Архив
Зеркало для классного руководителя
Какое уж особенное влияние способен оказать на учеников классный руководитель, задавленный отчетностью, требованиями администрации, обязательствами по своему предмету, да еще за нищенскую зарплату?..
Но мы вспоминаем собственных учителей, оставивших глубокий след в нашей жизни, и удивляемся: а как же это получилось? Ведь в условиях советской школы идеологический прессинг и отчетность давили на них еще хлеще, а учительская зарплата и тогда оставляла желать лучшего…
В чем же особенность замечательных учителей прошлых лет? В них было больше идеализма? А может быть, они меньше думали о трудностях собственного положения и саму возможность общения с учениками ценили выше, чем иной современный учитель, прикидывающий, соответствует ли время, потраченное на внеклассную жизнь, масштабам зарплаты?
Конечно, есть у классных руководителей основания пожаловаться на недооценку их труда со стороны общественности. Но главное – внутренняя оценка, тот смысл и значение, которые придает своей работе сам человек.
Нина Мишина ,
классный руководитель с 30-летним стажем, г. Горнозаводск, Пермский край
классный руководитель с 30-летним стажем, г. Горнозаводск, Пермский край
«Кто в школе важнее?!»
Вопросы и размышления о классном руководстве
Дорогие коллеги! К вам обращается учитель, проработавший в общеобразовательной школе с 1975 года. Все эти годы я была классным руководителем. В 1995 году стала классным руководителем 2 класса и с ними прошагала все девять школьных лет. Я честно работала учителем, но всю душу отдавала деятельности классного руководителя. С середины 90-х неоднократно была свидетелем того, как некоторые учителя высчитывали, сколько рублей стоит работа классного руководителя с одним учеником в их классе. У некоторых выходило, что за такие копейки не стоит вкладывать душу в неродного ребенка…
Плачевная картина
Там, где начинают считать деньги, умирает душа. Нам привили другие приоритеты – рейтинг успеваемости, ЕГЭ, карьера и т.д. Как все правильно и рационально! А лучшее, самое ценное, что было в школе второй половины ХХ века – развитие детского коллектива, забота о воспитании личности, о проблемных детях, – растаяло как дым.
Сегодня отношение к классным руководителям, болеющим за свое дело, изменилось в корне. На них стали смотреть как на блаженных, вплоть до того, что даже иные представители администрации их призывают: «Ну что вы расшибаетесь, никому это не надо. Есть семьи, вот пусть родители и воспитывают своих детей».
Как все правильно и рационально…
Но давайте взглянем на ситуацию пристальнее. Во-первых, у всех ли детей в подростковом возрасте есть потребность учиться на совесть, думать о карьере? Нет, таких единицы. Образование обретает ценность для человека, когда он уже вступил в самостоятельную жизнь. А это возраст 20 и более лет, когда школа давно позади, – поезд ушел, и его не вернешь!
Во-вторых, способны ли родители, работающие на двух-трех работах, чтобы прокормить семью, уделять должное внимание воспитанию и обучению ребенка? А таких заброшенных детей в каждом классе общеобразовательной школы более половины. А если еще папа или мама подвержены «зеленому змию»? Плюс информация в СМИ, особенно по телевидению, и жажда свободной личности все познать и испытать как можно раньше.
Вот и получается, что наш ребенок остается один на один со взрослой жизнью, с собой. В лучшем случае он постарается найти поддержку у сверстников, но настоящий друг в наше время – большая ценность, и… никого кругом, кому бы можно было открыть свою не то израненную, не то испоганенную душу.
А классный руководитель, видя неадекватность подростка, садится писать очередную характеристику для административного совета школы…
Блиц-опрос на улице
Боль от всего этого и родила вопрос, с которым я в сентябре обратилась к одной своей бывшей родительнице: «Кто сейчас в школе важнее – учитель или классный руководитель?» Ответ был краток: «Конечно, учитель! Он дает знания, которые потребуются в жизни. А что такое классный руководитель? Пустое место!»
