Архив
Оценка успеваемости
Необходимость бороться за учебные показатели в школе практически не оспаривается. Чем ближе конец четверти, тем сильнее классный руководитель озабочен успеваемостью в своем классе. Тормошит нерадивых учеников, а в худшем случае – их родителей. Напоминает об угрозе «неуда» и мрачных перспективах (вылета из «отличников» или «хорошистов», второгодничества, армии – у кого что). Отдельная история – общение с учителями-предметниками. Выяснение, у кого из них и какие назрели претензии.
Но так ли уж надо любой ценой «выжимать» более высокую оценку ученику? А может, этим классный руководитель приучает детей к тому, что все решают формальные показатели? А заодно и демонстрирует свой собственный страх, зависимость от начальственного одобрения...
Ведь сколько учеников – столько и учебных ситуаций. Да к тому же у каждого серьезного учителя-предметника – своя логика оценивания результатов, свой резон.
Присмотримся – как и почему учителя выставляют те или иные отметки.
Вадим Слуцкий ,
педагог и писатель, преподаватель школы творческого развития «Ключ», г. Петрозаводск
педагог и писатель, преподаватель школы творческого развития «Ключ», г. Петрозаводск
Как перещеголять… самого себя!
Есть способ, чтобы ученики не подсказывали и не списывали
Вадим Слуцкий |
Все мои ученики периодически бывают консультантами. Консультант – это человек, знающий или умеющий что-то делать очень хорошо, лучше других. Консультант помогает другим (не понявшим материал, болевшим), иногда спрашивает и ставит оценки.
По нашим правилам
Дети обожают быть консультантами. Хоть эта должность не связана ни с какими привилегиями, а нередко даже мешает собственной учебной работе. Тем не менее вернейший способ обидеть любого из моих – это лишить его роли консультанта. Роль эта поднимает ребенка в собственных глазах, внушает уважение к себе: я не только учусь, я и сам учу других!
Все мои ученики ведут «листы учета знаний», где записаны все изучаемые темы и результаты по каждой из них: не только оценки, но и качественная характеристика каждой работы, каждого учебного достижения или неудачи.
По нашим правилам, никакая учебная неудача не фатальна. Любую работу можно переделывать до трех раз. Отметки, не устраивающие самого ребенка, это не окончательные отметки: они не ставятся ни в дневник, ни в журнал.
И у них возникает азарт: смогу ли, сумею ли? Перед глазами у каждого реальная картина своих успехов и неудач. И каждый старается перещеголять себя, а не другого. И уже не нужно списывать, не нужны подсказки. Потому что оценка перестает быть идолом ученика: идет повседневная работа над собой, в которой предусмотрены ошибки, огрехи, пробелы – как во всякой работе. Ну, ошибся: попроси помощи консультанта, поработай сам или с другом – и получишь то, что хочешь. Опять неудача? Разберись, в чем дело, есть еще одна попытка.
Радость победы над собой
Никогда не забуду, как Лиза однажды писала самостоятельную работу. Она не слишком-то верит в себя и обычно рада, если получает четверку. Но я безапелляционно заявил, что уверен: она обязательно напишет на пятерку. И она написала!
На следующий день она первая вбежала в класс, схватила свой листок и даже подпрыгнула от радости. Кончится четверть, Лиза выбросит этот листок, забудет содержание этой работы, а может, и сам учебный материал, по которому она написана. Но радость победы над собой, счастье ощутить себя сильной, умелой не забудется и не пройдет даром.
И такая радость не сравнима с удовольствием от обманом полученной оценки. Тот, кто постоянно испытывает эту высокую человеческую радость, никогда не променяет ее на удовольствие низшего порядка, как не променяем мы драгоценный камень на простой булыжник.
Коллективный анализ
Кто же делает для детей качественный анализ их работ? Они сами.
Понятно, обычный ученик обычной российской школы на это не способен. Наши школяры имеют такое же представление о том, за что им выставлена та или иная отметка, как о природе Тунгусского метеорита: и то и другое с неба свалилось, а почему именно это и именно им на головы, – неизвестно.
А мы оцениваем и устные ответы, и письменные работы вместе. Поначалу это занимает много времени: они ведь еще только учатся. Ответит кто-то, я прошу класс: «Пожалуйста, оцените ответ». По схеме: достоинства, недостатки. То, что говорится, – пока не оценка, а качественная характеристика ответа. Высказывается каждый, кому есть что сказать. Кое-что добавляю и я.
И так постоянно, изо дня в день, из месяца в месяц. Письменные творческие работы читаются в классе (если автор не возражает) и анализируются таким же образом. Конечно, все работы прочесть невозможно: я выбираю или очень хорошие, или с характерными недочетами.
К концу второй четверти они так набили руку, что мне почти нечего было прибавить к их характеристикам. После коллективного анализа мы ставили отметки – тоже вместе. И в конце концов каждый из них научился сам анализировать свои работы и сам себя – вполне объективно – оценивать.
Балл за прогресс
Кстати, есть один нюанс. Мы ставим плюс один балл «за прогресс». Что это значит?
Скажем, Жора раньше жил на Украине и учился на «украинской мове», а у Тамары родной язык армянский. И тот, и другая лепили ошибку на ошибке. И что же – заваливать их двойками? По «Нормам оценок» получается так: шесть ошибок – двойка. Но если обычно у ребенка на странице самостоятельно созданного им текста бывает 10–12 ошибок, а сегодня только 8, то он получает плюс один балл за прогресс.
Но в голове он держит: это оценка за прогресс. Есть еще оценка абсолютная. Но если отметки по относительной и абсолютной шкалам разные, ставится – по правилу! – та, которая выше.
Не для себя
Приступая к изучению новой темы, мы вместе решаем, что именно, когда и как будем делать. Сначала я характеризую тему, обязательно объясняю, зачем ее нужно изучать, каким должен быть результат: чему они должны научиться в итоге. По нашим правилам, если я не могу убедить детей, что это им действительно нужно, они могут отклонить ту или иную учебную работу и даже целую тему, и я не имею права их заставлять. Могу только попытаться убедить еще раз. Были случаи – действительно отклоняли.
Обычно дети в школе все делают только для себя. Мои же многое делают для других, а это требует и труда, и времени. Например, на уроках развития речи мы часто работаем по комиксам, а их до урока нужно нарисовать на доске. Это делают художники во главе с Асей. Прибегают они в класс раньше всех, недоевши, недобегавши, недоигравши, трудятся в поте лица – не для себя, для всех. Плохо нарисуешь – ответы будут хуже. И они стараются, беспокоятся, переживают за отвечающих, как за самих себя. Ведь в подготовке урока есть и их труд, и им так хочется, чтобы все хорошо получилось!