во всех школьных мероприятиях.

Людмила Торобова,
учитель начальных классов,
Смоленская обл., г. Вязьма

В этом году мы провели две акции «День с ребенком в школе», отдельно для начальных классов и для более старших детей. На идею акции нас натолкнула одна мама. В прошлом году она пришла в школу на целый день. Ей было важно самой разобраться, как и что происходит в школе с ее ребенком. Она для себя разъяснила многие вопросы. Ведь очень часто взаимодействие школы и семьи напоминает игру в «испорченный телефон»: родители и администрация обсуждают со слов учителя или ребенка ситуации, свидетелями которых они не были.
Например, сын или дочь жалуется дома на учителя. И родители, как правило, делают вывод о его профнепригодности. А проблема, быть может, лежит в межличностных отношениях, и другие дети у того же учителя достигают высоких результатов.
Итак, мы предложили родителям провести в школе целый день и заполнить специальные «дневники наблюдений». Критерии наблюдения разработали учителя. Они исходили, во-первых, из своих знаний по психологии и педагогике, а во-вторых, из предположения, на что они сами как родители обратили бы внимание в школе. Например, готовность ребенка к уроку, его внимание, интерес, количество правильных и неправильных ответов, утомляемость, дисциплина, темп – это то, что важно оценить во время урока.
А за пределами урока нужно обратить внимание на другое: поведение на перемене, аккуратность хранения вещей на полке и в раздевалке, культура поведения в столовой и др. Конечно, с этими критериями можно спорить. Главное, мы старались не связывать их напрямую с оценкой труда учителя («хорошо – плохо»), а поставили в центр наблюдение за самим ребенком.
Родители могли также записать возникшие у них вопросы и предложения. Последние в основном касались режима дня, двигательного режима, а также культуры поведения детей (например, одна мама записала, что необходимо просить учеников убрать руки из карманов во время ответа).
Во время акции мы провели и еще один маленький эксперимент: попросили гостей оценить, насколько ребенок устает в школе за целый день (мы работаем с половины десятого до шести). Оказалось, оценки родителей и учителей на этот счет не всегда совпадают. И нельзя сказать, кто точнее определяет реальное самочувствие ученика: ошибаются и угадывают и те, и другие. Вероятно, здесь все же нужны наблюдения психолога и врача.

Наталья Крюкова,
директор частной школы,
Московская обл.,
пос. Свердловский

· Ваши принципы работы с родителями

Я давно вывела для себя правило: об отрицательных сторонах ребенка, о его проблемах в учебе можно разговаривать с родителями только в индивидуальном порядке. А начинать с ними разговор необходимо с положительных характеристик ребенка. Только после этого стоит переходить к обсуждению его проблем.
Ни одна фамилия ребенка не должна упоминаться публично с отрицательными характеристиками. Только победы, только удачи ребят можно озвучивать при всех.

Айса Антонова,
учитель географии,
Калмыкия, г. Элиста

В нашей школе эти принципы таковы:
1. Родители – участники принятия решений в школе. Если ребенок нарушил чьи-то права (например, выставил себе отметку в журнал или подрался), решение в отношении него не должно приниматься без родителей.
2. В школе необходимо проводить индивидуальные беседы с родителями и множество различных неформальных встреч, например дискуссии или игры с их участием.
3. При организации дел в школе приветствуется инициатива родителей.
4. На родительских собраниях должна даваться разнообразная информация о школе: фильмы о школе, экскурсии по кабинетам. Родители должны участвовать в дискуссии о направлениях ее развития.
5. Никогда нельзя сравнивать детей друг с другом.

Евгений Руднев,
замдиректора
по воспитательной работе,
г. Астрахань

В последнее время нам становится все труднее найти общий язык с родителями учеников. Дело в том, что мы начали работать в ассоциации демократических школ, развиваем самоуправление, сотрудничество, ищем новые методы работы. Дети и сотрудники школы увлечены этой работой, понимают ее важность. Но родители, которые воспитывались и жили совсем в другое время, порой не принимают тех изменений, которые просто необходимы на современном этапе развития школы.
Из-за возникших противоречий мы стали приглашать родителей в школу для сотрудничества, обсуждения проблем демократизации образования. Ведь в первую очередь мы, учителя, заинтересованы в том, чтобы педагогический процесс был целостным, а не строился только на взаимоотношениях учитель – ученик, и чтобы родитель был частью этого процесса.
На внутришкольных конференциях мы пытаемся осмыслить роль родителей в образовании. Поставили задачу перед школьным советом, чтобы он разработал Положение о правах и обязанностях родителей. Например, родители часто спрашивают, почему мы занимаемся по одним учебникам, а не по тем, которые выбрали бы они для своего ребенка.
Теперь мы защитили себя от таких дискуссий, поскольку в Положении обозначено, что они не имеют права вторгаться в профессиональную деятельность учителя.

