Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №4/2008

Архив

Школьный праздник


Наверное, большинство женщин-учителей любят 8 Марта. До чего приятно оказаться в центре внимания, целый день слышать поздравления, получать цветы и подарки! Правда, на следующий день почему-то труднее начинать свои обычные каждодневные дела, и на сердце остается какой-то осадок…
Праздник-то этот на поверку оказывается коварным. Может быть, потому что мы никогда не задумывались о его смысле: а что же, собственно, в этот день отмечается и почему? И если мы всерьез начнем разбираться в истории – кто знает, сможем ли мы и дальше отмечать его с легкой душой, да еще и в детях поддерживать возникшую вокруг этого дня путаницу…
С другой стороны, мы сами тоже ведь участвуем в создании смысла того или иного события. Разве не мы придаем то или иное, большое или маленькое, серьезное или не очень значение происходящему? И разве не от нас зависит, чем праздник станет для наших учеников – очередным упражнением в формализме, поводом для самоутверждения или уроком доброты? А может, даст импульс творческим фантазиям?

Мария Егорова

Фигурки из мятой бумаги

О том, как просто и интересно бывает делать подарки

Кстати, смешных человечков и зверюшек можно скрутить из бумаги прямо тут же, например во время большой перемены. А если еще и раскрасить фломастерами – милые, рукотворные (а главное, с настроением) подарочки готовы! На 8 Марта их можно дарить не только одноклассницам, но и учительницам, мамам с бабушками и просто прохожим.

Изучая технологию Н.Г. Мейстер «Лепка из бумаги», я заметила, что фигурки из мятой бумаги получаются очень уж выразительные. И я решила использовать работу с ними для развития речи своих учеников.

Рецепт изготовления

На партах лежат листы белой бумаги. Я предлагаю ученикам представить, будто в этом листке бумаги скрывается невидимый пока герой будущей истории. Поможем ему появиться на свет и проявить свой характер.
– Лист бумаги скомкайте, а потом расправьте.
– Один из углов предназначаем для головы. Скрутите бумагу на месте шеи.
– Надорвите лист в противоположном углу – здесь будут ноги. Сделайте два надрыва для рук.
– Руки и ноги скрутите в жгутики.
– Дополните художественный образ (шляпой, юбкой, зонтом, шарфом и т.д.).
Фигурки забавных человечков готовы!

Настроение героя

Теперь я предлагаю обсудить в группах по 4–6 человек, можно ли определить настроение того или иного героя.
Дети в группах показывают друг другу фигурки, обмениваются мнениями, спорят.
– Наша группа считает, что настроение можно определить. Вот этот, например, грустный.
– Нет, он скорее задумчивый.
– А наша группа считает, что мы не можем узнать настроение человечка, потому что не видим его глаз.
– А мы не согласны! Если человек веселый, он не опускает голову, а держит ее прямо. Можно определить настроение и по осанке, и по жестам.

Маленькие истории

– Напишите на листочке слова, обозначающие настроение каждого из героев (придирчивое, взволнованное, боевое, волшебное, задиристое, тревожное, плаксивое и т.д.). Подберите к каждому несколько ассоциаций. Например, романтичное – цветы, музыка, улыбка, танец, облака, мечта; шутливое – шум, смех, розыгрыш, приколы, беготня и т.д.
– Теперь обменяйтесь листочками с другой группой. Дополните списки друг друга.
Листки со словами возвращаются в родную группу.
Затем я предлагаю группам прикрепить свои фигурки к основе из плотной бумаги, так чтобы получился некий сюжет.
– А теперь сочините маленькую историю, которая объясняла бы настроение героев. Используйте слова, записанные на листке.
После того как сочинения готовы, композиции прикрепляются к доске. Группы по очереди читают истории, а слушатели пытаются угадать, к какой композиции относится та или иная история.

/По материалам Л. Фомичевой, ж. «Начальная школа плюс до и после», №2, 2006/

От редакции
Познакомившись с этим материалом, мы всей редакцией тут же принялись мять бумагу и скручивать из нее разных человечков. Ох, и забавные же они получались! Мы прикрепили их кнопками к пробковой доске, а потом раздаривали гостям, заглянувшим к нам в комнату. Теперь остался один, любимый – самый лихой и отчаянный. Двоечник, по всему видать.

TopList