Архив
Профориентация школьников
Мы продолжаем публиковать конспекты «Уроков самоопределения» для учеников 5–9 классов известного психолога, преподавателя, журналиста, автора десяти книг о профессиональном самоопределении Галины Резапкиной.
Читатели уже наверняка заметили, насколько разнообразны предлагаемые автором формы работы: психодиагностические методики, ролевые игры, встречи, экскурсии, творческие проекты. Очередные занятия (десятые) под общим названием «Круг чтения» – это возможность трансляции жизненных ценностей с помощью художественной литературы.
Тем же, кто только недавно открыл для себя «Уроки самоопределения», напоминаем, что, несмотря на логическую связь между занятиями, все они достаточно автономны. Вы можете выбрать те, которые считаете наиболее интересными.
Не воспринимайте конспекты занятий как нечто неприкосновенное – изменяйте, дополняйте, перерабатывайте. И пишите! Со второго полугодия мы стали получать ваши отзывы об «Уроках самоопределения». Спасибо за теплые слова и поддержку! Они дают силы для дальнейшей работы.
И помните: нам очень интересно все, что происходит с вами и вашими подопечными.
Галина Резапкина ,
психолог
психолог
Не кем быть, а каким
Вместо введения
Известно, что установки и ценности усваиваются прочнее, если обращены не только и не столько к разуму, сколько к сердцу. К сожалению, культура семейного чтения в наши дни почти утрачена, да и в школе замечательные произведения русских писателей часто остаются за бортом новых программ по литературе.
Газетный формат позволяет привести в качестве примера только два произведения, объединенных темой труда как высшей ценности, – сказку Е.А. Пермяка «Самоходные лапти» (для 5–6 классов) и рассказ В.Н. Лялина «Изограф» (для 7–9 классов). Прекрасный материал вы найдете в книге рассказов И.А. Шмелева «Светлая страница».
Герои Шмелева, Пермяка, Лялина, пользуясь современной лексикой, – «успешные профессионалы», хотя их успешность не всегда очевидна для обыденного сознания. Конечно, ценность этих произведений не ограничивается «профориентационной» темой – как не замыкаются на теме выбора профессии сами «Уроки самоопределения». Вопрос «Кем быть?», дамокловым мечом висящий над сегодняшними школьниками, пора заменить вопросом «Каким быть?». Поиски ответа на него закладывают фундамент личности, без которого невозможно воспитание ни профессионала, ни гражданина.
Воспитательные возможности занятий по теме «Круг чтения» выходят за рамки обычного урока внеклассного чтения, потому что затрагивают вопросы профессионального и личностного самоопределения школьников. Учитель, тонко чувствующий слово, донесет до своих учеников мысли замечательных писателей о смысле жизни, и, возможно, сам задумается над вопросом: «Для чего я работаю?»