Архив
Профориентация школьников
Мы продолжаем публиковать конспекты «Уроков самоопределения» для учеников 5–9 классов известного психолога, преподавателя, журналиста, автора десяти книг о профессиональном самоопределении Г. Резапкиной.
В этом номере автор предлагает вниманию классных руководителей материалы для девятых занятий, которые развивают тему способностей и их роли в профессиональной деятельности. В занятия включена не только важная для самоопределения школьников информация, но и занимательные примеры, игры, упражнения, тесты, головоломки.
Классный руководитель может не только проверить себя наравне с учениками, но и выбрать из этого разнообразия занятие по вкусу. Ну а если учителю будет интересно, то не только он сам, но и его ученики наверняка окажутся в выигрыше.
Галина Резапкина ,
психолог
психолог
Уроки самоопределения
Профориентационные занятия в 5–9 классах
ЗАДАТКИ
И СПОСОБНОСТИ
Девятый урок в 5 классе
Цели урока: знакомство с понятиями «задатки» и «способности»; начальное представление о роли способностей в профессиональной деятельности; определение и развитие в игровой форме некоторых общих способностей.
Каждый человек от рождения имеет особенности строения тела, органов чувств и мозга, которые называют задатками, то есть дарами, которые мы получаем при рождении. Хорошая память, внимание, ум одним даны от Бога, другие развивают их упражнениями. Задатки – это наши возможности, которые в благоприятных условиях могут вырасти в способности, а могут погибнуть, как семена, упавшие на каменистую почву.
На основании задатков возникают способности – индивидуально-психологические особенности человека. Способности бывают общими и специальными. Общие способности зависят от сформированности познавательных процессов – мышления, памяти, внимания.
Внимание
Внимание – это направленность нашего сознания на какой-то объект. Внимание обладает рядом свойств: устойчивостью, объемом, распределением, концентрацией.
Предложите ученикам назвать профессии, которые предъявляют особые требования к вниманию (водитель должен уметь распределять внимание, чтобы контролировать ситуацию на дороге и работу самого автомобиля; учитель должен замечать все, что происходит в классе; бухгалтер или ученый должны концентрироваться на своей работе так, чтобы не замечать возможные помехи). Многих техногенных катастроф удалось бы избежать, если бы люди с нарушениями внимания были вовремя отстранены от работы.
Говорят, Юлий Цезарь мог одновременно выполнять несколько дел. Попробуйте выполнить одновременно хотя бы два элементарных действия.
Упражнение «Двойной счет»
Ученик записывает на доске числа от 1 до 20, одновременно ведя вслух обратный отсчет (пишет «1», а вслух говорит «20»; пишет «2», а говорит «19» и т.д.). Это упражнение могут выполнить 3–4 желающих.
• Когда вы делали больше ошибок: в начале или в конце задания?
Обычно в конце работы ошибок и затруднений бывает меньше, чем в начале: внимание, как любая функция, развивается, если имзаниматься, и угасает, если им пользоваться. Это упражнение тренирует способность распределять внимание.
Упражнение «Муха»
На доске чертится девятиклеточное игровое поле 3х3. Воображаемая муха находится в центре поля. Ученики по очереди (очередность задают сами ученики) дают «мухе» одну из четырех команд (вверх, вниз, вправо, влево). Все ученики внимательно следят за перемещениями воображаемой мухи: достаточно на секунду отвлечься, чтобы потерять «муху» и выйти из игры. Выигрывает тот, кто останется.
Без внимания нельзя ничего достичь: недостаток внимания – это недостаток мысли, иначе говоря, глупость или безумие. Рассеянность делает человека до такой степени похожим на дурака или сумасшедшего, что я не вижу особой разницы между всеми тремя. У дурака никогда не было способности мыслить, сумасшедший потерял ее навсегда, а человек рассеянный – на время.
У сэра Ньютона и, может быть, еще человек у 5–6 с самого сотворения мира было право на рассеянность, проистекающую от крайней напряженности мысли, которой требовали их занятия. Но если молодой человек будет проявлять в обществе подобного рода рассеянность и считать себя вправе это делать, то это мнимое право на рассеянность обернется для него скорее всего тем, что он будет просто исключен из общества. (Из письма известного английского политика и дипломата XIX века лорда Честерфильда своему сыну).
