Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №5/2008

Архив

Режиссура урока

В №18 за 2007 год мы рассказали о двух «зачетах наизнанку» – по географии и физике в московской школе и по математике – в курганской. Причем учительница математики из Кургана Светлана Пырьева загорелась идеей «зачета наизнанку» именно после того, как прочитала статью Марии Ганькиной.
Тогда, опубликовав обе работы вместе, мы надеялись, что читатели подхватят эту эстафету живого учительского опыта, открытий, удивлений. И мы не обманулись в своих ожиданиях.
В январе 2008 года к нам пришел по почте еще один подробный рассказ о проведении «зачета наизнанку» – на этот раз в Старом Осколе Белгородской области. Да еще с великолепными фотографиями! Да еще и с отзывами участников – детей и учителей!
Эстафета педагогических идей продолжается. Кто следующий?

Тамара Алистратова ,
учитель математики МОУ «Лицей №3», г. Старый Оскол, Белгородская обл.

«Это была сенсация – ученики учат учителей!»

Опыт проведения «зачета наизнанку» по математике в 6 классе


Очень мне понравилась «Режиссура урока» и предложенный вами вариант «зачета наизнанку» (см. №18, 2007. – Прим. ред.). Прочитав статью до последней строчки, я стала думать, что смогут мои ученики, по какой теме будет работа интереснее, кого я смогу пригласить в качестве учеников-учителей… Работа закипела.
Идея детям понравилась так, что все с восторгом ее приняли. Но тут Андрей спросил: «А вдруг учителя нарочно плохо будут отвечать?» Я им на это сказала: «Вы их так заинтересуете материалом урока, что они не смогут вас подвести».

Объявлена тема зачета по математике в 6 классе – «Отношения. Пропорция» (по учебнику Г.В. Дорофеева и Л.Г. Петерсона).
В пятницу я поделила класс на пять групп по пять человек в каждой: слабые, самые сильные и три группы, которые учатся на «хорошо». Из первой группы послышались недовольные возгласы: «Вдруг мы не научим?». Я их заверила, что они смогут не хуже других, только подготовиться надо.
В каждой группе ребята сами выбрали капитана, в слабой группе даже двое захотели им стать. Обязанность капитанов заключалась в том, чтобы распределить полученные от меня вопросы по теории, которую они должны будут изложить своим «подопечным». Задания к вопросам надо было решить самим и научить решать их своего ученика-учителя.
За субботу и воскресенье они подготовились, а в понедельник на уроке математики (6 урок) начался зачет. Это была сенсация – ученики учат учителей!

В кабинет математики, где все было готово к зачету, пришли девять учителей: пятеро – сдавать зачет и четверо наблюдателей.
Я объявила тему зачета, рассказала, как он будет проходить.
Вызываю к доске Марину Леонидовну – завуча по воспитательной работе (учителя начальных классов), Наталью Викторовну – учителя начальных классов, Людмилу Степановну – учителя русского языка, Ирину Дмитриевну – замдиректора (учителя английского языка) и Татьяну Леонидовну – библиотекаря (учителя православной культуры). По жеребьевке им соответственно достались номера 2, 4, 3, 5, 1. Учителя-ученики сели за столы с доставшимися номерами в свои группы.
На подготовку я дала 20 минут. Процесс пошел…

Через пять минут вдруг Ирина Дмитриевна просит меня освободить ее от зачета «по причине профнепригодности», так как она «по складу ума не математик и ничего не может понять». Я принялась ее уговаривать: мол, здесь ничего специфического. И дети поддержали: «Мы вас обязательно научим!»
Просчет детей был в том, что они начали свое объяснение с самого сложного материала – что такое «концентрация». Это Артем Оченаш (фамилия такая), способный и очень шустрый мальчик, задал тон в группе и начал объяснять Ирине Дмитриевне про концентрацию раствора, да еще когда надо сначала найти массу раствора, а уж потом его концентрацию.

Больше всего я волновалась за Татьяну Леонидовну, которая попала в группу самых слабых учеников. В слабой группе дети не просто подготовили за выходные соответствующий материал, они напечатали конспекты, которыми я разрешила им пользоваться при объяснении. Гляжу: дети рассказывают материал своей ученице, подсматривая в конспекты. А та в недоумении что-то записывает себе в тетрадочку…
Я все пыталась подойти к их группе, помочь Татьяне Леонидовне, объяснить, подсказать… Но коллеги (за происходящим наблюдали три математика и психолог) вовремя остановили меня, сказав, что так будет нечестно. Очень важно, чтобы все было взаправду. Эту мысль мои коллеги-наблюдатели, видимо, вынесли из статей вашей газеты «Зачет наизнанку» и «Как мы решали уравнения для трех учителей», которые я им подсунула.

