Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №8/2008

Архив

Профориентация школьников

В этом номере вниманию классных руководителей предлагаются материалы для тринадцатых занятий авторского курса Г.Резапкиной «Уроки самоопределения».
Двенадцатые занятия посвящены экскурсиям на предприятия и встречам с профессионалами (в №4 за 2008 год мы уже давали рекомендации по проведению таких занятий).
В течение учебного года желательно хотя бы 2–3 раза провести занятия в форме экскурсий на предприятия или встреч с профессионалами. Без этого «Уроки самоопределения» могут восприниматься как нечто абстрактное и далекое от реальной жизни, на пороге которой стоят наши дети.
Хорошо, если классный руководитель на время экскурсии откажется от роли надзирателя и проявит себя в качестве любознательного экскурсанта и интересного собеседника.
Следующие, тринадцатые, занятия развивают тему профессиональной пригодности и стратегии выбора профессии.

Галина Резапкина ,
психолог

Уроки самоопределения

Тринадцатые занятия в 5–9 классах

Продолжение. Cм. в №№ 2, 3, 4, 5, 6, 7

БОР: ХОЧУ, МОГУ, НАДО, ЕСТЬ
Тринадцатые занятия в 5–6 классах

Цели: начальное знакомство с правилами выбора профессии, повторение темы «Самооценка и уровень притязаний», развитие способности объективно оценивать себя и других.
Материалы: по три маленьких листочка на каждого, желательно трех цветов, бланк для упражнения «Есть!»

Раздайте ребятам по три листочка бумаги, желательно трех цветов. Попросите написать на первом слово ХОЧУ и продолжить предложение, перечислив свои требования к будущей профессии (например, «Хочу много путешествовать, хорошо зарабатывать, встречаться с интересными людьми, много работать, испытывать острые ощущения» и т.д.).
На втором листочке (МОГУ) пусть ученики напишут, что, по их мнению, они могут. А на третьем (НАДО) – то, что, на их взгляд, в настоящее время надо другим (товары, услуги, идеи и т.д.)
Пусть ученики положат листочки перед собой. Это три слагаемых правильного выбора профессии. Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ). Во-вторых, человек должен обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ). В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).

Три окружности

Эти слагаемые можно представить в виде окружностей (по ходу объяснения делаются рисунки на доске):
1 вариант. Если требования рынка труда, возможности и желания самого человека и требования рынка труда даже не пересекаются, это означает: человек хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало – больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.
2 вариант. Требования рынка, возможности и желания человека могут пересекаться. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что найти компромисс между тремя условиями профессиональной успешности реально. По мере освоения профессии может расти интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.
3 вариант. Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека – самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.


Вопросы для обсуждения
Как бы вы могли разместить свои листочки на парте? Насколько близки сегодня ваши МОГУ, ХОЧУ, НАДО?
Как вы думаете, на что вам проще влиять: на «могу», «хочу» или «надо»?
Подумайте, чем можно дополнить эту схему?

Схему можно дополнить элементом ЕСТЬ.
ЕСТЬ – это те умения, навыки, качества, которыми вы располагаете уже сегодня. Это ваш стартовый капитал. Чтобы уже сегодня задуматься о том, чем вы будете заниматься через 10 лет, важно правильно оценить себя сегодня.

Упражнение «Есть!»

Проблема современных выпускников – завышенный уровень притязаний (вспомните, что такое уровень притязаний). Конечно, жизнь его откорректирует в нужную сторону, но иногда такая корректировка проходит очень болезненно: не очень приятно падать даже с воображаемых вершин.
Раздайте ученикам бланки с упражнением. Предупредите их, чтобы они постарались быть объективными, оценивая себя в следующем упражнении (то есть насколько у них сформированы те или иные навыки).

Полезные навыки
всегда
часто
редко
никогда
Довожу дело до конца
       
Я требователен к себе
       
Умею преодолевать трудности
       
Умею распределять время
       
Учитываю мнение других
       

Пусть поменяются листочками с соседом по парте и оценят друг друга, поставив рядом с оценкой соседа свою (только не по принципу «ты – мне, я – тебе»). Теперь пусть сравнят свои оценки с оценками, которые поставил сосед.
Вопросы для обсуждения
Довольны ли вы этими оценками? Насколько честно вы сами оценили своего товарища? Может быть, вы побоялись его огорчить? Или наоборот? Кто строже оценил вас: сосед или вы сами?
Качества, которые вы только что оценивали, определяют профессиональную успешность человека. Если оценки ниже, чем бы вам хотелось, не расстраивайтесь. Лучше понять свои слабости сегодня, когда есть время и желание от них избавиться, чем страдать, когда поздно будет что-то исправить.
Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне.
Сегодня вы узнали секрет правильного выбора профессии. Он давно известен. Как вы думаете, почему не все могут воспользоваться этим простым и красивым решением? Поговорите об этом со своими родителями. Насколько совпадают их «хочу», «могу» и «надо»? Довольны ли они тем, как сложилась их профессиональная карьера?
Примечание. Дайте возможность ученикам поделиться своими мыслями об этом упражнении. Собрав листочки, подумайте, как оказать поддержку тем, у кого окажутся низкие оценки по всем параметрам.