• Согласны ли вы с мнением лорда Честерфильда? Обоснуйте свой ответ.
Упражнение «Я умею...»
Способный человек, как правило, обладает многими талантами. Пушкин и Лермонтов были не только великими поэтами, но и замечательными художниками. Писательский талант Грибоедова соперничал с музыкальным и дипломатическим. Кажется, что обилие дарований может затруднить выбор профессии. Но это тот случай, когда любое решение – выигрышное.
Упражнение «Я умею…». Хотя это упражнение обычно используется в тренинге для разогрева и повышения самооценки, оно может быть проведено в формате урока. Предложите ребятам по цепочке закончить эту фразу. Высказывания ребят не комментируются и не оцениваются. Если кто-то замешкался и в течение трех секунд не может ничего придумать, эстафетная палочка переходит к следующему.
Как распорядиться способностями
У Марка Твена есть рассказ о простом парикмахере, который после смерти оказался в обществе великих полководцев. Он решил, что это какая-то ошибка: ведь он никогда не воевал. Однако выяснилось, что в том мире места распределялись по предназначению человека, а не по фактическим достижениям. И спрашивали не за то, чего ты достиг, а за то, как ты распорядился данным от Бога талантом.
• Как вы думаете, это справедливо?
• Существуют способности, необходимые для любой деятельности. Назовите эти способности (зрение, слух, осязание, речь).
К счастью, мы обладаем этими способностями. Но бывает так, что человек, лишенный даже минимальных способностей, совершает то, что не могут сделать обычные люди. Знаете ли вы таких людей? (Несмотря на глухоту, Бетховен создавал бессмертную музыку, слепые Гомер и Мильтон писали стихи…)
Только один человек сохранял спокойствие в аудитории Академии педагогических наук. Спокойным, ровным голосом говорит Ольга Скороходова о своей работе, которая представлена на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Быстро отвечает на вопросы психологов, педагогов, врачей... Даже не верится, что это человек, лишенный зрения и слуха. Только внимательно присмотревшись, можно заметить, что Ольга Ивановна правой рукой быстро водит по наколотой (по системе Брайля) бумаге и время от времени дотрагивается до горла, проверяя, говорит ли она. Тема диссертации – «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Перед ученым советом лежали чешское, китайское, румынское, немецкое издания. Книга Скороходовой не развивала, не продолжала – она создавала науку. А ее автором был человек, который завоевал свое место в жизни, победив мрак и безмолвие. (К.Е. Левитин, «Я прошла сквозь мрак и бури».)
• Всегда ли мы ценим дары, которыми так щедро наделены? Задумываетесь ли вы о том, как лучше распорядиться своими способностями?
Для практических видов деятельности особое значение имеют способности к зрительному, слуховому и осязательному восприятию информации, двигательные навыки. Сотрудник правоохранительных органов, официант, массажист, тренер должны быть сильными, выносливыми и ловкими. Высокий уровень физического развития необходим тем, кто выбрал профессии, связанные с военной службой, охраной, спортом, пожарными, водолазными, аварийно-спасательными работами. Проверить способность ориентироваться в пространстве поможет следующее упражнение.
Упражнение «Кто ближе?»
По одному ученику от каждого ряда выходят к доске. На расстоянии 3–4 метров от них находится предмет – мяч, портфель, стул. Помощники от каждого ряда завязывают глаза своим представителям. После этого каждый из трех учеников должен как можно ближе подойти к своему предмету, не задев его. Выигрывает из этой тройки игроков тот, кто подойдет ближе всех.
Упражнение можно продолжить по эстафете, тогда получится соревнование между рядами. В роли экспертов, замеряющих расстояние до предмета, выступают представители конкурирующих рядов.
• Какие способности вы развиваете на уроках физкультуры, математики, русского языка, музыки, изобразительного искусства? Подумайте, какие еще вы имеете возможности для развития различных способностей.
КОНСТРУКТОРСКИЕ
СПОСОБНОСТИ
Девятый урок в 6 классе
Цели урока: повторение темы «Классификация профессий»; формирование представления о требованиях профессий группы «Человек – техника»; оценка потенциальных способностей к технике и конструированию.
• Вспомните, на какие группы делятся профессии по классификации Е.А. Климова? (См. №3, стр. 43. – Прим. ред.)
• Назовите профессии, относящиеся к технике.
