Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №8/2008

Архив

Экзамены на носу

Настроиться на обычный экзамен детям порой помогают родители, которые могут опереться в этом на свой личный опыт. Но в отношении ЕГЭ родители чувствуют себя совершенно растерянными – ведь с ними такого никогда не было. Как поддержать любимое чадо в трудную минуту? В чем ребенок нуждается именно перед сдачей ЕГЭ? В чем специфика такого рода экзаменов?
Хорошо бы учителям проводить консультации по подготовке к ЕГЭ не только для выпускников, но и их родителей. Ведь не секрет, что успешность сдачи экзамена школьником во многом зависит от настроя и отношения его родителей.
Однако учителя-предметники порой слишком мало общаются с родителями учеников, чтобы обсуждать с ними тонкости психологического настроя. Вот и получается, что заняться этим придется классному руководителю.
Мы постарались собрать для вас полезную информацию, которая поможет ученикам вашего класса и их родителям лучше ориентироваться в специфике ЕГЭ, а главное – подскажет, на что настраиваться и к чему заранее готовиться.

Татьяна Замяткина ,
учитель русского языка и литературы, замдиректора по экспериментальной работе, школа №69, г.Москва

ЕГЭ глазами эксперта, регистратора и организатора

Советы и предостережения выпускникам

ЕГЭ – уже реальность. Надо смотреть правде в глаза. Сколько ни тверди себе: «Либо шах сдохнет, либо ишак сдохнет, либо…», а конец мая надвигается стремительно и неумолимо, как корабли инопланетян в блокбастере «День независимости».
Исходя из старой, еще древними римлянами придуманной мудрости «Предупрежден – значит, вооружен», хочу рассказать, как все это происходит на самом деле, потому что имела возможность наблюдать все это безобразие с разных точек зрения
В прошлом году выпускала 11 класс, поэтому была экспертом – правда, только на репетиционном экзамене. В этом году – сначала регистратором на предварительном ЕГЭ по русскому языку, а потом еще организатором на математике. В следующем году выпускниками будут мои нынешние десятиклассники.
Конечно, страшно. Конечно, мы и родители волнуемся больше них, и поэтому уже сейчас считаю своим долгом растолковать во всех подробностях, как это обычно бывает. Итак, обращаюсь прежде всего к самим выпускникам.

Приход на «пункт сдачи»

С чего же начать? Пожалуй, с репетиционных экзаменов, произошедших в этом году, хотя для меня это и не совсем хроника, но театр начинается с вешалки, а ЕГЭ – с вестибюля школы, где размещается специальный центр. И учтите, что это всегда не ваша школа.
И вот вместе с сопровождающим – а это скорее всего ваш классный руководитель – вы приходите обычно в одну из соседних школ, где организован «приемный пункт». Только не забудьте
сменку,
черную гелевую ручку, обязательно проверенную (от этого многое зависит),
паспорт или свидетельство о рождении (потому что без них вас не зарегистрируют – и не из вредности, а потому что так положено).
Если вы опоздали на час или даже на два, это, конечно, плохо, так как времени может не хватить, но имейте в виду что к экзамену вас все же допустят. Главное – явиться раньше, чем за полчаса до его конца. Тогда вы покажете регистратору свои документы, он найдет вас в соответствующем списке и сообщит, в какой аудитории для вас зарезервировано место.
Вот если придете позже – тогда да, тогда вы пролетели. Правда, существуют еще какие-то резервные дни, но не исключено, что придется оправдываться какими-нибудь уважительными причинами – стало быть, лучше все-таки сразу и со всеми.

Размещение в аудитории

Не рассчитывайте на то, что лучший друг, у которого за время совместного обучения вы успешно списали несколько десятков, а то и сотен контрольных, окажется рядом с вами. Места в аудиториях определены, к сожалению, без учета многолетней успешной практики. Конечно, бывают счастливые исключения, но вероятнее, что впереди и сзади окажутся такие же бедолаги, а соседа за одним столом не окажется вовсе.
Когда аудитория заполнится всеми, кто прикреплен к ней по списку (за исключением не явившихся вовремя – им в это время будет дозваниваться сопровождающий), вам выдадут тот вариант теста, который закреплен за вами по ведомости, попросят отключить сотовые телефоны и выложить их на край стола. Затем прочтут инструкцию, после чего запишут на доске фактическое время начала экзамена и время его окончания.
И только после этого вы можете взять в руки тесты (они же КИМы – контрольно-измерительные материалы) и приступить к работе (помните про проверенную черную гелевую ручку?).
Выяснить, как заполняются КИМы, лучше все-таки на соответствующих занятиях в классе. Так будет спокойнее. Но если вы уж настолько злостный прогульщик, что даже этого не знаете, – спокойствие и только спокойствие. Читайте все внимательно и постарайтесь разобраться.