Категоричность ответа меня ошарашила, и я пошла со своим вопросом дальше. Городок наш маленький... По пути встретились и бывшие ученики, уже сами ставшие родителями, и родители бывших учеников, и просто незнакомые люди. Опросила больше двадцати человек. Сначала все отговаривались общими фразами типа «Для меня важны и учитель, и классный руководитель» и «Классный руководитель должен быть второй мамой».
Тогда я попросила их рассказать конкретно о тех временах, когда они сами или их дети были учениками школы. У большинства поменялись не только тон, но и выражение лица.
Вот дословно некоторые ответы:
– Три года сын здесь проучился в школе, три классных руководителя сменились. Ни одного даже сейчас не вспомню.
– Если о чем-либо попросит классный руководитель, то всегда и во всем помогу. Но самой лишний раз в школу заходить не хочется: ощущение такое, как будто мешаешь учителям, как будто я что-то инородное в этих стенах.
– Наши учителя – это звезды, но как от них холодно!
– Моя дочь была отличница, я с ней горя никогда не знала, все ее любили. Но сын!!! Сколько классов и даже школ мы поменяли. А толку? Никому и нигде он не был нужен.
– Будь моя воля, я без сожаления сбросила бы на школу самую большую бомбу! За семь лет учебы только один классный руководитель, да и то в начальной школе, был заинтересован проблемами моего ребенка и пытался помочь, но она с нами была только один год, в четвертом классе.
Два учителя, к которым я обратилась со своим вопросом, однозначно ответили: «Учитель важнее классного руководителя!»
Ученики отвечали: «Учитель. Классный оценки выставит, ну, поругает, один-два раза в год съездим куда-нибудь, ну и все».
И только три родителя с уверенностью ответили: «Классный руководитель! Он больше, чем учитель. Он имеет большее влияние на учеников, на родителей. С ним всегда можно посоветоваться… Классный руководитель – это связующее звено в цепочке ребенок – родитель – учитель».
Уверена, что этим трем родителям очень повезло с классным руководителем их детей.
Вопросы…
Попробую обрисовать круг проблем.
Отчего родители вначале стесняются, а потом начинают ненавидеть педагогов? Почему вообще у них такое негативное отношение к педагогам? Чем именно педагог не удовлетворяет родителей?
Исследуем. В начальной школе учитель в основном один. Затем среднее звено. Для многих ребят это первый шаг в самостоятельную жизнь. Разные учителя, требования, бесконтрольность, а дети инициативны, подвижны. Даже для добросовестного классного руководителя 5 класс – это сущий ад. Для родителей же 5 класс – это тоже испытание: доверия детям больше, а контроля меньше. И если раньше родители шли в школу почти как домой, то теперь с опаской…
Кто должен сделать первый шаг навстречу – учитель или родители?
Каким должен быть, как должен говорить и действовать учитель, чтобы родители пошли ему навстречу?
Какая ситуация успешнее для учителя: он и 25 учеников или он, 25 учеников и 3–10 родителей?
Когда проблемы класса будут решаться успешнее: в ходе совместной беседы или в ходе какой-либо совместной деятельности учителя, родителей и учеников? Что может быть объектом такой деятельности?
А какой должна быть эта деятельность по значимости, на какую перспективу рассчитана, ее ближние и дальние цели?..
Вопросы, вопросы… А ответы могут прийти, только если мы задумаемся о них все вместе.
Создание содружества
Сокрытие проблем ситуации не решает. Выход из нее только один: главной фигурой в школе должен быть не учитель – хотя я всей душой за прекрасных учителей! – а классный руководитель, профессионал, способный создать обширное поле совместной деятельности родителей, учеников и педагогов.
Главное условие создания такого содружества – позиция классного руководителя. Позиция сотрудничества. И тогда это будет уже не классный руководитель (исполнитель предписанного функционала), а консультант по учебно-воспитательному процессу класса.
«Дух сотрудничества» – главное, чем должен озаботиться классный руководитель. И, пожалуй, только он и способен сохранить его в теперешней школе.