Архив
Школьный праздник
Конечно, такое масштабное событие, как «последний звонок» (для выпускников) и праздник окончания учебного года (для остальных классов) порой подавляет своей грандиозностью. Столько всего надо учесть, не забыть, продумать, организовать... Да еще чтоб не скучно было!..
Когда ученики каждый по-своему могут проявлять себя на уроке, то все понимают, что это хорошо. Другое дело – добиться этого непросто. Так же как непросто учителю проявить себя на общешкольном празднике. Ведь обычно как? Назначают ответственного (будет потом с кого спросить), он – к коллегам, а они от участия отбояриваются: кому ж охота под чужую дудку плясать. А если каждый из учителей будет в свою дуду дудеть, это что ж получится – кто в лес, кто по дрова? Вот вам и защитный мотив, чтобы все шло своим обычным чередом.
А все ж таки можно общешкольный праздник срежиссировать как-то по-другому: чтобы каждому – не только ученику, но и учителю – нашлось место, где бы он мог проявить себя, свою творческую инициативу. И тогда каждому будет чему порадоваться и что вспомнить.
Александра Ершова ,
кандидат педагогических наук
кандидат педагогических наук
Чем руководствоваться при подготовке выпускных вечеров?
Три совета классным руководителям 4, 9 и 11 классов
При подготовке праздничного представления важно ставить и решать не столько задачи школьной самодеятельности, сколько педагогические задачи. Они должны быть приоритетными. Тогда и праздник получится, и след от него в жизни учеников и учителей останется.
Перед каждым из классных руководителей 4, 9 и 11 классов встают свои, очень разные, задачи и проблемы. Например, учеников 9 класса ждет не просто переход на новую ступень обучения. Заранее известно, что в 10 классе их заново перемешают. Объединятся в новый класс те ученики, которые успешно сдадут экзамены. К ним присоединятся новенькие. Точно так же и ученики 11 класса. Они потом всю оставшуюся жизнь будут представлять собой «выпуск такого-то года». Ну, про 4 класс – понятно. Они переходят из начальной школы в среднюю, расстаются со своей прежней учительницей.
Во всех этих случаях остро встает проблема объединения детей одного возраста для совместной деятельности – особенно в ситуации выпускного праздника. Если в подготовке общего спектакля или представления задействованы дети из нескольких классов одной параллели, это будет педагогически ценнее, чем постановка спектаклей по классам. Помню, как в одной школе все мальчики выпускной параллели танцевали «Сиртаки». Это было незабываемое зрелище...
Итак, три совета.
•Ищите способы показать каждого ребенка в максимально выгодном свете.
Это необходимо сделать не только для родителей, но и для учителей. Если говорить не о выпускниках школы, а о четвероклашках, то нередко учителя средней школы знакомятся с лицами будущих учеников на этом празднике. И первое впечатление складывается именно тогда.
•Готовя выпускное представление, не стоит замахиваться на большие формы.
При этом чем больше детей задействовано в празднике, тем лучше. Всегда можно найти форму представления, где будут чередоваться малые группы: сценки, миниатюры, танцы.
•Важно повернуть детей на благодарность к их прошлым учителям.
Например, классный руководитель может пустить по классу листы бумаги и попросить: «Вспомните всех тех, кому вы благодарны – от конкретных учителей-предметников до библиотекаря, гардеробщицы, какой-нибудь улыбчивой буфетчицы». А потом обсуждайте и придумывайте – этому человеку мы подарим песню, этому – сценку или стихотворение. Каждая группа получает задание – приготовить подарок для определенного учителя или сотрудника школы.