• Какими особенностями должны обладать люди, выбирающие эти профессии?
Определите, относятся ли к вам следующие характеристики.
1. Интересуется самыми разными механизмами и машинами.
2. Старается самостоятельно понять причины неисправностей механизмов или приборов.
3. Пробует чинить неисправные приборы и механизмы, использует старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения.
4. Любит и умеет рисовать, может читать чертежи и схемы.
5. Интересуется специальной технической литературой.
Если вы ответили «да» на 4–5 вопросов, значит, у вас есть интерес к техническому творчеству.
Но одного интереса недостаточно – необходимо наличие способностей, которые нужны во многих практических профессиях, где предмет труда – техника.
Тест «Определение технических способностей»
Данный тест – фрагмент «Теста механической понятливости» Беннета.
В тесте предлагается ряд задач, в которых поставлены технические проблемы. Нужно внимательно рассмотреть рисунок, прочитать вопрос к нему и отметить один из трех вариантов решений. (Табл.1)
Если тот или иной ученик легко справился с этими задачами, значит, у него есть способности к практической работе с техникой.
Однако для того, чтобы стать хорошим инженером, конструктором, исследователем, важно иметь конструкторские способности, творческое воображение, интуицию.
Таблица 1
«Ничего не трогайте, Ватсон!»
Александр Белл был специалистом в области акустики и ораторского искусства в школе для глухонемых. В электротехнике он ничего не понимал. Создать телефон ему помогли знание акустики и случай.
Летом 1875 года Белл со своим другом Ватсоном налаживали музыкальный аппарат. У Ватсона, работающего на передающем аппарате, что-то не ладилось. Биографы Белла пишут, что Ватсон громко сказал, что он думает об этом аппарате. Только в неисправном аппарате тонкий слух Белла мог уловить прерывистые сигналы, преобразуемые в речь: в исправном аппарате эти сигналы заглушались. Еще не понимая, что произошло, обычно интеллигентный и выдержанный Белл заорал: «Ничего не трогайте, Ватсон!» Прибежал в соседнюю комнату и полез в аппарат. Потом схватил лист бумаги и быстро набросал эскиз…
Через год посетители Филадельфийской Всемирной выставки услышали из трубки первого в мире телефона монолог Гамлета «Быть или не быть» в исполнении потомственного оратора и удачливого изобретателя Александра Белла. (По кн. В.И. Речицкого «Профессия – изобретатель»)
Гимнастика для ума
Проверьте свои способности, решив следующие задачи.
Примечание. Эти задачи ученикам лучше решать в парах или микрогруппах (например, вчетвером). Здесь важен не столько результат, сколько процесс совместного поиска решения.
1. Вам надо повалить каменную стенку длиной в 20 м, высотой в 3 м и весом в 3 тонны. Как выполнить эту задачу, не имея под рукой никаких инструментов?
2. На столе восемь спичек. Сложите из них фигуру, состоящую из квадрата и двух треугольников, как показано на рисунке. Переместите четыре спички, чтобы получить:
а) 1 квадрат и 4 треугольника;
б) 2 квадрата и 4 треугольника.
3. Говорят, что трехногий стол никогда не качается. Верно ли это?
4. Города А и Б находятся на расстоянии 300 км друг от друга. Из этих городов одновременно навстречу друг другу выезжают два велосипедиста со скоростью 50 км/ч. Вместе с первым велосипедистом из города А со скоростью 100 км/ч вылетает муха. Она обгоняет велосипедиста, встречает велосипедиста, выехавшего из города Б, и поворачивает обратно. Долетев до велосипедиста из города А, она разворачивается и летит навстречу велосипедисту из города Б. И так до тех пор, пока велосипедисты не встретились. Только тогда муха успокоилась и села одному из велосипедистов на плечо. Сколько километров пролетела муха?
5. Двое заспорили о содержимом бочки. Один говорил, что воды в бочке больше половины, а другой – что меньше. Как без всяких подручных средств решить, кто прав?
Ответы.
1. Легко посчитать, что толщина такой стены всего 2 см. Ее легко повалить рукой.
2. Решение этой задачи требует нестандартного подхода:
а) надо поднять четыре крайние спички вверх и соединить в одной точке так, чтобы получить пирамиду;
б) надо переложить крайние спички внутрь квадрата.