Людмилу Степановну не было видно совсем – так ее облепили дети. Что там происходило, не знаю.
Наталья Викторовна попала к самым сильным детям. Кроме того, она была в начальной школе их первая учительница. Дети потом сказали, что Наталья Викторовна оказалась очень сообразительной ученицей, быстро усвоила теорию и даже попросила их дать ей еще задание для тренировки, чтобы получше сдать зачет.
Марина Леонидовна была сосредоточена и по-деловому все что-то выспрашивала у детей и записывала себе в блокнот. Было видно, что в этой группе обучение проходит эффективно.

Дети из команды №1 все беспокоились, сколько остается времени, успеют ли они свои конспекты рассказать. Молодцы, вышли из положения – отдали конспекты своей ученице, и та быстренько в них разобралась. С помощью своих учителей, конечно! Слышу, Ярослава спрашивает Ирину Дмитриевну: «Прибавка в 1 грамм для муравья и для слона – это много или мало?» Ирина Дмитриевна рассмеялась, ответила правильно и напряжение спало. Дело у них пошло успешнее…
Но вот время истекло, и наступил самый ответственный момент – зачет.
Пять учениц-учительниц получили карточки, в которых было по пять заданий. Приведу в пример одну из карточек.
КАРТОЧКА №3
1) В классе 18 девочек и 14 мальчиков. Что показывает отношение 18:14? (устно)
2) Выразить отношение 6 минут к 1 часу в процентах.
3) В букете цветов ромашки относятся к василькам как 2 к 5. Сколько ромашек в букете, если васильков 15?
4) Решить уравнение:

5) В 2,6 л раствора содержится 52 г соли. Какова концентрация полученного раствора?

«Ученицы» подошли к доске и начали решать.
Татьяна Леонидовна подсматривала в прихваченные с собой конспекты…
Ирина Дмитриевна попросила помощь команды. Артем стремительно выбежал ей помочь. Все дети напряглись…
Андрей Руденко не выдержал, подбежал к Людмиле Степановне, хотел ее проконтролировать (он так переживал, потому что она их классный руководитель). Я отправила его назад, так как это было не по правилам – помощи команды Людмила Степановна не просила…
Татьяна Леонидовна позвала на помощь Лену, но обе запутались, к ним подбежал Саша Лосев и быстро нашел ошибку…
Но вот все завершили работу. По жеребьевке стали отвечать, зачитывая условия задания и рассказывая решения.
Всем ученицам я поставила «пятерки». Они вернулись в свои группы.

Третий этап – подведение итогов – был еще интереснее. Каждая из учительниц рассказала, каково ей было в роли ученицы, кто и как их готовил к зачету.
Татьяна Леонидовна в своей команде поставила аж четыре «пятерки» и только одну «четверку».
Марина Леонидовна поставила своей группе все «пятерки». Она говорила о том, как хорошо, что ее научили находить процентное отношение, разделив одно число на другое и умножив на 100%, а раньше она составляла на бумажке пропорцию.
Людмила Степановна поставила все шесть «пятерок».
Наталья Викторовна поставила три «пятерки», а девочке-отличнице – «четыре» (эта девочка долго не была в школе и меньше всех принимала участие в объяснении).
Ирина Дмитриевна с восхищением рассказывала, как она узнала, что такое концентрация раствора, как после третьей задачи у нее в голове все смешалось, но потом, благодаря терпению своих учителей, она справилась с эмоциями.

