Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №4/2008

Архив

Профориентация школьников

В этом номере вниманию классных руководителей предлагаются материалы для седьмых и восьмых занятий авторского курса Г. Резапкиной «Уроки самоопределения». Эти занятия посвящены экскурсиям на предприятия, встречам с профессионалами и творческим проектам.
Обращаем ваше внимание, что темы творческих работ, как и схемы упражнений, предлагаемые автором, являются примерными. Если вы внимательно читали методические рекомендации к курсу, который публикуется с начала учебного года, вы наверняка заметили, что «степень свободы» у занятий различная. Одни достаточно жестко регламентированы, другие дают простор для фантазии.
Седьмые и восьмые занятия структурировать невозможно – выбор темы, формы и стиля слишком зависит от особенностей класса и личности классного руководителя. Предлагаем вам самостоятельно продумать детали проектов. Ждем рассказов о том, что получилось!

Галина Резапкина ,
психолог

Экскурсия на предприятие, встреча с профессионалом

Рекомендации к седьмым занятиям в 5–9 классах

Продолжение. Cм. в №2, №3

Несмотря на постоянные разговоры о падении престижа школьного образования в целом и профессии учителя в частности, мнение классного руководителя остается значимым для детей и подростков. Поэтому восприятие учениками событий школьной жизни во многом зависит от отношения к ним авторитетных взрослых.
К сожалению, учителям не всегда удается удержаться от сомнительных сентенций типа «Будешь плохо учиться – пойдешь работать на завод (варианты – учиться в ПТУ, работать дворником, продавцом на рынке и т.д.)». Вместо так нужной подросткам поддержки и мудрого совета – насмешка и унижение, вместо профориентации – дезориентация, ведь среди факторов, искажающих выбор профессии, так называемый престиж является самым коварным.
Чтобы экскурсия не стала антирекламой профессии и предприятия, необходимо обсудить ее детали с руководством предприятия, спланировать маршрут, найти людей, которые могут интересно и доступно рассказать ребятам о своей работе.
Важно, чтобы экскурсии были логическим продолжением занятий. Например, после уроков, на которых изучаются технические профессии, уместно будет посещение предприятий тяжелой и легкой промышленности, приборостроения и т.п.
Другой ход – показать ребятам разнообразие профессий внутри одной отрасли. Так, экскурсия на местное телевидение или в редакцию газеты даст возможность увидеть, скольким людям самых различных профессий мы обязаны своевременным получением информации – редактору, фотокорреспонденту, телеведущему, оператору, звукооператору, видеоинженеру, корректору, верстальщику и др.
Вывод класса за пределы школы сопряжен с организационными трудностями. Если нужен транспорт, естественно обратиться за помощью к «принимающей стороне»: сейчас на многих предприятиях создается профориентационная служба, задача которой – профинформирование школьников.
В любом случае в подготовке экскурсия должны участвовать минимум две стороны – школа и предприятие, причем предприятию как более заинтересованной сто­роне следует брать на себя большую часть затрат и усилий.
Если школа расположена в крупном городе, у вас есть возможность выбрать объект вашего внимания с учетом межпредметных связей. Посещение электролампового завода после изучения темы «Электричество» на уроках физики будет не только эффективной формой профориентационной работы, но и средством закрепления изученного материала. Встреча с инженером-конструктором авиакорпорации может удачно совпасть с изучением темы воздухоплавания на уроке физики. Визит представителя организации или предприятия хорош тем, что не требует таких организационных усилий и волнений, как экскурсия, и легко вписывается в школьную сетку часов. Постарайтесь найти человека, который сможет заинтересовать ребят рассказом о своей работе. Этим человеком вполне может быть кто-то из родителей.
Без встреч с профессионалами, увлеченными своей работой, уроки самоопределения могут восприниматься как нечто абстрактное и далекое от реальной жизни, на пороге которой стоят наши дети.

TopList