Архив
Профессиональная жизнь
Татьяна Алексеева ,
кандидат филологических наук
кандидат филологических наук
Движение к новой школе
С 10 по 13 марта в окрестностях Нижнего Тагила (Свердловская область) прошла I Всероссийская психолого-педагогическая мастерская «Грани развития». Это совместный проект Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» и Издательского дома «Первое сентября».
Психолого-педагогическая мастерская «Грани развития» объединила школьных специалистов из разных областей – от психологов и учителей до директоров и создала условия для обсуждения ключевых вопросов современного образования: что происходит со школой под напором стремительных общественных перемен? Чего ждут от нее ученики и их родители, государство и сами учителя? Способна ли школа откликнуться на их запрос? И что за тип человека она сейчас пытается воспитывать?
Но если бы дело свелось к одному лишь разговору, мастерская не превратилась бы в такое яркое и насыщенное событие, каким она стала для ее участников. Предложенные формы работы никому не дали возможности остаться в стороне, ограничиться ролью слушателя и конспектированием чужих мыслей в тетрадке.
Общее понимание задач
Главную тему мастерской лучше всего выразит вопрос, общий для учителей, психологов и административных работников: «На что мы опираемся? Что способно нас объединить?»
В первый день работы обсуждались фундаментальные проблемы современной школы. М.Р. Битянова, директор ЦПСО «ТОЧКА ПСИ», рассказала об «антропологическом подходе» к образованию. Его основа – внимание к личностному росту каждого ученика, взгляд на образование как развитие, а не как сумму формальных знаний. Е.А. Александрова, доктор педагогических наук, говорила о принципах «педагогического сопровождения развития индивидуальности». А в лекции кандидата психологических наук М.Ю. Чибисовой речь шла о различиях между «вектором развития» и «вектором функционирования» в работе школьных психологов. Уже из этих выступлений стало очевидно, что интерес к развитию ученика и есть почва, способная объединить всех участников школьной жизни.
Обсуждение общих задач вскрыло одну важную проблему: ученые и педагоги говорят на разных языках. Научные термины описывают школьную реальность крайне обобщенно, а процесс развития каждого ученика предельно конкретен. Для того чтобы возник диалог, живой обмен опытом, собеседникам приходится заново договариваться о словах. Участники мастерской порой были вынуждены, словно дети в школе, растолковывать друг другу, что же они все-таки имеют в виду под словами «воспитание», «обучение», «развитие».
К разговору об основных понятиях педагогов побуждали и инициаторы мастерской во время работы круглых столов. Ведь прежде, чем возникнет потребность определить свою позицию и найти для нее точное слово, важно прочувствовать собственную «безъязыкость». Либо крайнюю условность, оторванность научных терминов от школьной действительности.
Но столкнуться с проблемой и найти выход из нее можно только на практике – в реальном взаимодействии учителей, психологов и администраторов.
Формы работы
Организаторы психолого-педагогической мастерской «Грани развития» целенаправленно создавали условия для диалога ученых с практикующими педагогами.
– Мы искали специалистов, обладающих системным, научным взглядом на образование. Но не менее важно, чтобы они воспринимали его с точки зрения практики, а не отвлеченных теорий, – пояснила М.Р. Битянова.
При работе мастерской использовались сразу несколько форм обмена опытом, различных по уровню и масштабу.
● Мастер-классы для тех, кто «довел» свой авторский продукт до методики, технологии или развернутой программы.
● Лаборатории для тех, кто был готов поделиться самыми первыми результатами, любопытными находками.
● Проектные мастерские для тех, кто нашел перспективный ход от проблемы – к задаче.
● Стендовые доклады для тех, кому проще представить свой опыт в форме схемы, письменного текста или слайд-презентации, а не в устной речи.
● Статьи и методические разработки участников в электронном сборнике мастерской.
Во второй половине каждого дня проводился директорский клуб. Там обсуждались проблемы управления и организации школьной жизни. Присутствовать на нем могли не только представители школьной администрации, но и все желающие.
На мастерской всеми способами поддерживался жанр живой дискуссии, возможность сомневаться, спорить, а не довольствоваться готовыми ответами. Для свободного обсуждения были устроены не только круглые столы, но и «профессиональные посиделки».
Хочется надеяться, что учителя, побывавшие на мастерской, прочувствовали вкус вольных дебатов. Если, вернувшись в собственные школы, они смогут заинтересовать такой формой разговора своих коллег, то живой диалог о проблемах школьной жизни пустит корни за пределами мастерской, – словно семечко, пошедшее в рост.
Порядок работы
Стремление максимально охватить все сферы школьной жизни отразилось на плане работы мастерской. Каждый день был посвящен какой-то проблемной области.
Первый день назывался «Возможности учебного предмета». Второй прошел под названием «Возможности воспитательной работы» (его можно считать днем классного руководителя). Темой третьего дня стали «Развивающие ресурсы психологической работы», и он получился днем школьного психолога.
