Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №6/2008

Архив

Родительское собрание

Почти все педагоги сходятся на одном – без эффективного взаимодействия учителей с родителями ни воспитательные, ни учебные проблемы решить не удается. Только как же их вовлечь в работу, этих родителей, которые и на собрания почти не ходят, и на школьные мероприятия не выбираются?
И в чем причина такой родительской пассивности? То ли все они теперь поголовно поглощены заработками, то ли стали так равнодушны к проблемам детей? А может, классные руководители не умеют родителей заинтересовать? Ведь и такое возможно: вырвался человек с трудом на собрание, а ушел разочарованный. Два часа продержали, но разговоры все были вокруг да около – переливали из пустого в порожнее.
Впрочем, есть в школах и успешный опыт, удачные примеры сотрудничества. И учителя всегда готовы друг с другом поделиться опытом и практическими знаниями, рассказать, на что опереться в работе с родителями и как лучше проводить собрания, чтобы на них всем было интересно и поучительно: и родителям, и педагогам.

Александра Ершова ,
кандидат педагогических наук

Объединиться в общем деле

Проверенный способ наладить взаимоотношения не только с учениками, но и с родителями

Игро-, теле- и киномания, чтение фэнтези, интернет-зависимость – список подростковых «маний» можно продолжать. В негативной зависимости всегда можно заметить отсутствие интереса к реальной окружающей жизни. И все-таки эта потеря интереса – вторична. Первоисточник – столкновение подростка с равнодушием, прежде всего, к себе самому, а затем и к окружающему миру со стороны взрослых.
Если интересы взрослых ограничиваются телеэкраном, если быт семьи упрощен потреблением современных консервов, если работающие родители не находят времени на общение с ребенком, то ему остается, при некоторой личностной предрасположенности, только отвлекать себя от такой жизни доступными ему способами.

Ответное равнодушие

Всем родителям свойственно желание радовать ребенка, пока он маленький. Хорошо бы еще пробудить в нем ответное стремление радовать маму и папу и взаимно стараться не огорчать друг друга. Если бы бережное отношение взрослых и детей друг к другу удалось сохранить надолго, думаю, семьи стали бы счастливее.
Я также уверена, что бережное отношение ломают взрослые. Своим равнодушием к трудностям ребенка. А затем уже дети – ответным равнодушием к трудностям взрослых.
Каждого ребенка приходится приучать к чистоплотности, вежливости, доброте, трудолюбию. И если взрослый только требует, но не помогает, не сочувствует неудачам, промахам, ошибкам, то для ребенка этот взрослый постепенно становится чужим. Ребенок про себя решает: «Его желания – не мои желания. Я хочу одного, а он другого».
Получается парадокс. Взрослый вроде бы проявляет неравнодушие (правда, несколько злобно): «Не выполнил – расплачивайся!» Но этим он укрепляет в ребенке именно равнодушие, безразличие к своему поведению – и недоверие ко взрослому.
Намного лучше, когда подлинное огорчение поведением ребенка приводит взрослого – родителя или педагога – к поиску тонких средств воздействия.

Такая возможность есть

Вернемся к подростку, выпавшему из реальной жизни в какую-нибудь пагубную зависимость. Спасение можно искать только в приобщении его к здоровому увлеченному коллективу сверстников: театральному, туристическому, музыкально-вокальному, школьно-газетному и т.д. Если бы «зависимый» нашел друзей, с которыми ему стало бы приятно двигаться к общей цели, реальное общение вытеснило бы все дурные привязанности.
Я убеждена, что такая возможность преодоления вредных зависимостей подростков есть у каждого классного руководителя. Он многое может сделать для своих подопечных.

Прекрасная традиция

В одной из известных мне школ каждый класс к новогоднему празднику ставит свой спектакль. И в этой работе все участники не только хорошо знакомятся, но и получают возможность позитивно влиять друг на друга.
У такой школьной традиции есть несколько важных воспитательных свойств. Традиция побуждает любую учительницу и учителя становиться организатором и режиссером среди других таких же классных руководителей. И тогда получается, что классный руководитель сам поставлен в позицию поиска и неуверенности. Это сближает его с детьми.
А во-вторых, в процессе подготовки к новогоднему выступлению классный руководитель может влиять и на взаимодействие в классе, и на отдельных детей, помогая им развить их лучшие задатки, которыми порой пренебрегают в семье.