3. Верно. Даже если все ножки разной длины, каждая из них будет касаться пола, потому что через три точки пространства проходит только одна плоскость. Поэтому штативы геодезических приборов, фотоаппаратов, видеокамер имеют три ножки.
4. Муха пролетела 300 км. Важно, как вы пришли к этому решению – путем сложных вычислений или вам достаточно было знать скорость полета мухи (100 км/ч) и время ее полета (3 часа).
5. Эта геометрическая задача имеет очень красивое и практичное решение. Нужно наклонить бочку так, чтобы уровень воды совпал с ее краем. Если воды больше половины, верхняя часть дна окажется под водой. Если меньше половины – часть дна будет выступать из воды, так как плоскость (поверхность воды), проведенная через противоположные точки верхней и нижней окружностей бочки, делит ее на две равные части.
Оцените, насколько у вас сформированы способности к технике и конструированию. Эти способности, как и другие, развиваются в действии – чем больше вы узнаете о технике, тем больше ее понимаете, тем легче справляетесь с подобными заданиями (их подобрать помогут кн.: Я.Перельман, А.Студенцова, Л.Успенский «Пять минут на размышления», М., 1950; Г.Резапкина «Я и моя профессия», М., 2004).
МЫСЛИТЕЛЬ
ИЛИ ХУДОЖНИК?
Девятый урок в 7 классе
Цели урока: развитие представлений о способностях; знакомство с нейрофизиологическими особенностями мыслителей и художников; понятие о видах творческих способностей.
Ученые провели эксперимент, поочередно отключая у испытуемых оба полушария, и установили, что человек, у которого активно левое полушарие, становится смешливым, возбужденным и болтливым. Рассудок сохраняется, а творческие способности, если они, конечно, были, куда-то исчезают. Если левое полушарие отключить, творческие способности останутся, но пропадет хорошее настроение. Различие между мыслителями и художниками начинается на физиологическом уровне.
По мнению великого русского ученого-физиолога И. Павлова, жизнь отчетливо указывает на две категории людей – художников и мыслителей. У большинства художников (писателей, музыкантов, живописцев, актеров, музыкантов и т.д.) доминирует правое полушарие. Художников захватывает действительность целиком, без всякого дробления, без всякого разъединения. Благодаря этому у них возникают яркие зрительные или слуховые образы, которые они передают нам в виде произведений искусства.
Мыслители же именно дробят действительность и тем как бы умерщвляют ее, делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают ее по частям и стараются таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается.
Предложите семиклассникам определить свой тип (лево- или право-полушарник) с помощью нескольких простых тестов.
Тест «Мыслитель или художник?»
Прочитайте данные утверждения и оцените, насколько они точно отражают ваше поведение по десятибалльной шкале – от 1 (совершенно не соответствует) до 10 (соответствует полностью). Обведите нужное число (см. табл.2).
Таблица 2
1. Я не вижу причин для печали |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
2. Прослушав мелодию, я могу точно воспроизвести ее |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
3. Я помню то, чему меня учили несколько лет назад |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
4. Когда я слышу чей-то рассказ, я будто вижу, как все происходит |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
5. Я считаю, что эмоции только мешают в разговоре |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
6. Мне трудно дается алгебра |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
7. Мне легко первому начать разговор |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
8. Я легко запоминаю незнакомые лица |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
9. Если кто-то выдвигает идеи, я требую аргументов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
10. Я не вижу причин для радости |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Подсчитайте сумму баллов отдельно по нечетным и по четным пунктам утверждений. Если первая сумма (Л – левое полушарие) больше чем на 5 превышает вторую (П – правое полушарие), вы принадлежите к логическому типу. Вы склонны действовать под влиянием разума, а не эмоций. При принятии решений чаще полагаетесь на расчет, чем на интуицию. Больше доверяете внешней информации, чем внутренним впечатлениям. Ваша сильная сторона – логика. Вы оптимистичны, жизнерадостны и общительны. Вы можете стать математиком, преподавателем, программистом, конструктором, инженером.
Если вторая сумма (П) больше чем на 5 превышает первую (Л), вы – человек художественного типа. Вероятно, вы принимаете решения на интуитивном уровне, больше полагаясь на эмоции, чем на рассудок, доверяете больше своим чувствам, чем внешней информации. Вы ранимы и впечатлительны, поэтому не испытываете потребности в широком круге общения, цените независимость. При наличии специальных способностей можете быть успешны в эстетических видах.