В первый день на круглом столе и мастер-классах исследовались развивающие возможности учебных предметов. Речь шла о разных гранях предметного преподавания: о содержательном и технологическом оснащении урока, о необходимости специальных уроков развития, об организации проектной и исследовательской деятельности в школе и о многом другом.
Во второй половине дня на тематических гостиных обсуждались не только способы развития у детей мыслительных, коммуникативных, проектных и прочих умений, но и пути созидания ценностной позиции.
В итоге сквозной темой дня стал вопрос: как, с одной стороны, улучшить и разнообразить процесс обучения, а с другой, подчинить его не столько прагматическим, сколько личностным задачам, сформировать у ребенка представление о ценности развития как такового?
На директорском клубе, который проводили М.Р. Битянова и Т.В. Беглова, ключевой была проблема, как помочь педагогам занять авторскую позицию по отношению к своей деятельности. Сложно донести идею развития до учителя, который привык чувствовать себя лишь «исполнителем» административных требований и заказов. Но помочь педагогам можно только, если администрация школы добровольно поставит перед собой такую задачу. Значит, ценность личностного развития должны осознать и сами директора.
Что способно побудить их к этому? Например, беспокойство за собственных детей и состояние современной школы. А еще – открытый, заинтересованный диалог с учителями и психологами.
День классного руководителя
Второй день работы начался с круглого стола «Воспитание и развитие: две стороны одной задачи». Участники круглого стола пытались определить круг требований, который предъявляет к классному руководителю современная система образования – от учеников и их родителей до администрации. Разбившись на малые группы, педагоги сначала обсуждали свои мнения, а потом все вместе сверяли получившиеся варианты. На следующем этапе работы предстояло определить – совпадают ли современные требования к классному руководителю с его же реальными возможностями.
Подобный дискуссионный клуб было бы интересно провести в каждой школе. Не исключено, что положение классных руководителей заметно отличается в зависимости от отношений с коллегами и условий работы в конкретном месте. Из обсуждения на круглом столе сложилось впечатление, что больше всего возможностей для заботы о развитии учеников у классных воспитателей в частных школах.
Е.А. Александрова, доктор пед. наук, доцент, профессор Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского проводила мастер-класс по теме «Тактики деятельности классного руководителя». Речь шла о том, что помощь ученикам в выстраивании индивидуальной образовательной траектории становится важной задачей классного руководителя нового типа. Она предполагает способность к проектированию собственного развития – в том числе и у самого учителя.
Мастер-класс Б.В. Куприянова, заведующего кафедрой теории и истории педагогики Костромского государственного университета, назывался «Сферы ответственности классного руководителя в современной школе». По мнению ведущего, деятельность классного руководителя не поддается проектированию при помощи «целей и задач», но зато очень точно описывается понятием «сферы ответственности»: здоровье, межличностные отношения, патриотическое воспитание и т.д.
На мастерской психолога С.В. Русских в форме тренинга исследовалась тема «Классный руководитель в поисках смыслов и целей: новый взгляд на старые проблемы». Материалом для обсуждения и демонстрации стал собственный опыт работы Светланы Русских в качестве психолога и классного воспитателя. Она представила модель психолого-педагогического консилиума. В процессе консилиума ученики не только пробуют определить свои цели, возможности и препятствия, но и могут обсудить все это с теми учителями и психологами, которых выберут сами. В результате выстраивается тактика индивидуальных задач конкретного ученика и общих задач для всего класса в целом.
Психолог Г.В. Резапкина (ее разработки по предпрофильной подготовке публикуются в нашей газете, начиная с №18 за 2007 год) на своем мастер-классе обсуждала роль классного руководителя при выборе учениками профессии. Она представила систему классных часов, возможные формы работы по самоисследованию и т.д.
День классного руководителя показал, что, по мнению психологов и ученых, в его деятельности все более заметную роль играет способность выстраивать систему воспитательной работы. Современному классному руководителю уже нельзя ограничиваться стандартным набором мероприятий, подчиненных календарному плану. У каждого класса свои особенности и трудности в развитии. Значит, в основе планов внеклассных занятий в первую очередь должен быть не календарь, а проблемы конкретного класса.
И хотя все ведущие мастер-классов признавали ценность детского сотрудничества, на первый план все-таки вышла тема индивидуальной работы с учениками. А второй важный мотив дня классного руководителя на мастерской – взгляд на личность учителя как на инструмент воспитания. Без умения самому учиться и развиваться невозможно научить этому кого-то другого.
Ответы на простые вопросы
Одним из интересных моментов в работе мастерской были небольшие проблемные разминки перед круглым столом. В день классного руководителя круглый стол проводили Е.А. Александрова (г. Саратов) и Б.В. Куприянов (г. Кострома). Там можно было не только почерпнуть какие-то интересные идеи, но и понаблюдать за педагогами. Увидеть, как уверенные в себе люди на глазах превращаются в учеников, с трудом вспоминающих простые вещи и обнаруживающих, что не такие уж они простые.