Работа над сценарием

Особую ценность имеет совместная работа над сценарием будущего выступления класса или общий выбор драматургического материала. Даже само по себе знание художественных текстов, не говоря уж о поисках способов их произнесения, невольно расширяют у учеников диапазон понимания культуры, повышают норму удовлетворения познавательной потребности. Да и заняты они вместе со своим классным руководителем процессом художественного творчества, направленного на размышление о сущности жизни.
Только бы взрослый не навязывал банальные вопросы и банальные ответы! Традиция требует от классного руководителя проявить всю глубину своего отношения к миру и искусству. А подростки и старшеклассники прекрасно корректируют взрослого – не хотят делать того, что считают неинтересным.

Азбука взаимных претензий

Но в сфере духовно-познавательных потребностей подростки не так требовательны и изощрены, как в сфере своих социальных потребностей, в настаивании на своих правах или в ощущениях своих обязанностей по отношению к окружающим людям – и к сверстникам, и к учителю. Вот на каком поле разыгрываются основные баталии. «Я это играть не буду, меня засмеют! Я не буду участвовать, потому что моему другу дали плохую роль! Я хочу играть только эту роль, других не буду! Я не останусь репетировать, так как они ничего не выучили!» – и так до бесконечности.
Тут для классного руководителя, если он разберется в подростковых претензиях и найдет в себе силы проявить педагогическую изобретательность, открывается великолепный материал для воспитательных воздействий. То всех напугать позором: вы, мол, единственные в школе, кто не выступит. То построить сценку таким образом, чтобы враждебно друг к другу относящиеся подростки оценили героизм каждого. То дать возможность покрасоваться перед всеми не первой красавице класса, а  самой скромной девочке.

Вовлечь родителей

А какое в процессе репетиций открывается широкое поле для клас­сного руководителя, чтоб ы «навести мосты» в детско-родительских отношениях! Одних родителей можно порадовать не столько отличной успеваемостью их чада, сколько его человеческими качествами. Другим равнодушным родителям открыть талант их ребенка.
И хорошо бы вовлечь родителей в общую работу. Кто-то из них на правах советчика и консультанта может поучаствовать в изготовлении костюмов, другие – декораций. Только, разумеется, речь идет лишь о совместных усилиях и обмене идеями, а не о том, чтобы родители что-либо делали вместо детей.
Кому-то из родителей можно предложить побыть зрителями на репетициях, чтобы проверить по их реакции точность и убедительность сценарных находок. Совместная подготовка спектакля позволит почувствовать себя «единой командой» не только учителю и детям, но и заинтересованным родителям.
Если хотя бы несколько человек из числа родителей содействуют рождению спектакля, то постепенно, под влиянием детских рассказов, в эту орбиту могут втянуться и другие. Во всяком случае, попробовать всегда стоит…

Воспитательные моменты

Важно обратить внимание и на отношение учеников к победам других классов или к победе своего – над остальными. Тут вообще появляется возможность формировать здравое отношение к соревновательности в целом (подробнее об этом см. стр. 15. – Прим. ред.).
Наконец, легко представить себе, какие трудности приходится преодолевать подростку, чтобы придти на репетицию в чистом белье и носках, так как там надо будет примерять костюмы. Это повод дать понять ученикам относительность богатства и бедности, так как чистоплотная скромность страхует от жизненных невзгод крепче, чем родительские деньги. В процессе подготовки школьного спектакля каждый может оценить чью-то чистоту и скромность. Равно как и наглость, которая всегда омрачает коллективную работу.
Вот так приходится искать новые пути классному руководителю, чтобы не упустить случай эффективно воспитывать свой классный коллектив.
Мне представляется, что родительская любовь, такая яркая к младенцу, нередко тускнеет, когда ребенок вступает в подростковый возраст. Но этот эффект может быть чуть-чуть скомпенсирован вниманием и подлинным интересом классного руководителя к каждому из своих учеников.

TopList