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ
Тринадцатые занятия в 7–8 классах

Цели: повторение тем «Классификация профессий», «Профессия и здоровье», развитие представлений о требованиях профессий и степени профессиональной пригодности.
Материалы: «Словарик профессий».

Если вы познакомили ребят с рассказом В.Лялина «Изограф» (см. №6, 2008), то этот урок может стать интересным продолжением разговора о смысле профессиональной деятельности.
Не только человек выбирает профессию. Любая профессиональная деятельность отбирает людей, обладающих набором качеств, необходимых для успешности в этой деятельности.
Работа врача, учителя, продавца требует от человека доброжелательности, отзывчивости, умения контролировать свои эмоции. Для диспетчера или оператора профессионально важными качествами являются хорошее внимание, умение работать с разной информацией и быстро принимать решение. Оперативный работник, сотрудник МЧС, пожарный должны быть эмоционально устойчивыми и хладнокровными, обладать мгновенной реакцией, силой и выносливостью. Недостаток этих качеств может стоить им здоровья или жизни.

Упражнение «Портрет профессионала»

Какие качества являются важными для тех или иных профессий? Пусть микрогруппы (по 3–6 человек) выберут из «Словарика профессий» на стр. 41 любую.
За пять минут группы должны составить словесный портрет идеального профессионала. Затем группы по очереди, установленной жеребьевкой, зачитывают портрет, а остальные угадывают, что это за профессия.
Чем быстрее слушатели найдут правильный ответ, тем точней и выразительней получился портрет.
Наличие профессионально важных качеств – необходимое, но недостаточное условие успешной профессиональной деятельности. Важную роль играет отношение к труду, личные качества, здоровье, навыки, привычки, знания, опыт. Учитывая эти и другие факторы, различают разные степени профессиональной пригодности человека.

Степени профпригодности

1. Профнепригодность к конкретной профессии. О профнепригодности говорят в тех случаях, когда есть отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой в той или иной области деятельности. Противопоказания могут быть не только медицинские. Есть целая группа профессий, предъявляющих особые требования к человеку. Например, если у человека нет способностей к изобразительному искусству, он вряд ли станет хорошим художником, архитектором, скульптором.
Прямая профнепригодность видна невооруженным глазом – с такими примерами мы, к сожалению, сталкиваемся постоянно.
Скрытая профнепригодность не так очевидна – специалист может удерживаться на требуемом профессиональном уровне ценой большого нервно-психического напряжения, компенсируя отсутствие одних необходимых качеств другими. Степень напряженности зависит от характера профессиональных функций, индивидуальных особенностей человека, мотивов его поведения, опыта, знаний, навыков и умений.
Бернард Шоу в ресторане подозвал официанта и спросил, играет ли оркестр по заказу. «Конечно», – ответил официант. «Тогда отнесите им фунт стерлингов, и пусть они полчаса поиграют в покер».
Назовите личностные особенности, делающие профнепригодными учителя, продавца, диктора, военного, оператора, водителя.

2. Профпригодность к группе профессий. Это означает, что у человека нет профессиональных противопоказаний, но нет и явно выраженных склонностей – есть только реальный шанс, что человек будет хорошим специалистом в данной области. Необходимо учитывать, что профессиональная пригодность формируется только в профессиональной деятельности.
Профпригодность может быть относительной – в этом случае человек хотя и осваивает профессию, но медленно и с большим трудом. Конечно, при относительной профпригодности профессиональных успехов ждать не приходится. Есть профессии, где относительная профпригодность допустима, хотя и нежелательна, но в некоторых видах деятельности она недопустима – там требуется абсолютная профпригодность.
Приведите примеры таких профессий (летчик, оператор АЭС, монтажник-высотник, хирург).

3. Соответствие конкретной профессиональной деятельности. Говорят, что человек соответствует выбранной профессии в том случае, если у него есть профессионально важные для этой работы качества, а также интерес к ней, профессиональное образование, опыт успешной работы в данной области. Такому специалисту можно доверить штурвал самолета, скальпель хирурга, диспетчерский пульт.
Есть ли у вас знакомые, соответствующие своей профессиональной деятельности?