Чем больше разница между двумя суммами, тем сильнее доминирует соответствующее полушарие. Если разница мала, значит, вы в равной степени сочетаете характеристики мыслителя и художника. Умение мыслить образно и логично, анализировать и синтезировать информацию, руководствоваться при принятии решений не только разумом, но и сердцем открывает перед вами широкое поле деятельности.
Руки и глаза
Уточнить свою принадлежность к мыслителям или художникам можно с помощью простого теста.
1. Сцепите руки в замок, переплетя пальцы. Большой палец левой или правой руки оказался сверху?
2. Сделайте в листе бумаги отверстие размером с монету и посмотрите сквозь него на какой-нибудь предмет двумя глазами. Закройте поочередно левый и правый глаз. Предмет исчезает из поля зрения, если вы смотрите на него левым или правым глазом?
3. Встаньте в позу Наполеона, скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху – левая или правая?
4. Похлопайте в ладоши. Какая рука оказалась сверху – левая или правая?
Правое полушарие управляет левой частью тела, а левое полушарие – правой. Поэтому активность правой руки и правого глаза означает активность левого полушария, и наоборот – активность левой руки связана с доминированием правого полушария.
В каждом скрыт талант
Можно определить ведущее полушарие, но просчитать творческие способности с помощью тестов нельзя. Наличие у учеников способностей к литературе, искусству или науке можно выявить по результатам – рисункам, стихам, сочинениям, оригинальным решениям задач и т.д.
Когда семилетний Моцарт давал концерты во Франкфурте-на-Майне, к нему подошел мальчик лет четырнадцати.
– Как замечательно ты играешь! Мне никогда так не научиться.
– Отчего же? Ты ведь совсем большой. Попробуй, а если не получится, начни писать ноты.
– Да я пишу… Стихи…
– Это ведь тоже интересно. Писать хорошие стихи, вероятно, еще труднее, чем сочинять музыку.
– Отчего же, совсем легко. Ты попробуй…
Собеседником Моцарта был Гете.
• Вы, наверное, слышали выражение «зарыть талант в землю». Как вы его понимаете? Знаете ли вы, откуда взялось это выражение?
Не всем дано писать музыку, как Моцарт, или стихи, как Гете. Но в каждом человеке скрыт свой талант. Очень важно, чтобы рядом с вашими учениками оказались люди, которые помогут им поверить в свой талант.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
СПОСОБНОСТИ.
ПРОФЕССИИ
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Девятый урок в 8 классе
Цели урока: повторение темы «Классификация профессий»; развитие представлений о профессионально важных качествах для работы с людьми; определение коммуникативных умений.
Материалы к уроку: бланки и опросники.
Предложите ученикам назвать профессии, предмет труда которых – другой человек. Какими качествами должен обладать человек, который учит, лечит, обслуживает, воспитывает, руководит другими людьми?
Методика «Диагностика стиля общения» поможет вашим ученикам проверить сформированность коммуникативных умений, необходимых для успешной работы с людьми.
Цель методики – определение ведущего стиля и сформированности навыков общения. Опросник содержит описание 20 ситуаций, требующих умения оказывать и принимать знаки внимания, правильно реагировать на критику и провоцирующее поведение, просить и отказывать, принимать и оказывать поддержку.
Уверенное поведение в педагогическом процессе – это эффективный способ общения учителя с учениками и родителей с детьми, способствующий формированию самостоятельной и ответственной личности.
Методика носит скорее развивающий, чем диагностический характер, потому что дает подростку возможность оценить эффективность своего поведения в различных ситуациях и выбрать оптимальную модель. В основе методики лежит тест коммуникативных умений Михельсона. Данная модификация публикуется впервые, поэтому будем благодарны за все пожелания и замечания по работе с ней.
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | ∑ |
А | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Б | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Диагностика стиля общения
Выберите вариант, который наиболее точно описывает ваше поведение в следующих ситуациях, и отметьте его в бланке:
1. Вы занимаетесь делом, которое вам нравится, и думаете, что оно у вас получается очень хорошо. Если кто-то критикует вашу работу, вы обычно говорите:
а) «Я делаю все по высшему классу. Что вы в этом понимаете?»;
б) «Я все же думаю, что это заслуживает хорошей оценки»;
в) «Вы правы» (хотя на самом деле не согласны с этим).
