Архив
Зеркало для классного руководителя
Какое уж особенное влияние способен оказать на учеников классный руководитель, задавленный отчетностью, требованиями администрации, обязательствами по своему предмету, да еще за нищенскую зарплату?..
Но мы вспоминаем собственных учителей, оставивших глубокий след в нашей жизни, и удивляемся: а как же это получилось? Ведь в условиях советской школы идеологический прессинг и отчетность давили на них еще хлеще, а учительская зарплата и тогда оставляла желать лучшего…
В чем же особенность замечательных учителей прошлых лет? В них было больше идеализма? А может быть, они меньше думали о трудностях собственного положения и саму возможность общения с учениками ценили выше, чем иной современный учитель, прикидывающий, соответствует ли время, потраченное на внеклассную жизнь, масштабам зарплаты?
Конечно, есть у классных руководителей основания пожаловаться на недооценку их труда со стороны общественности. Но главное – внутренняя оценка, тот смысл и значение, которые придает своей работе сам человек.
Анастасия Ванякина ,
г. Пущино, Московская обл.
г. Пущино, Московская обл.
«Класс сросся благодаря одному человеку»
О том, как одна-единственная яркая личность объединяет множество пестрых
Сейчас я понимаю, что у нас в общем-то не было никаких особых культурных мероприятий типа походов в театр и т.д., просто потому, что в Пущино, где я училась, театров не было. У нас с пятого класса был кружок. Наш классный руководитель Владимир Николаевич учил нас лепить, обжигать, складывать мозаику, резать из дерева и чеканить по металлу. Все это я умею до сих пор. На кружок ходила толпа из нашего класса, и еще приходили взрослые, из его бывшего класса. Эти вечера я помню и сейчас.
Помещение для занятий – «чеканка», как мы ее называли, – было для нас больше, чем классом. Мы приходили туда с утра и уходили вечером. У нас был аквариум, самовар, у каждого – своя чашка. Главное – само пространство, где можно было находиться. В школе это так важно – иметь свое пространство, а не виснуть на переменах в рекреации.
Владимир Николаевич делал так, что мы каждый месяц праздновали дни рождения друг друга. Он соорудил огромное колесо типа «поля чудес» и придумал для нас кучу вопросов по искусству и литературе. И мы играли. На протяжении пяти лет он дарил нам подарки, развлекал, танцевал с нами и пел песни. Я нигде не проводила столько времени, сколько в «чеканке».
Помню, что поперек нашей «чеканки» стояли столы длинной колбаской, покрытые белой бумагой. А мы на ней писали все, что придет в голову. Наверное, эти листы до сих пор где-нибудь лежат в шкафах.
Владимир Николаевич сделал так, что у нас всегда было ощущение класса как сообщества близких людей. Мы всегда держались вместе, и на его похоронах я поняла, что одноклассники мне по-прежнему родные. Нас связывала такая дружба, про которую я читала в детстве в пионерских книжках и всегда при этом думала, что сейчас ничего подобного уже нет. А потом я выросла, окончила школу и поняла, что как раз такая дружба у нас и была.
Мы все оказались очень разными. У нас не было какого-то общего интереса, который бы всех соединял, кроме нашей классовости, кроме буквы «Б». И это, мне кажется, очень важно. Именно поэтому сейчас, когда интересы все больше нас разъединяют – настолько разная у всех жизнь, – объединяют нас общие воспоминания и ощущение, что мы близкие люди. И этого никогда не случилось бы без Владимира Николаевича. Класс сросся благодаря одному человеку – классному руководителю – и все. И этого оказалось достаточно, для того чтобы нам всем стать близкими.
Скоро будет год, как Владимира Николаевича нет. Каждый раз, когда я прохожу мимо дома, где он жил, я смотрю на его окна и вспоминаю, как он пел нам песню на выпускном и как у него дрожал голос. А еще я вспоминаю, как он точил нам карандаши, сочинял смешные стишки на Новый год и говорил, что мы самые лучшие.