Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №4/2008

Архив

Школьный праздник


Наверное, большинство женщин-учителей любят 8 Марта. До чего приятно оказаться в центре внимания, целый день слышать поздравления, получать цветы и подарки! Правда, на следующий день почему-то труднее начинать свои обычные каждодневные дела, и на сердце остается какой-то осадок…
Праздник-то этот на поверку оказывается коварным. Может быть, потому что мы никогда не задумывались о его смысле: а что же, собственно, в этот день отмечается и почему? И если мы всерьез начнем разбираться в истории – кто знает, сможем ли мы и дальше отмечать его с легкой душой, да еще и в детях поддерживать возникшую вокруг этого дня путаницу…
С другой стороны, мы сами тоже ведь участвуем в создании смысла того или иного события. Разве не мы придаем то или иное, большое или маленькое, серьезное или не очень значение происходящему? И разве не от нас зависит, чем праздник станет для наших учеников – очередным упражнением в формализме, поводом для самоутверждения или уроком доброты? А может, даст импульс творческим фантазиям?

Наталья Жеребилова ,
педагог дополнительного образования, Москва

Вот и весь сюжет незатейливый

О том, как я спасала свой сценарий

–А кто к 8 Марта сценарий-то писать будет? – это на методобъединении. – Я писала на праздник Осени, Анна Евгеньевна – к Новому году, а теперь кто?
– Давайте я, – говорю.
И правда: хоть попробовать, как это.

Принялась писать практически сразу после новогодних праздников, – даже каникулы зимние не окончились. Мультик накануне увидела очаровательный, по мотивам Биссета, по-моему, «Как тигренок потерял свои полоски» или что-то в этом роде. Там большой Тигр у Тигренка за трусость полоски отобрал, а потом Тигренок для мамы в бурю и грозу пошел через лес за доктором. Доктор дал маме лекарство, раздался стук в дверь, Тигренок подбежал к двери и закричал: «Не стучать, не звонить, не шуметь! Мама больна». «Да нет, Петрик, – говорит Тигрица, – я уже здорова». – «Тогда звоните, стучите, шумите!» – обрадовался Петрик.
Короче, заходит Тигр и отдает храброму Петрику полоски. Вот и весь сюжет незатейливый. «Дай, – думаю, – у меня будут несколько Тигрят, которые дома подрались, их за это наказали, и ушли они, обидевшись, в лес. А в лесу – Праздник Мам. Будет у меня Блуждающий Хор – дети, которые то песенки поют, то стихи читают, то танцуют между сценами. Тигрята то Белочек встретят, то Ежат, то Птенцов, которые будут просить помочь»…

С момента предоставления сценария до его обсуждения педагогическим коллективом прошло недели две с половиной. Вместе со сценарием отдала я дискету с накачанными из Сети стихотворениями про маму и бабушку. Дискету достаточно вовремя отдали.
– Сократи, – говорят. – Там стихов 30 страниц, кто же это будет на принтере выводить!
– Так их же отобрать надо, – говорю, – посмотреть, какие подойдут.
– Ну, отбери на свой вкус.
И на мои дополнительные возражения: «Да кто же это будет смотреть-то?»
Понятно. Никому это не надо, кроме меня…
И тут – ступор. Не буду, и все. Понимаю сама, что это ребячество, глупость, непорядочность…

Только недели через три меня методист обрадовала: сценарий никуда не годится для нашей школы. Вот если бы, мол, это был детский сад, тогда понятно: дала бы задание учить роли с воспитателями, музыкальный руководитель репетировал бы с детьми сказку три дня в неделю (кошмар!!!), роли дали бы родителям… «Но эти роли желательно бы не дословно учить, – говорю, – а по смыслу. Вот тигрятам встретились белочки и сообщили, что у мамы хвостика нарядного нет. А тигрята отказались помочь. Тогда бы белочки обратились к зрителям – другим ребятам, мамам и бабушкам. И пошла бы игра!»
Нет, говорят. Они это не потянут. С горечью увидела я пометки карандашом. Вместо моих экстравагантных Мява, Рауля и Руанды педагоги сочли нужным ввести Усатика и Полосатика.

Время поджимает, и, разумеется, в одну прекрасную среду меня встречает чужой вариант сценария, с тем чтобы вставить в него подобающие игры (у нас принято разделение по специализации: раз я развивающие игры веду, то я вставляю игры, хореограф вставляет подготовленный танец, музыкант – песни и так далее).
Боже мой!!! Сценарий с огромным количеством стихов (первый ребенок, второй ребенок, третий ребенок), ведущими и концертными вставками типа «Я Петушок, ку-ка-ре-ку, поздравить маму я хочу»…
Вот тебе и праздник для мам и бабушек – учить дома себе же посвященные стихи! (Ну не папам же заниматься этим, тем более что у сорока процентов детей нет отцов).

TopList