Ирина Топоркова,
замдиректора
по воспитательной работе,
г. Москва

Мои правила очень простые:
1. Совместно намечать образовательный и воспитательный маршрут ребенка.
2. Работая с проблемами ребенка, прежде всего, – искать причины, а потом – решения.

Наталья Крюкова,
директор частной школы,
Московская обл.,
пос. Свердловский

Ни в коем случае нельзя навязывать родителям свое мнение о ребенке. Можно лишь спросить совета у родителя. Если тот некомпетентен, педагог должен построить разговор таким образом, чтобы родитель сам принял решение, а слова учителя его лишь к этому подтолкнули.
Есть в нашей школе одна мама, с которой многим учителям трудно разговаривать. Она настроена довольно агрессивно по отношению к школе. Дело в том, что ее ребенок заикается, он очень замкнутый. И как только видит учителя, то сразу начинает заикаться.
А когда мне пришлось вести с ней беседу, то я прежде всего спросила ее совета. Стала выяснять, как по ее мнению лучше помочь ребенку: какую программу построить, чтобы не вызывать нервного перенапряжения. И спустя несколько дней она уже сама пришла ко мне как к специалисту и стала советоваться.
Ребенок и родители взаимосвязаны настолько, что сказать: «Ваш ребенок плохой», – это значит полностью провалить разговор. Когда я только начинала работать в школе, я иногда могла себе позволить жаловаться на детей их родителям. Но после этого полностью нарушались наши отношения, и никакого положительного результата работа не приносила.

Евгения Алеевская, психолог,
Московская обл.,
Нарофоминский район

· Как вы проводите родительские собрания?

В г. Кудымкаре, Коми-Пермятский округ, регулярно проводят совместные конференции учителей и родителей, где обсуждаются разные проблемы, в том числе и теоретические. Там полностью отказались от традиционных родительских собраний, на которых ругают родителей, выдвигают им претензии или собирают с них деньги. Главное для учителей – снять с родительских собраний возможность публичной оценки детей.
А еще мне знаком интересный опыт, когда педагоги учреждений дополнительного образования организовали выставки достижений ребят в кружке на родительских собраниях. Это помогает и классному руководителю, и родителям по-новому взглянуть на детей. Ведь недостатки в учебе часто бывают связаны с тем, что учителя не смогли увидеть тот потенциал, который есть у ребенка.
После таких собраний часто меняется отношение к ребенку, педагоги и родители принимают его таким, какой он есть, даже неуспешным в учебе.

Инесса Зарецкая,
доктор педагогических наук,
г. Москва

У нас была огромная проблема – заманить родителей к нам в колледж. Обычно на родительские собрания приходили два-три человека, остальных мы вообще никогда не видели. Тогда несколько лет назад мы придумали на 23 февраля провести конкурс «А ну-ка парни» с участием пап наших учеников.
Сначала мы переживали и боялись, что папы не придут. Папы все-таки пришли, однако зрителей было очень мало. А на следующий год приключился аншлаг... Так началась более плотная работа с родителями.
Потом мы решили начинать родительские собрания с художественной самодеятельности, чтобы изменить стереотип мышления: мол, позвали в школу, значит, сейчас будут ругать. А тут вдруг они видят, что мальчик, который давно считается двоечником, успешно выступает на сцене. Мама сидит и плачет.

Ирина Топоркова,
замдиректора
по воспитательной работе,
г. Москва

Мы проводим ежегодные спартакиады «Мама, папа, я – спортивная семья», День рожденья школы, ярмарки, в организации которых родители всегда принимают активное участие. Часто проводим концерты «Неразлучные друзья – взрослые и дети», в которых выступают все: учителя, родители, ученики.
А родительские собрания мы начинаем с рассказа и демонстрации итогов дополнительного образования в нашем районе. Мы стараемся объяснить родителям, что мы должны стать союзниками, научиться помогать друг другу, тогда мы сможем помочь детям.
По-моему, сегодня на родительских собраниях уже никто никого не ругает. Этот опыт ушел в прошлое.

Ольга Бойкова,
специалист дополнительного образования, г. Москва

У нас родители, как и в других школах, редко приходили на собрания. Не так давно мы провели небольшой эксперимент. После подведения итогов четверти подсчитали рейтинг учеников, и родителям написали учебный балл их ребенка (вычисленный до сотых долей) и место, которое он занимает в классе в соответствии со своим рейтингом.
После этого я пригласила всех на родительское собрание, и пришло в два раза больше родителей, чем обычно. Большинство из них захотели выяснить, почему их ребенок седьмой, например, а не третий.

Ирина Тхуга,
учитель биологии, г. Москва

 

От редакции:
Дорогие учителя! Наверняка у вас есть свой опыт решения таких проблем. Приглашаем вас поучаствовать в дискуссии, поделиться своими идеями, опытом организации работы с родителями.
А может, какие-то из идей участников стола покажутся вам интересными и вы опробуете их в деле? Ждем ваших рассказов и мнений.

TopList