Вот ведущие предлагают собравшимся учителям, слушателям мастерской вполне стандартный вопрос: «Давайте определимся в основном термине дня. Что такое воспитательная работа?»
– Это система.
– Система чего?
– Взаимодействия.
– Кого с кем?
Учителя задумываются. Перешептываются. Предлагают новые варианты.
– Воспитательная работа – это стремление сформировать личностные качества ребенка.
– Создание условий для формирования.
– Поиск средств социализации ребенка.
Ведущие огорошивают педагогов новой проблемой: «А что мы с вами конкретно делаем, когда занимаемся воспитательной работой?»
– Читаем нотации.
– Наказываем или поощряем.
– Занимаемся документацией, – горько шутит кто-то из учителей.
– Проводим беседу.
Из задних рядов донеслось уверенное предложение:
– Надо провести какое-то совместное мероприятие, очень надеясь, что ребенок, видя учителя, возьмет с него пример.
– Важно, чтобы учитель и ученики побыли вместе в неожиданных ситуациях. Например, выехали на природу...
Любопытно, что все помнили лишь об отношениях учителя и ученика, забывая про общение внутри класса. Если создать условия для взаимодействия между детьми, часть «воспитательных задач» решится и без вмешательства педагога.
Наконец кто-то вспоминает о родителях:
– Надо искать пути воздействия на ребенка вместе с родителями.
«А вот как мы для себя определяем, что мы хорошо поработали, с успехом повоспитывали?» – не унимаются ведущие.
Участники на разные лады повторяют примерно одно и то же:
– Когда мы видим, что ребенок достойно и самостоятельно выходит из какой-то ситуации.
Откуда-то сбоку раздается неожиданный ответ:
– Лучший критерий – когда ребенок получил удовольствие, да еще и не заметил нашей работы.
Подобные разминки не только создавали рабочий настрой на весь день, но и наглядно показывали, как субъективны учительские представления об очевидных, казалось бы, понятиях и терминах.
Личная включенность
Важной особенностью мастерской «Грани развития» была личная включенность участников в происходящее. Звучали не унылые доклады, а проблемные лекции, побуждающие к диалогу. Мастер-классы проходили в форме практических занятий – тренингов, семинаров, игр. У каждого была возможность побывать в роли ученика, прочувствовать достоинства, или, наоборот, недостатки метода на собственном опыте. А главное – сформулировать проблемы, задачи, вопросы лично для себя.
Каждый день на мастерской проходили особые «акции дня», которые помогали участникам погрузиться в атмосферу творчества и открытости. Например, во время регистрации каждый получил цветную ящерку из бумаги. На ней надо было написать личную цель участия в мастерской: например, желание овладеть какой-то технологией, найти ответ на важный для себя вопрос, наладить контакты, обменяться опытом или просто от души пообщаться с коллегами. Ящерки «высаживались» на стенд и помогали найти единомышленников.
Одна из акций называлась «Кто там пишет на заборе?». К доске, играющей роль забора, прикреплялись вопросы и незаконченные фразы. Любой мог написать, что он об этом думает или завершить мысль на свой лад. Вопросы были один интереснее другого: «Самый лучший день классного руководителя – это когда…», «Чего хотят педагоги от психологов», «Приметы хорошего директора», «Что могут сделать вместе педагог и психолог», «Мне мешает получать удовольствие от работы…», «Я хожу на работу, потому что…». Еще на забор предлагалось записывать цитаты, оговорки, шутки, меткие определения, услышанные на мастерской.
А что если нечто похожее устроить в собственной школе – например, в учительской? Ведь такая форма диалога между коллегами неожиданна, будит мысль и чувство юмора и помогает задавать друг другу вопросы, о которых на бегу и не задумываешься.
Круги по воде
Участники мастерской – учителя, методисты, представители школьной администрации, школьные психологи – приехали из разных городов: Москвы, Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Нефтеюганска, Саратова, Костромы. Уже одно это превратило мастерскую в событие. Интенсивный обмен опытом, мнениями, вопросами, возможность встретить новых собеседников и завязать контакты – такая ситуация всегда плодотворна.
Не все предлагаемые на мастер-классах технологии убеждали в равной степени. Что-то казалось интересным и приемлемым скорее в качестве пробы, эксперимента, чем практического метода. Порой возникало опасение, что некоторые разработки так и останутся удовольствием для узкого круга психологов и докторов педагогических наук.
Но главная цель была достигнута: взаимодействие школьных специалистов не просто началось, но и породило множество ярких и конкретных идей, впечатлений, планов сотрудничества.
То, что мастерская собрала столько увлеченных и творческих людей, посвятивших себя школе, показало, что процесс перемен идет. И происходит он сразу в нескольких направлениях: от выработки нового подхода к школьному образованию до движения к созданию профессионального сообщества педагогов.