Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №5/2008

Архив

Школьный праздник

Конечно, такое масштабное событие, как «последний звонок» (для выпускников) и праздник окончания учебного года (для остальных классов) порой подавляет своей грандиозностью. Столько всего надо учесть, не забыть, продумать, организовать... Да еще чтоб не скучно было!..
Когда ученики каждый по-своему могут проявлять себя на уроке, то все понимают, что это хорошо. Другое дело – добиться этого непросто. Так же как непросто учителю проявить себя на общешкольном празднике. Ведь обычно как? Назначают ответственного (будет потом с кого спросить), он – к коллегам, а они от участия отбояриваются: кому ж охота под чужую дудку плясать. А если каждый из учителей будет в свою дуду дудеть, это что ж получится – кто в лес, кто по дрова? Вот вам и защитный мотив, чтобы все шло своим обычным чередом.
А все ж таки можно общешкольный праздник срежиссировать как-то по-другому: чтобы каждому – не только ученику, но и учителю – нашлось место, где бы он мог проявить себя, свою творческую инициативу. И тогда каждому будет чему порадоваться и что вспомнить.

Публикация

Как самостоятельно разработать сценарий праздника

Критерии, советы и правила

Первооснова работы над сценарием праздника – общий замысел. Именно он определяет сюжет.
На практике многие учителя в процессе подготовки праздничного представления даже не пытаются найти или придумать вместе с детьми интересный, неожиданный сюжет. В итоге сценарий превращается в план выступлений с концертными номерами.
Но как бы сюжет ни выглядел, в нем должны быть представлены интересные, характерные особенности жизни конкретной школы. Важна узнаваемость школьной ситуации и главных героев.

Уровни сценарной записи

Существуют несколько уровней сценарной записи:
● сценарный план – набросок композиционного построения спектакля или представления с продуманным сюжетом и общими характеристиками;
● либретто – более развернутое, чем сценарный план, краткое содержание спектакля;
● литературный сценарий – подробная разработка замысла с полным текстом, описанием действия, музыкальным оформлением и задачами технических служб;
● режиссерский сценарий – развернутый план литературного сценария с точным указанием сценической площадки, конкретным использованием технических служб, расписанной свето-звуковой партитурой, с указанием времени, мизансцен, исполнителей, литературных текстов и организационных моментов.

Композиционное решение

Неотъемлемая часть сценария – его композиционное решение.
Сюжет представления и весь праздник становятся особенно яркими, когда действию есть противодействие. Пусть и в шутливой, комической форме, борьба добра и зла может быть как-то представлена и в сценарии «последнего звонка».
Завязка праздника – важное условие его успеха. Это может быть и песня, и поэтическая заставка, сюрпризное действие (появление какого-то персонажа, «телеграммы-письма», свето- и звукоэффекты и пр.).
Для основной части сценария критерии таковы: логичность, последовательное нарастание действия, законченность каждого отдельного эпизода, контрастность настроения, смена действия участников праздника. Необходимо также тщательно продумать, что именно сыграет роль кульминации (наивысшего момента действия) и развязки.

Сценарная схема

Примерная схема сценария очень проста: пролог, завязка действия, развитие действия и финал.
Пролог – это вступительная часть праздника, которая кратко, в символической форме задает необходимый эмоциональный настрой. Пролог можно уподобить эпиграфу ко всему празднику в целом.
Завязка – эпизод, запускающий в движение сюжет представления.
Развитие действия – чередование событий, все время несущих новую информацию и приближающих развязку истории (или конфликта).
Финал праздника должен выразить идею, лежащую в основе замысла, закрепить в сознании зрителей.
После окончания представления важно дать возможность участникам, зрителям обменяться мнениями, поделиться чувствами.

Несколько правил

Работая над сценарием, исходите из того, что вы все сможете. Записывайте в сценарный план самые невероятные, как будто несбыточные затеи. При детальной разработке сценария все неосуществимое отсеивается само собой. Режиссерское и педагогическое чутье подскажет вам, как воплотить задуманное доступными средствами.
И еще одно незабываемое правило: добровольность участия в празднике! Если сценарий и его воплощение в спектакле – плод совместных обсуждений и сотрудничества с учениками, не понадобятся распоряжения насчет обязательной явки. Праздник имеет право на жизнь только как свободное единение детей во имя радости.

/По материалам книги
А. Кугач и С. Турыгиной
«Сегодня праздник для всех», Ярославль, 2006/

TopList