Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №6/2008

Архив

Первое апреля

Маскарад на Новый год, цветы на 8 Марта, подарки на день рождения... А шутки – неужели только в День смеха? Бедные дети, коли учитель позволяет и им, и себе отпускать шуточки в соответствии с календарем...
Конечно, нам, взрослым, иногда бывает не до смеха. Но не целый же учебный год! И даже если кто-то из нас не склонен шутить, то это вовсе не повод мешать детям шутить и смеяться. Ведь для них это так естественно. И очень жаль, если они делают это подпольно или только раз в году – 1 апреля.
Сегодняшний букет сюжетов дает простор не только детской, но и учительской фантазии. И мы, конечно, надеемся на ваши письма с очередными рассказами о том, что же получилось у вас. И не обязательно 1 апреля. Ведь впереди целая четверть, и в любой день можно всем вместе повеселиться и поразыгрывать друг друга.
Ну а если вы, пробегая по диагонали наш выпуск, хотя бы просто улыбнетесь, – и то хорошо. А там, глядишь, и на стенку в классе скотчем прилепите: пусть ученики на переменке читают и тоже улыбаются.

Олеся Реброва

У учителей свои методы

Несколько способов разыграть доверчивых учеников


Подложить Марьиванне кнопку на стул, намазать мылом доску – эти милые сердцу любого школьника шутки-пакости давно уже стали чуть ли не частью школьной программы. Как и следующая за этим явка к директору и разговоры с родителями.
Между тем у учителей свои методы. При этом куда более изощренные, да и возможностей для розыгрышей и шуток у педагогов куда больше.

Метод 1
СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

Зачет по физике в 11 классе северодвинской школы. В целях подготовки учеников к грядущим экзаменам проводится он по всем правилам – с вытягиванием билетов и подготовкой за отдельным столом. Ученики один за другим вытаскивают билеты: первый закон термодинамики, второй закон, основы оптики... И вдруг ученик Вася вытаскивает билет с единственным словом – «счастливчик».
– Это что? – спрашивает он удивленно.
– А это, Вася, счастливый билет. То есть ты можешь рассказывать, о чем хочешь, – улыбается учительница.
– Любую-любую тему можно брать? – уточняет Вася с замирающим сердцем, не веря своему счастью.
– Я же говорю, рассказывай все, что хочешь, – повторяет учительница.
Вася морщит лоб, вспоминает, что знает лучше всего, пыхтит над листочком, воспроизводит все формулы и графики и получает пятерку. «Вот так повезло!» – думает он и садится на место.
Потом еще несколько учеников вытягивают теперь уже вожделенного «счастливчика» и разливаются соловьями о законе Бойля – Мариотта и броуновском движении – кому что нравится.
После окончания зачета, огласив оценки (все счастливчики, естественно, получают пятерки), учительница говорит:
– Все молодцы, отвечали отлично, но скажите мне: почему, вытягивая «счастливчика», вы выбирали темы из курса физики? Разве я не сказала, что можно рассказывать, о чем хотите?
Класс, уже успевший обзавидоваться везунчикам, замирает в недоумении. Вася, вытянувший загадочный билет первым, неуверенно спрашивает:
  – То есть я мог и стихи рассказывать?..
– И стихи, Вася, и анекдот – что угодно. Ты бы все равно получил пятерку – иначе какой же это счастливый билет?!
Тут Вася и другие счастливчики понимают, как они лоханулись, а остальные одноклассники тихо ухмыляются. Наверняка в следующий раз ученики будут куда внимательнее относиться к тому, что им говорят.

Метод 2
ЗЛОВЕЩИЕ ЦИФРЫ

Вообще учительские шутки сильно зависят от преподаваемых шутниками предметов. Один физкультурник, например, объявлял в начале учебного года список нормативов, которые следовало сдать, – там фигурировали несколько тысяч отжиманий и подтягиваний, пятидесятикилометровые пробежки и прыжки в длину на сто метров...
Шокировав несчастных школьников жуткими цифрами и вселив в них уверенность, что уж в этом-то году они точно погибнут в спортзале, потом он просто-напросто фиксировал в специальной тетрадке отжимания и пробежки, выполненные ими на каждом уроке, суммировал их и таким образом в конце года все без особого напряжения достигали высчитанных заранее результатов.