Общение с организатором

Вы можете обратиться к организатору, если вам срочно приспичит. Но спрашивать, чему равен корень из четырех, – бессмысленно. Мало того, что отвечать на такие вопросы не положено по инструкции, так еще и организатор – скорее всего учитель физкультуры или начальных классов. Это делается специально!
Но зато если экзамен не пройдет в штатном режиме и отметка, которую вы получите, почему-то вас не устроит, вы можете жаловаться (апеллировать) на все, что припомните: что подсказали соседу, как заштриховать квадратик, и этим были сбиты с толку; что у организатора слишком резкие духи и поэтому у вас разболелась голова, и т.д. Начнется расследование…

Не сдавайте пустую работу

Как учитель русского языка я заменяла заболевшего организатора на экзамене по математике. Каково же было мое удивление, когда первая работа была сдана через час с небольшим вместо отпущенных четырех. «Вот математический гений!» – решила я и невольно скосила глаза на сданную работу. Удивление мое возросло в несколько раз! Заштрихованных квадратиков оказалось совсем немного – два или три. А вот это уже, по-моему, просто глупо. В конце концов, эту часть теста будет проверять компьютер.
Если не знаете точно, попробуйте включить интуицию. Вероятность, что, заштриховав наобум, вы попадете в ответ, – 20%. А сколько студентов ухитрялось выезжать и при меньших шансах!
Не знаете ответа? Точно не знаете? Тогда отмечайте то, к чему тянется рука, но не сдавайте пустую работу. Тут уж точно вам ничего не светит.

Ставят ли двойки

Заодно хочу развеять миф (если он еще где-то бытует) о том, что двоек не ставят. В прошлом году у нас одна девочка двойку получила. Между прочим, крепкая троечница. Возможно, причина в том, что была, если помните, страшная жара… Я знаю классы, в которых в прошлом году было более десятка неудовлетворительных отметок.
Другое дело, что в аттестате отметка выставлялась в пользу ребенка, то есть по годовой (если она не выше, чем на один балл) или по среднеарифметической. А вот как тогда с этой двойкой в сертификате в вуз?.. Но это вопрос не ко мне.
Так что не торопитесь – есть у вас четыре часа, сидите и думайте. Вдруг чего надумаете.

Пишите разборчиво

Очень важно писать максимально разборчиво. Я своим ученикам всегда говорю: «Вы для кого сочинение пишете?» – и получаю стандартный ответ: «Для себя». Как же, воображаю, пришел Вася Иванов домой с прогулки и думает: на какую бы тему сочинение написать? Дай-ка, думает, напишу для души на тему «Поэтическое мастерство Некрасова в поэме “Кому на Руси жить хорошо”» (смех, переходящий в неприличное ржание).
Естественно, часть С тоже пишется для того, кто ее будет проверять и оценивать (это я уже про ЕГЭ по русскому языку). Поэтому не поленитесь, напишите разборчиво, а если почерк не очень – печатными буквами. Этим вы вызовете к себе приязнь со стороны усталой тетеньки, у которой за сегодня это сочинение двадцатое, а надо проверить еще минимум десять. Если почерк неразборчивый – ошибки все равно найдут, многолетняя практика разбора самых разнообразных почерков сделает свое дело. Но симпатии к вам это точно не вызовет, а от этого в некоторой степени все же зависит: раскрыл, не раскрыл, определил, допустил или не допустил…
Имеющий уши да слышит.

Время истекло

Когда в аудитории остаются трое, их просят задержаться и подождать последнего. В их присутствии конверт со сданными работами заклеивается – а то вдруг какие-нибудь враги вытащат успешно выполненный вариант и вместо него засунут туда ошибочный? Нет, у нас все по-честному – что сдал, то и проверят.
Части А и Б просканирует компьютер, а часть С изучат эксперты. В прошлом году таким экспертом была и я. Могу засвидетельствовать – работы нам поступали только в зашифрованном виде, причем свезли их в одно место со всего города. По тем листикам, которые мы держали в руках, невозможно было установить не только фамилию или школу, но даже учебный округ.
И еще раз – вы можете покинуть аудиторию в любой момент, но стоит ли торопиться? Отложите работу. Посмотрите в окно. Прогуляйтесь до туалета, наконец. А потом спокойно свежим взглядом еще раз просмотрите свою работу. Честное слово, будет лучше, если вы обнаружите ошибку в этот момент, а не через пять минут на школьном крыльце, покидая это ужасное место.

Критерии проверки

Для проверки части С существуют четкие критерии. Ознакомиться с ними можно – издана масса соответствующей литературы, опять же есть Интернет. Но люди есть люди. Один сочтет, что язык достаточно богат, – и вот тебе плюс один балл, а другой решит, что недостаточно…
Совершенно не важно, сделаете вы две ошибки в части С или двадцать две, – за орфографию все равно получите 0 баллов. То же и с пунктуацией. Очевидно, разработчики КИМов решили, что эти разделы достаточно объективно оцениваются в части А.
Здесь важнее показать, что вы поняли текст и можете высказаться по проблеме, поставленной в нем автором. Оценить его позицию по этому вопросу, а также аргументировать свое с ней согласие или несогласие.
Помните, если в работе менее 75 слов, ее просто не станут проверять, а если больше 75, но меньше 150, то от большей части баллов останется только половина. Слова проще всего считать так: количество строчек перемножить с количеством слов в строчке средней длины. И не думайте: «Кто их там будет считать?». Будут.

Тренировка и еще раз тренировка

Итак, какую бы предварительную отметку вы сейчас ни получили, самое ценное, что приобрели, – это некоторый опыт. До экзаменов, как бы стремительно ни надвигался на нас конец мая, какое-то время еще осталось.
Не опускайте руки, но и не пускайте все на самотек. Не было еще случая, когда человек совсем не готовился, а утром в день экзамена проснулся, и – о великие волшебники! – голова наполнена знаниями, как спелый арбуз сочной мякотью.
По моим наблюдениям, строительством мозгов можно заниматься так же успешно, как строительством тела. Есть книги, тренажерные CD-диски, интерактивные сайты, учителя и репетиторы. Перед ЕГЭ нужно тренироваться, как спортсмену перед решающим стартом.
Стартом во взрослую жизнь.

TopList