Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №8/2008

Архив

День семьи

15 мая – Международный день семьи. Отмечается он с 1993 года, и в школах уже стало традицией приурочивать к этому дню мероприятия с участием семей: то спортивные конкурсы в духе «Папа, мама, я – спортивная семья», то торжественные классные часы.
Но ведь классному руководителю с темой семьи приходится сталкиваться не один раз в году, а постоянно. В семье – источник большинства детских проблем, и она же способна оказать ребенку самую большую поддержку.
Всякий контакт с семьей – от простого визита учителя в дом до участия членов семьи в школьном празднике – позволяет многое понять про каждого ученика. По каким законам живет его семья, что в ней ценят и берегут, что хранят десятилетиями? И, может быть, особенности характера конкретного школьника, трудности в его отношениях со сверстниками тоже определяются семьей?
Не всегда ребенку удается помочь, но от общения с его родными прибавится понимания… И в нужную минуту оно может продиктовать верный шаг, точное педагогическое решение.

Вячеслав Букатов ,
доктор педагогических наук

Принцип вдохновляющего действия похвалы

Посещение семьи: случай из личной практики

По мысли автора, главный принцип посещения классным руководителем семьи ученика таков: ни в коем случае не жаловаться на ученика его родным и близким! Только интересоваться или хвалить.

Сегодняшние классные руководители в квартиры к своим ученикам стали заглядывать очень уж редко. Даже по телефону и то нечасто звонят. А жаль. Ведь, в принципе, если учитель приходит к ученику в дом, то на всю семью это производит весьма сильное впечатление. И клас­сным руководителям время от времени полезно брать себя за шкирку и насильно выволакивать в путешествие по домам учеников.

Крепкий орешек

На память мне приходит такой случай из моей личной практики. К моменту начала так называемой перестройки работал я в школе искусств, которая располагалась в подмосковном городке Лобня. Вел я там театральное отделение. И был у меня один из учеников – семиклассник Перхушкин, жуткий хулиган. В общеобразовательной школе все учителя от него стонали. И успеваемость у него была отвратительная (в пятом классе сидел два года!). И многие не понимали, почему это он школу искусств не бросает.
И вот как-то в апреле он у меня на театральном отделении пропустил в ряду занятия четыре. При этом его сверстники говорили, что в общеобразовательную школу он ходит и всем сообщает, что школу искусств бросать не собирается и на занятия ходить будет. Но наступает очередное занятие, а его нет.

За чашкой чая

Занятия у нас в школе искусств заканчивались в 20.30. В апреле в это время уже не темно. Вот я и пошел по незнакомому мне городку искать по адресу, выписанному из классного журнала театрального отделения, дом, где живет мой Перхушкин.
Нашел. Звоню в дверь. Открывает мать. Моим посещением слегка встревожена. Я, в свою очередь, улыбаюсь. Она приглашает меня в квартиру.
Я ничего еще толком произнести не успел, как она начала оправдываться. Что ее Саша последнее занятие пропустил, потому что она с ним в деревню к бабушке ездила.
Я про все предыдущие пропуски молчу. Но интересуюсь, какие же у них планы на ближайший месяц – ведь скоро майские праздники, может быть, опять куда-то в деревню она с сыном поехать соберется. И вообще, какие у них перспективные планы на следующий год? Будет ли ее Саша в 8 классе ходить на театральное отделение нашей школы искусств?
А в театральном деле Саша был учеником очень способным. И поэтому я нисколько не кривил душой, когда начал о его успехах матери рассказывать.
Рассказы эти шли на кухне за чашкой чая. Саша в это время ушел в соседнюю комнату, где сидел за стенкой. Притаился, как мышь.