2. Вы что-то забыли взять с собой. Вам говорят: «Ну и растяпа!» Обычно вы отвечаете:
а) «От растяпы слышу»;
б) «Вы правы. Иногда я веду себя, как растяпа»;
в) начинаете оправдываться или обиженно молчите.
3. Кто-то опоздал на встречу с вами и не дал никаких объяснений. Обычно вы говорите:
а) «В следующий раз ждать не буду»;
б) «Мне пришлось поволноваться»;
в) ничего не говорите этому человеку.
4. Вам нужно, чтобы вам оказали услугу. Обычно в таких случаях вы говорите:
а) «Вы должны сделать это для меня»;
б) «Не могли бы вы сделать для меня одну вещь?» А затем объясняете суть дела;
в) слегка намекаете, что вам нужна услуга этого человека.
5. Кто-то расстроен. Обычно в таких ситуациях вы говорите:
а) «Мне бы ваши заботы!»;
б) «Не могу ли я помочь?»;
в) находясь рядом, не заводите разговора.
6. Вы чем-то расстроены. Вам говорят: «Вы чем-то расстроены?» Обычно в таких ситуациях вы отвечаете:
а) «Это не ваше дело!»;
б) «Да, я расстроен. Спасибо за участие»;
в) «Пустяки».
7. Когда вас ругают за чужую ошибку, вы обычно говорите:
а) «Вы ничего не понимаете!»;
б) «Это не моя вина»;
в) принимаете ответственность на себя.
8. Когда вам говорят, что ваша работа великолепна, вы обычно отвечаете:
а) «Да, я обычно это делаю лучше всех»;
б) «Спасибо»;
в) «Вы преувеличиваете».
9. Если кто-то очень любезен с вами, обычно в таких случаях вы:
а) принимаете такое отношение как должное;
б) говорите: «Вы были очень любезны по отношению ко мне»;
в) смущаетесь и ничего не говорите.
10. Вы громко разговариваете с приятелем. На замечание вы обычно отвечаете:
а) «Все в порядке» (и продолжаете громко разговаривать);
б) «Извините, я буду говорить тише» (после чего ведете беседу приглушенным голосом);
в) сразу прекращаете беседу.
11. Если кто-то пытается пролезть без очереди, вы:
а) громко возмущаетесь;
б) просите встать в конец очереди;
в) возмущаетесь про себя, конкретно ни к кому не обращаясь, или молчите.
12. У кого-то есть нужная вам вещь. Обычно в таких случаях вы:
а) говорите этому человеку, чтобы он дал вам эту вещь или просто забираете ее;
б) говорите, что хотели бы воспользоваться этой вещью, и затем просите ее;
в) рассуждаете об этой вещи, но не просите ее.
13. Кто-то просит вас одолжить вещь, которую вам не хочется отдавать. Вы обычно говорите:
а) «Нет, надо иметь свою!»;
б) «Вообще-то я не хотел бы ее никому давать, но вы можете попользоваться»;
в) одалживаете эту вещь вопреки своему нежеланию.
14. Незнакомые люди разговаривают о том, что вам близко и понятно. Вы хотите присоединиться к разговору. В таких случаях вы обычно:
а) прерываете беседу и сразу же начинаете рассказывать о своих успехах в этом деле;
б) подходите поближе и при удобном случае вступаете в разговор;
в) подходите поближе и ждете, когда на вас обратят внимание.
15. Вас спрашивают, что вы делаете. Обычно вы говорите:
а) «Не мешайте, разве вы не видите, что я занят?»;
б) приостанавливаете работу и объясняете, что именно вы делаете;
в) «Ничего особенного»; или продолжаете молча работать.
16. Вы видите человека, который упал, споткнувшись. В таких случаях вы говорите:
а) «Надо смотреть под ноги»;
б) «У вас все в порядке? Я могу чем-то вам помочь?»;
в) «Это все колдобины в тротуаре»; или никак не реагируете на это событие.
17. Вы споткнулись. У вас спрашивают: «С вами все в порядке?» Обычно вы говорите:
а) «Оставьте меня в покое!»;
б) «Спасибо, все в порядке»;
в) ничего не говорите.