4. Призвание – высший уровень профпригодности. Это не только абсолютное совпадение требований профессии и качеств человека, но и ярко выраженный интерес к этому виду деятельности, граничащий с любовью.
Находясь на гастролях в Риге, Леонид Утесов зашел к местному портному. «Мне нужно два костюма. Только быстро, по-стахановски, чтобы первый был готов через неделю!» «Я ваших стахановских методов не знаю, – отвечал портной, – приходите через три дня и забирайте оба!» Утесов опешил от такой дерзости. «Вы, наверное, не поняли. Мне нужны очень хорошие костюмы. Как тот, который на мне». Портной презрительно осмотрел костюм и спросил: «Кто вам его шил?» «Его шил сам Затирка (знаменитый портной. – Прим. авт.)», — гордо отвечал артист. «Я не спрашиваю, как его фамилия, я спрашиваю, кто он по профессии?» – парировал портной. Утесов был в восторге от остроумия портного. А через три дня – от новых костюмов.
Недавно вы познакомились с рассказом В.Лялина «Изограф».
Как вы считаете, к какому виду профессиональной пригодности можно отнести историю безрукого иконописца?
Примечание. Это тот случай, когда вопрос важнее, чем ответ.

 Приложение
«Словарик профессий»

АВТОМЕХАНИК. Содержание деятельности: занимается техническим обслуживанием и ремонтом автотранспортных средств, контролирует техническое состояние автомобилей с помощью диагностического оборудования и приборов, управляет транспортом.
Профессионально важные качества: хорошее внимание, склонность к ручному труду, точность движений, предметно-действенное техническое мышление.
Медицинские противопоказания: заболевание опорно-двигательного аппарата, радикулит, сердечно-сосудистые заболевания, гипертония, деформация пальцев.

ВЕТЕРИНАР. Содержание деятельности: оказывает врачебную и профилактическую помощь животным, следит за санитарным состоянием мест проживания животных; проводит осмотр животных и экспертизу мяса и молока, организует и проводит дезинфекцию ферм и помещений для хранения и переработки продукции.
Профессионально важные качества: любовь к животным, интуиция, аналитические способности, наблюдательность, хорошая память, предметно-действенное мышление, физическая выносливость.
Медицинские противопоказания: инфекционные заболевания, аллергия.

ВОДИТЕЛЬ. Содержание деятельности: управляет транспортом, обеспечивает правильную эксплуатацию автомобиля, выдерживает режим обкатки новой машины, заботится о своевременной смене масла, затягивает ослабевшие резьбовые соединения, по приборам систематически проверяет давление масла в системе смазки двигателя и топлива в баке, температуру охлаждающей жидкости.
Профессионально важные качества: хорошее внимание, точная координация движений, быстрота реакции, хороший глазомер, предметно-действенное мышление, физическая выносливость.
Медицинские противопоказания: заболевания опорно-двигательного аппарата, нарушение вестибулярного аппарата, снижение остроты зрения и слуха, дальтонизм.

ДРЕССИРОВЩИК. Содержание деятельности: длительное время приручает животное и только потом приступает к дрессировке, умело обыгрывая повадки животного; ставит оригинальные номера для выступлений на арене, консультирует сотрудников цирка, которые по роду своей работы также сталкиваются с данными животными; следит за кормлением животных, их внешним видом, условиями их содержания.
Профессионально важные качества: любовь к животным, уравновешенность, терпение; большой объем внимания, наблюдательность; развитые слуховая и зрительная память, наглядно-образное и предметно-действенное мышление.
Медицинские противопоказания: выраженные заболевания сердца, гипертония, заболевания опорно-двигательного аппарата, затрудняющие движения.

ПРОДАВЕЦ. Содержание деятельности: получает товар, расставляет продукцию на прилавке и в зале магазина, принимает чеки, отпускает товар, отслеживает наличие продаваемых товаров, отвечает на вопросы покупателей.
Профессионально важные качества: общительность, уравновешенность, хорошая дикция и внимание, большой объем кратковременной и долговременной памяти, зрительная память, практическое мышление.
Медицинские противопоказания: дефекты речи, плохой слух, инфекционные и нервно-психические заболевания.

ДИЗАЙНЕР. Содержание деятельности: разрабатывает художественно-конструкторские проекты изделий и интерьеров в соответствии с требованиями технической эстетики; ищет удачные варианты художественного решения предметов, участвует в рекламных проектах.
Профессионально важные качества: способности к изобразительным видам искусства, художественный вкус и чувство стиля, творческое воображение, избирательность внимания, образная память, развитое наглядно-образное и предметно-действенное мышление.
Медицинские противопоказания: дальтонизм, заболевания костно-мышечного аппарата, затрудняющие свободу движений и координацию рук.

