Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №8/2008

Архив

Экзамены на носу

Настроиться на обычный экзамен детям порой помогают родители, которые могут опереться в этом на свой личный опыт. Но в отношении ЕГЭ родители чувствуют себя совершенно растерянными – ведь с ними такого никогда не было. Как поддержать любимое чадо в трудную минуту? В чем ребенок нуждается именно перед сдачей ЕГЭ? В чем специфика такого рода экзаменов?
Хорошо бы учителям проводить консультации по подготовке к ЕГЭ не только для выпускников, но и их родителей. Ведь не секрет, что успешность сдачи экзамена школьником во многом зависит от настроя и отношения его родителей.
Однако учителя-предметники порой слишком мало общаются с родителями учеников, чтобы обсуждать с ними тонкости психологического настроя. Вот и получается, что заняться этим придется классному руководителю.
Мы постарались собрать для вас полезную информацию, которая поможет ученикам вашего класса и их родителям лучше ориентироваться в специфике ЕГЭ, а главное – подскажет, на что настраиваться и к чему заранее готовиться.

Татьяна Мартынова ,
Центр аттестации и контроля качества образования, г.Якутск

Психологическая подготовка к ЕГЭ

Рекомендации выпускникам и их родителям

Тестирование как новая форма экзамена еще только накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса.
В процессе обучения учителям следует активнее использовать тестовые технологии. Ведь не зря говорят: «Нельзя научиться плавать, стоя на берегу». Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.
При этом основную часть работы желательно проводить заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче каких-нибудь зачетов и других менее серьезных заданий, то есть в случаях не столь эмоционально напряженных.
Ученые считают, что психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзамена, но и способствуют развитию навыков мыслительной работы в целом, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

● Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте его после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
● Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально сорваться.
● Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
● Повышайте их уверенность в себе. Чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
● Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.
● Контролируйте режим подготовки к экзаменам. Не допускайте перегрузок, объясните ребенку, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
● Обеспечьте дома удобное место для занятий. Проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
● Обратите внимание на питание ребенка. Во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага, стимулируют работу головного мозга.
● Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
● Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
● Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
● Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
● Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться.

СОВЕТЫ ВЫПУСКНИКАМ

Подготовка к экзамену

● Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, ручки и т.п.
● Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
● Составь план занятий. Для начала определи: кто ты – сова или жаворонок, и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.
● Начни с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно раскачаться, можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
● Чередуй занятия и отдых: скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
● Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
● Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
● Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по две минуты на задание).
● Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
● Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Накануне экзамена

● Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, боевого настроя. Ведь экзамен – это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
● В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт и несколько гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
● Если в школе холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене целых три часа.

Во время тестирования

● В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими бук­вами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
● Бланк ответов (область регистрации, сами ответы и пр.) ты заполняешь только печатными буквами! Обрати внимание на то, как пишутся некоторые буквы, например, буква «а». Часть информации записывается в кодированной форме, которую тебе скажут перед началом тестирования.
● В заданиях части А нужно выбрать правильный ответ из нескольких предлагаемых вариантов. В первой части бланков ответов с заголовком «Номера заданий с выбором ответа из предложенных вариантов» ты должен под номером задания пометить знаком «Х» ту клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного ответа.
● В заданиях части В ответ дается в виде одного слова или числа. В бланке ответов для таких заданий есть поля с заголовком «Краткие ответы на задания без вариантов ответа для выбора», куда ты аккуратно вписываешь свой ответ (слово или число) рядом с номером задания (печатными буквами). Запись формул или математических выражений, каких-либо словесных заголовков или комментариев не допускается.
● В заданиях части С дается развернутый ответ в виде решения задачи или краткого рассказа, которые записываются на отдельном бланке. Очень важно переписать в специальное поле в правом верхнем углу указанного бланка индивидуальный номер основного бланка ответов (розового цвета). При этом никакие дополнительные сведения о вас (фамилия, имя, класс) не пишутся.
● Исправления в бланке ответов крайне нежелательны. Если все-таки исправления неизбежны, то помни, что их можно делать только в заданиях типа А, используя резервные поля с заголовком «Отмена ошибочных меток». Исправления делаются только по инструкции организаторов. Количество допускаемых исправлений – не больше шести.
● В процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно проинформируют.
● При получении результатов тестирования ты имеешь право ознакомиться с проверенной работой и, если не согласен с оценкой, можешь подать апелляцию (в течение трех дней после объявления результата) в конфликтную комиссию.

От редакции
В №9 нашей газеты за 2007 год классные руководители найдут еще множество полезной информации, которой можно и нужно поделиться с учениками. О тактике победителя, научной организации труда, аптечке скорой психологической помощи, репетиции дуэтом, методе римской комнаты и экстренных мерах против мандража читайте в прошлогоднем выпуске «Экзаменов на носу». Если под рукой нет самой газеты, эти материалы можно посмотреть на сайте www.1september.ru/Газета «Классное руководство и воспитание школьников»/№9, 2007.

TopList