18. Вы сделали ошибку, в которой обвиняют другого. Обычно вы говорите:
а) «Это их ошибка!»;
б) «Это моя ошибка»;
в) ничего не говорите.
19. Вы видите того, с кем хотели бы познакомиться. В этой ситуации вы обычно:
а) радостно окликаете этого человека, подходите и начинаете рассказывать о себе;
б) подходите к этому человеку, представляетесь и начинаете с ним разговор;
в) подходите и ждете, когда он заговорит с вами, или смотрите на него издали.
20. Незнакомый человек приветствует вас. В таких случаях вы обычно говорите:
а) «Оставьте меня в покое»;
б) «Здравствуйте! Мы с вами знакомы?» Представляетесь и просите его представиться;
в) делаете вид, что не замечаете.
Подсчитайте и запишите в последних клетках число вариантов а, б, в. Преобладание варианта «а» – агрессивное поведение, «б» – уверенное поведение, «в» – неуверенное поведение (желающие могут прокомментировать свои результаты, но не стоит озвучивать и обсуждать их вопреки желанию самих ребят).
• Какое поведение является самым эффективным?
Уверенное поведение позволяет человеку высказываться четко и однозначно, поступать порядочно, действовать убедительно, избегать манипулирования окружающими, разбираться в себе и в других, отстаивать свои права.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
ФАКТОР
Девятый урок в 9 классе
Цели урока: развитие представлений о профессионально важных качествах; определение сформированности профессионально важных качеств.
Стали привычными сообщения о судебных исках, которые изуродованные клиенты предъявляют своим стоматологам, косметологам и пластическим хирургам; родственники умерших пациентов – лечащим врачам, потребители – производителям негодных лекарств и продуктов питания. Падают самолеты, теплоходы не могут разъехаться в открытом море, солдаты по ошибке убивают друг друга.
Причина большинства техногенных катастроф – так называемый человеческий фактор. Что скрывается за этим безликим словосочетанием? Для успешной профессиональной деятельности необходим набор профессионально важных качеств. Например, работа врача, учителя, продавца требует от человека доброжелательности, отзывчивости, умения контролировать свои эмоции. Для диспетчера или оператора профессионально важными качествами являются хорошее внимание, умение работать с разнородной информацией и оперативно принимать решение. Оперативный работник, сотрудник МЧС, пожарный должны быть эмоционально устойчивы, обладать мгновенной реакцией, силой и выносливостью. Недостаток этих качеств может стоить им здоровья или жизни.
Однажды к Герою Советского Союза летчику-испытателю М.М. Громову обратился молодой человек. «Мне хочется стать таким же отличным летчиком, как вы», – объяснил он. Громов назначил встречу. Юноша явился с опозданием, объяснив, что забыл завести часы. Громов долго рассказывал ему о профессии летчика, а потом назвал адрес учреждения, куда можно обратиться. Юноша долго искал ручку. Потом небрежно записал адрес и вспыхнул, когда ему сделали замечание. Достаточно было непродолжительного общения, чтобы заметить качества, которые в авиационной профессии могут сыграть плохую роль. Юноша неточен, небрежен, неорганизован, у него плохая память, он не умеет владеть собой (по книге М.М. Громова «Тому, кто хочет летать и работать лучше»).
Развивать качества
Хорошо, если интерес к профессии сочетается с набором профессионально важных качеств. А если нет? Если профессиональный интерес слабый или неустойчивый, лучше изменить свой выбор: «Не получится из меня хорошего артиста – не больно и хотелось, пойду в юристы!»
Если человек не хочет отказаться от своей мечты, он должен развить необходимые качества. Справиться с забывчивостью помогает систематическое ведение различных записей, преодолеть страх высоты – сила воли и самообладание, слабость пространственного и образного мышления – использование макетов и наглядных пособий. Недостаток аналитических способностей юрист может компенсировать высокой работоспособностью.
Но есть качества, отсутствие которых ничем нельзя компенсировать, например порядочность, ответственность, трудолюбие. Непорядочный, ленивый или безответственный человек способен создать много проблем, и чем ответственнее его работа, тем он опаснее для окружающих.
Известный писатель-фантаст Р. Шекли описывает порядки на планете Транай: «Все должностные лица носили на груди медальон, знак почета и власти. Если сумма претензий к этому лицу превышала некоторый порог, медальон взрывался и хозяин его погибал. Транайцы говорили землянам: «Вы хотите обладать властью при условии, что она не влечет за собой никакой ответственности и никакого риска. Неправильное отношение...»