ПРОГРАММИСТ. Содержание деятельности: разрабатывает технологии решения задач по обработке информации средствами вычислительной техники; определяет объем и структуру информации, схемы ее ввода и обработки, выбирает язык программирования; выясняет возможность использования готовых программных продуктов; разрабатывает инструкции по работе с программами, оформляет необходимую техническую документацию.
Профессионально важные качества: интуиция, терпение, хорошее внимание, долговременная структурированная память, абстрактно-логическое мышление.
Медицинские противопоказания: выраженные заболевания глаз, нарушение точной координации движений.

ПСИХОЛОГ. Содержание деятельности: в соответствии со специализацией (социальная, возрастная, клиническая, психология труда, семейных отношений и т. д.) помогает человеку в решении психологических проблем; определяет особенности характера и мышления, используя в работе индивидуальные и групповые формы работы; технологии и ресурсы своей личности.
Профессионально важные качества: любовь и интерес к людям, аналитические способности, такт, способность к сопереживанию, хорошее внимание, наблюдательность, развитая образная память, словесно-логическое мышление.
Медицинские противопоказания: плохие зрение и слух, выраженные нервно-психические и инфекционные заболевания, высокая эмоциональная неустойчивость.

РЕДАКТОР. Содержание деятельности: редактирует различные виды литературы; рассматривает рукописи и рецензии на них; делает заключение о возможности издания рукописи; проверяет выполнение авторами замечаний рецензента, комплектность представленного материала, правильность цитат и фактических данных; совместно с автором и техническим редактором определяет место иллюстративного материала; проверяет сигнальные экземпляры.
Профессионально важные качества: чувство слова, общая культура и эрудиция, ответственность, повышенные требования к вниманию, долговременная структурированная память, словесно-логическое мышление.
Медицинские противопоказания: ярко выраженных медицинских противопоказаний профессия не имеет.

СТРАТЕГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Тринадцатое занятие в 9 классе

Цели: актуализация процесса профессионального самоопределения, знакомство со стратегией выбора профессии; моделирование образа желаемого профессионального будущего.
Материалы: бланк для упражнения «Стратегия выбора профессии».

Выбор профессии, как и любое дело, начинается с постановки цели: капризное и расплывчатое «хочу» должно обрести скульптурные формы.
Цели должны быть:
благими, то есть направленными на благо людей или по крайней мере на строгое соблюдение принципа «не навреди»;
конкретными (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить домик в деревне на берегу Оки, стать
самым крутым бизнесменом в нашем подъезде и т.д.);
реалистичными, то есть соотнесенными с собственными возможностями: физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и т.д.;
позитивными (идти не от чего-то – «не хочу прозябать в нищете и безвестности», а к чему-то – «хочу денег и славы»);
ограниченными во времени (цель – это мечта, которая должна осуществиться к назначенному сроку).
Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами (личностными особенностями, склонностями, способностями, профессионально важными качествами), а не внешними (деньги, связи, случай).
При планировании профессиональной карьеры необходимо выделить ряд моментов, о которых вы узнаете из следующего задания.

Упражнение «Стратегия выбора профессии»

Главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть)
 
Цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, возможным местом учебы или работы)
 
Пути и средства достижения целей (для кого-то – знания и умения, для кого-то – связи и деньги)
 
Внешние условия достижения целей (выбор места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления)
 
Внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье)
 

Предложите ученикам заполнить таблицу (вверху).
Если ваша цель – выбор профессии в соответствии с вашими возможностями и потребностями, задайте себе следующие вопросы.
На какой уровень образования я могу рассчитывать (высшее, среднее специальное, курсы), учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности?
Каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать?
Какое материальное вознаграждение я хочу получить за свой труд – реальный минимум заработной платы?
Какой образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное время, или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и любимому делу?
Хочу я работать рядом с домом или мне это безразлично?

Упражнение «Машина времени»

Представьте, что вы перенеслись на несколько лет вперед.
Каким вы представляете себе свое профессиональное будущее?
Где и кем вы работаете? Опишите свой рабочий день.
Какие отношения сложились с коллегами? Все ли вас устраивает?
Какие препятствия вам пришлось преодолеть (получение специальности, поиск работы) и каким образом
Кто и как помогал вам в осуществлении ваших планов?
Какие личные качества и навыки помогли вам реализовать свои профессиональные планы?
Если вам удалось хотя бы мысленно ответить на эти вопросы, подумайте:
осуществим ли этот образ будущего;
стоит ли тратить время и энергию на его осуществление;
действительно ли я хочу его осуществить.
Запишите, каким вы хотите видеть ваше профессиональное будущее – конкретно, реалистично, позитивно и к определенному сроку (от шести месяцев до пяти лет).

TopList