Ход конем

Поясню, что рос Саша без отца и ребенком всегда был очень сложным. Но память и работоспособность у него были потрясающими.
Когда мы во второй год обучения работали над Гомером, то на дом я задавал по полстранички гекзаметра наизусть выучивать. Саша никогда дома текст не учил, но читал частенько лучше всех…
Дело в том, что когда начиналось занятие, то я обычно всем давал 3–4 минутки на то, чтобы, жонглируя в парах четырьмя мячами, ученики текст, выученный дома, во весь голос бы повторяли (этакая разминка по сценречи и сцендвижению одновременно).
Так вот, пока Саша с напарником мячами жонглировал, он заданный текст умудрялся неплохо запомнить. Это полстраницы гекзаметра за три-то минутки!
А еще у нас был заведен такой порядок: сначала заданный наизусть отрывок сдавали трое желающих. А следующие три человека – уже по моему вызову.
Желающим я объявлял отметку и если они были не против, чтобы я ее выставил в журнал и их дневник, то я так и поступал. То есть заработанные отметки выставлялись по их желанию. Если прочтет ученик на четверку и захочет, чтобы именно эта четверка у него в журнале появилась, то я ее и ставлю. А если он считает, что и на пятерку сможет этот текст в следующий раз прочитать, то его желание – закон.
А вот следующим трем, кого я вызывал по журналу, – тем уже в любом случае поставил ту отметку, которую они за свое исполнение получили. И вспоминается: когда мы занялись «Одиссеей», уже на втором уроке в качестве одного из желающих вызвался и наш Перхушкин.
Он хоть дома, как обычно, не учил, но прочитал довольно бойко. Но с помарками. Объявляю ему оценку: тройка с плюсом. Так вот, Саша был первым, кто согласился, чтобы эту отметку ему и в журнал, и в дневник поставили. Он таким заскорузлым двоечником был, что даже три с плюсом (да еще за Гомера, да еще когда он дома не учил!) казалось ему верхом достижения.

«Всего-навсего» четверка

И тут я малость сымпровизировал. Когда вызывал по журналу следующих трех человек, то третьим – как ни в чем не бывало – опять его.
– А я же уже отвечал!
– Ну и что. То было «по желанию», а теперь «по журналу».
– Так у меня отметка уже есть.
– Ну и что! Еще одна будет.
И он умудрился исполнить отрывок на твердую четверку, которую я с удовольствием и разместил рядом с первой его отметкой «3+». И в журнале, и в его личном дневнике. Уж сиял он действительно, как начищенный самовар!
Но сперва я сразу после его второго исполнения напустил на себя строжайший вид, начав его распекать:
– Ты что ж? Я надеялся, ты на пятерку прочтешь или хотя бы на пятерку с минусом, а ты всего-навсего на четверку. Хоть и твердую, но без всяких плюсов.
Бедный Перхушкин глаза вытаращил, своему счастью не верит: «Как, правда, что четверка? И вы поставите?»
С тех пор, надо сказать, что активность сдачи домашних заданий (которые он по-прежнему практически не учил) резко пошла в гору. Но за все время обучения на театральном отделении он дома так никогда к роли и не готовился. Все всегда на ходу: где подсмотрит, кто подскажет. Но зато у него все получалось. Одним словом, изумительный был ученик.

Удача окрыляет

И вот еще что можно отметить. Когда слабый или трудный ученик приходит в другой коллектив (какой-нибудь кружок или студию по интересам) и у него там вдруг что-то начинает удачно складываться, то он, конечно, плечи свои расправляет. И всякие свои сомнения в собственных силах начинает отбрасывать.
И это каким-то образом сказывается и на повышении его успеваемости в общеобразовательной школе, и на улучшении межличностных отношений и в семье и в классе – и с учениками, и с родителями, и с учителями, и с администрацией. Не сразу, а потихонечку, но сказывается обязательно! Хотя учиться они, как правило, более прилежно так и не начинают. И никаких особых стараний по-прежнему не прикладывают. Парадокс да и только…
Это я к тому, что если кто-нибудь из учеников начал ходить в какой-нибудь коллектив по интересам, то классному руководителю не столько ревновать (а такие случаи сплошь и рядом бывают), сколько радоваться нужно.
А то ведь некоторые классные руководители как начнут не хуже родителей: «Вот на хоккей свой ходишь, а учебу совсем забросил». Ведь давайте признаемся честно: если бы он, к примеру, еще и на хоккей или в театральную студию не ходил, то, вполне возможно, что успеваемость его (или взаимоотношения с окружающими) еще хуже была бы.
И этот же принцип вдохновляющего действия похвалы классному руководителю стоило бы применять при общении с родителями учеников, особенно при посещении семьи. Если приходишь в дом к ученику, то ни в коем случае ученика не следует ругать! Только интересоваться или хвалить.

TopList