• Как вам этот закон? Как изменилась бы наша жизнь, если бы все должностные лица в нашей стране – от президента до управдома – носили такой медальон?
Таблица 3
|
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Интеллект |
Может работать при дефиците информации, т.к. реконструирует события по деталям, обладает интуицией, которая помогает предвидеть события |
Способен анализировать и систематизировать информацию, принимать верные решения, в ряде случаев прогнозировать события |
Испытывает затруднения при анализе информации, не может построить целостную картину событий из отдельных фактов |
Общительность |
К людям относится с искренним интересом и дружелюбием, легко устанавливает контакты с представителями различных кругов |
К людям относится с уважением и интересом, вежлив, корректен, не избегает контактов с людьми, но и не стремится к ним |
К большинству людей испытывает плохо скрываемое раздражение, с трудом находит общий язык с другими людьми |
Ответственность |
Готов брать на себя ответственность не только за свои действия и решения, но и за действия своих подчиненных, причины неудач ищет в себе |
Признает ответственность за свои действия и решения, но готов разделить ее с другими |
Избегает принимать решения, при удобном случае перекладывает ответственность на других |
Организаторские способности |
Способен увлечь людей своей идеей, может найти применение каждому человеку, создать условия для его работы и убедить в ее важности |
Готов организовать других людей на общее дело, но может испытывать при этом трудности. Иногда проще это сделать самому |
Не любит и не умеет организовывать других людей и испытывает трудности с самоорганизацией |
Настойчивость |
Если принял решение, проводит его в жизнь быстро, решительно и бесповоротно. Идет к намеченной цели, не обращая внимания на трудности |
Принятие решения дается ценой некоторых усилий. Преодолевает преграды на пути к цели ценой большого напряжения |
Испытывает беспокойство, если от него требуют активных действий, занимает выжидательную позицию. Отступает при первых трудностях |
Тест «Я руководитель»
По данным исследований, большинство подростков собираются управлять другими людьми или финансами и планируют стать менеджерами, предпринимателями или просто руководителями, хотя только 5–7% людей имеют необходимые для этого способности.
Рассмотрите таблицу, в которой приведены профессионально важные качества руководителя и предпринимателя, и оцените степень развития этих качеств у себя, отметив соответствующую клетку в таблице 3 на с. 47.
Игра «Молчание – знак согласия»
Один ученик (по жребию) выходит из класса, а в это время остальные придумывают профессию, которую он должен отгадать, перечисляя необходимые для нее профессионально важные качества.
Ученики молчат, если качество названо правильно, и хором говорят «нет», если это качество не является профессионально важным для данной профессии.
После того как профессия будет отгадана, за дверь выходит другой ученик. Выигрывает тот, кому для решения задачи потребуется наименьшее число вопросов.
Притча
В конце урока можно рассказать ребятам притчу и предложить им подумать, почему Ивану платят больше, чем Петру. Как называется сейчас профессия приказчика?
Приказчик Петр сказал купцу:
– Хозяин, почему ты платишь Ивану вдвое больше? Ведь я выполняю все твои поручения.
– Я объясню, – ответил купец. – Но сейчас сбегай к дороге, узнай, откуда идет обоз.
Петр сбегал к обозу и, вернувшись, сообщил:
– Он едет из деревни Федорино.
– Хорошо, – сказал купец, – а теперь узнай, куда он едет.
Петр выполнил и это задание:
– Он едет в село.
– Иван, – позвал купец второго приказчика, – сбегай к обозу и узнай, откуда он едет.
Иван, вернувшись, сказал купцу:
– Обоз едет из деревни Федорино в село на ярмарку. Везет много картошки. Нам не надо сегодня отправлять картошку на ярмарку – цена на нее упадет. Надо срочно отправлять туда капусту.
– Теперь ты понял, почему я плачу Ивану вдвое больше? – спросил купец у Петра. (По кн. Р.М.Грановской «Конфликты и творчество в зеркале психологии»)
Примечание. Приказчик – это та самая профессия, которая сегодня называется «менеджер». Одну и ту же работу Петр выполняет формально, а Иван – творчески.
Продолжение следует