Метод 3
МИСТИФИКАЦИЯ

Часто шутки, подкрепленные учительским авторитетом, бывают не то чтобы жестокими, но достаточно суровыми. Впрочем, ученики чаще всего сами виноваты в том, что учителя, будучи не в состоянии воздействовать на них способами, одобренными мировой педагогикой, придумывают свои – куда более радикальные.
Так, Ирина Сергеевна, учительница русского языка и литературы из Луганска, очень расстраивалась, что десятиклассники мало читают. Перед весенними каникулами она спросила класс:
– Хотите до конца года не писать больше сочинений?
Класс выразил сдержанный – из вежливости – энтузиазм.
– Тогда за каникулах найдите и прочитайте книжку Ивана Разумихина «Детство Зарецкого». В ней рассказывается о мальчике, чьи родители сильно поссорились и развелись, и мальчику приходилось по нескольку месяцев жить у них поочередно. Там идет речь о его отношениях с одноклассниками в двух школах; обычные, в общем, ситуации, вы с такими сталкиваетесь все время: стычки с хулиганами, первая любовь и еще что-то в том же духе; об отношениях с родителями: мальчик пытается их помирить, но в какой-то момент отступает, смиряется с их разводом и даже знакомится с папиной новой женой... Замечательная повесть, как раз для подростков. Прочитайте и напишите по ней небольшое эссе – что вы думаете о герое, что сделали бы на его месте и так далее.
Десятиклассники согласились написать эссе по интересной книжке и с тем разошлись на каникулы.
На первом же после каникул уроке литературы Ирина Сергеевна собрала сочинения. В них высказывались более или менее мудрые мысли о разводе родителей, стычках с хулиганами, первой любви и так далее – но все было как-то весьма размыто и без подробностей. Что, впрочем, неудивительно – ведь ученики писали свои сочинения, опираясь исключительно на пересказ Ирины Сергеевны, поскольку даже тем из них, кто обошел все городские библиотеки, книжку найти не удалось. Может быть, потому, что на самом деле ее не существовало.
Когда мистификация раскрылась, десятиклассники, надо отдать им должное, не обиделись, но «Детство Зарецкого» стало в этой школе обиходным выражением для обозначения каких-нибудь невероятных выдумок, не имеющих ничего общего с действительностью.

Метод 4
ДВОЙНИК

Впрочем, «служебным положением» пользуются не только словесники – у всех предметников есть свои особые возможности.
Ивановские десятиклассники осторожно заходили в кабинет биологии: по слухам, учительница, по совместительству – их классная, была очень недовольна плохо написанной контрольной.
Когда они вошли, классная стояла за своим столом, повернувшись к ним спиной и глядя в окно. Видимо, она недавно пришла с улицы – не сняла еще ни плаща, ни косынки. Размышляла, наверное, как начать неприятный разговор.
Ученики тихонько расселись, достали учебники. Классная не обращала на них внимания. Они переговаривались шепотом, боясь разозлить Веронику Степановну еще сильнее.
Прозвенел звонок. Учительница его как будто не слышала. Продолжала молча смотреть в окно. Ученики переглядывались и тоже молчали. В классе нарастало напряжение. О чем она так долго думает и почему так угрожающе молчит? Может быть, дело не в контрольной, может, какое-нибудь ЧП случилось?
Так прошло минут десять. Нервы десятиклассников были уже на пределе, когда дверь в класс открылась и вошла... Вероника Степановна с журналом и стопкой тетрадей.
– Прошу прощения, задержалась, – сухо сказала она, на глазах у окаменевших учеников подошла к столу, сложила на него свою ношу... и, пробормотав: «Похоже, все высохло», – сняла косынку и плащ со скелета, стоящего у окна.

TopList