Слово взяли «учителя». Катя сказала, что очень интересно и хорошо учить, когда ученики такие способные, как их Марина Леонидовна. Они ей даже грамоту вручили с рисунком огромной бабочки. Все аплодировали.
Артем сказал, что у их ученицы Ирины Дмитриевны не очень хорошо с арифметикой и без калькулятора ей в жизни не обойтись...
Я попросила детей записать свои впечатления. Вот несколько отрывков.
...Татьяна Леонидовна боялась идти к доске. Это так смешно выглядело! Я сама не очень эти задачи поняла, а потом раз – и все поняла...
...Мы объяснили, что такое пропорции, отношения, отношения с процентами. Так все прошло замечательно, что у Татьяны Леонидовны получилась каша в голове... Когда она вышла к доске, мы замерли... У нее были затруднения в пятом номере. Но потом мы подошли и ей помогли...
...Лично я, как командир команды, начала готовиться уже в субботу. Встала и побежала писать каждому члену нашей группы конспекты тем. Пришла в школу, раздала каждому. Некоторых было тяжело заставить! Сама я готовила тему «Основное свойство пропорции». Мы с Катей 30 минут по телефону о математике разговаривали...
...В понедельник было заметно, что все говорят именно об этом событии. Когда же начался конкурс, все думали: «Какой нам попадется учитель?» И тут нас вытянула Марина Леонидовна! Это мой любимый учитель по православию...
...За время зачета я понял, что взрослые – те, кто работает – очень хотят обратно вернуться в детство, учиться, а мы – те, кто учится в школе, – наоборот, хотим быть взрослыми. Мне как-то тоже хочется быть взрослым, но когда я вырасту, я пойму, что лучше всего быть школьником. И еще я понял, что учить легко тех, кто хочет учиться. Я, например, хочу учиться, но мне так это надоело!..
...Я открыла для себя множество интересных фактов. Что, к примеру, Ирина Дмитриевна забыла многие свойства математики. В 4-й группе мне понравилось то, что Наталья Викторовна решила все четко, объяснив, как она это решала. В 1-й группе мне понравилось, что «учителя» не оставили Татьяна Леонидовну в беде и сразу поспешили на помощь. Во 2-й группе мне понравился подарок Кати Марине Леонидовне. Ну а в моей группе мне понравились объяснения Андрея. Людмила Степановна была очень сообразительной. В общем, мне понравилось! И я хочу, чтобы таких уроков было как можно больше!..
...Если считать в общем, то роль учителя мне понравилась и хотелось бы почаще проводить так уроки. Мне не понравилось то, что меня перебивали мои «коллеги» и рассказывали сложные способы вычислений...
...Командир нашей группы оказался безответственным. Он распределял темы уже на самом мероприятии, хотя должен был сделать это заранее. Но нам досталась очень хорошая «ученица», которая не подвела нашу группу...
...У меня вызвало затруднение то, что наш ученик долго не мог понять, как перевести число в проценты и как перевести из обыкновенной дроби в десятичную и наоборот. И вот, когда подошло время зачета, мы очень волновались. Я неоднократно выходил к доске и помогал. Когда пришло время проверить зачет, то оказалось, что у Ирины Дмитриевны все правильно...
...При решении задач и примеров Ирина Дмитриевна старательно боролась с арифметикой, но бой был проигран, и нам пришлось выходить и помогать ей. Больше всего мне понравилось, когда нашу ученицу оценивали по пятибалльной шкале...

Все много смеялись и от души радовались, что у всех все получилось.
Спасибо за урок, дети!

От редакции
Какая ж вы молодец, Тамара Ивановна! И не только потому что решились перевернуть традиционный урок шиворот-навыворот. А еще и потому что написали про это, да еще с таким количеством всяких милых подробностей! Хотя кое-каких деловых мелочей все же не хватило.
Нашим читателям наверняка было бы важно узнать, какой именно жеребьевкой вы пользовались, сколько времени было отведено на решение у доски, какие были правила и как они устанавливались, как происходило объяснение в командах. Один рассказывает свой вопрос, остальные слушают? И какие именно вопросы были… Хотелось бы все это лучше представить себе.
И еще одна мелочь – из разряда принципиальных. Вы провели самый настоящий зачет-перевертыш, и жаль, что в конце «учителям» выставлялись оценки, да еще кем – «ученицами»! Жаль, если у детей осталось впечатление, что все происходило понарошку. Ведь для них это был уникальный опыт равноправного сотрудничества с учителями. И вдруг дети снова оказались в позиции, когда их оценивают...
А еще интересно, что во время зачета делали вы? А наблюдатели-математики, их реакция? Они ваши сторонники или, наоборот, скептически отнеслись к этой затее? А пять учительниц, которые сдавали зачет, не захотели провести такой же по своим предметам?..
Может быть, вы напишете еще одно письмо – «по следам сенсации»? Действительно, сенсация, и интересно, какой резонанс она имела в вашей школе. Не появились ли у вас последователи? Как повлияло на ваших коллег участие в таком зачете?
С интересом ждем продолжения.

TopList