Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №4/2008

Архив

Педсовет по воспитанию

Среди педагогов все время ведутся разговоры о воспитании – в учительской, на педсоветах, в коридоре или на кухне. Но важный вопрос – как именно они ведутся? Это дружеский и заинтересованный обмен мнениями, попытка разобраться в хитросплетениях проблемы – кого и как воспитывать? Если так, то, казалось бы, что может быть интереснее такого разговора?
Однако тема воспитания сплошь и рядом становится разменной монетой на педагогических мероприятиях – конференциях, торжественных собраниях или рядовых педсоветах. И тут главной помехой оказывается не только официальная речь, искажающая саму суть разговора, но и стремление продемонстрировать достижения. Показать, как лихо решаются (или могут решаться) сложнейшие психологические проблемы – на словах, на бумаге или на кафедре.
Такие образцово-показательные воспитательные акции, далекие от реального школьного опыта, заново возвращают нас к вопросу, с чего начинается воспитание, можно ли ему обучить, и все ли средства хороши для достижения благих целей. А также где и с кем можно обсудить волнующие учителя проблемы воспитания.

Александра Ершова ,
кандидат педагогических наук

Воспитывать, обучая

О возможностях, правах и обязанностях классного руководителя

Как я понимаю основные задачи классного руководителя. Он назначается администрацией школы и несет ответственность за каждого из своих школьников. За каждого из тех, кто учится во вверенном ему классе.
Что такое эта ответственность? Перед кем и за что? Является ли классный руководитель помощником для детей, чтобы они преодолевали свои особые трудности во взаимоотношениях со школой? Вот об этой помощи мне и хотелось бы поговорить.

Создание коллектива

Прежде всего, думаю, его помощь детям состоит в том, чтобы каждый как-то вписался в коллектив. Разобрался в своих правах и обязанностях по отношению к учителям и к одноклассникам. Среди этих прав обязательно должно присутствовать право самостоятельно думать, принимать самостоятельные решения и быть услышанным. Важно, чтобы школьник чувствовал внимание к проявлениям своих способностей, знал, что его ценят, им дорожат, он нужен людям.
Было бы замечательно, если бы за годы обучения в школе нам удалось сформировать у каждого ученика такие представления о своих правах и обязанностях. Это и есть, по-моему, главный набор педагогических воспитательных целей классного руководителя. Помочь каждому ребенку осознать свои права. И, реализуя эти свои права, каждый учится считаться с правами других, то есть выполнять свои обязанности.

Столкновение мнений

Разберем, что может помочь осуществлению классным руководителем этих целей, а что – помешать. Первым и главным условием для успешной работы классного руководителя я считаю достойное преподавание им учебного предмета в своем подопечном классе. Необходимо, чтобы уроки строились в согласии с обучающим воспитанием. Это значит – учить эффективно всех, а не только способных и хорошо успевающих. Так, чтобы и троечники любили заниматься вашим предметом, и чтобы они улучшали свои отметки, преодолевая все более сложные препятствия.
Социоигровые технологии способны помочь каждому учителю сделать свой урок и более доступным для всех детей, и более интересным, то есть неожиданным. Но в чем-то он становится и более трудным. Сложность социоигрового урока заключается в необходимости общения – в процессе столкновения мнений и при необходимости принимать во внимание чужое мнение, отказываясь от своего или, наоборот, настаивая на нем.
Атмосфера коллективного труда создает у школьников ощущение эффективного или малоэффективного урока. Для всех присутствующих на уроке ощутимо количество прочитанных страниц, количество решенных задач, количество выученных правил. Если говорит только учитель, а школьникам остается лишь поддакивать и угадывать учительские мысли, то ничего хорошего на таком уроке не воспитаешь. Если же ученики общаются между собою, а не только с учителем, то учебный процесс способствует формированию и повышению у каждого ребенка меры требовательности к себе как к участнику и собеседнику, лидеру или помощнику.

Оценка эффективности

Обычно эффективность урока оценивается взрослыми, а не учениками. Но правильнее было бы определять эффективность воспитывающего обучения, прежде всего, по реакциям детей. И, конечно же, не положительным хоровым ответом на вопрос «Понравился вам урок?». Явно положительной оценкой урока учениками стоит считать их активное желание получить ответы на возникшие по материалу вопросы. Само возникновение новых вопросов по предмету – показатель эффективности.
К другим показателям эффективности отнесем и радость трудно успевающих детей от преодоленных препятствий, перед которыми они раньше пасовали. Если после урока у школьников возникла приятная усталость: «Уф! Сколько сделали!», то, вероятно, они не бездельничали. Наивысшая оценка для педагога – всевозможные варианты проявления учениками чувства удовлетворения от преодоленных «километров» маршрута.

Особенности каждого

Соблюдение классным руководителем в роли учителя золотых правил социоигровой педагогики – малые группы, движение, смена мизансцен урока, смена заданий, самостоятельное судейство, – обеспечивает ему достаточно глубокое знакомство с индивидуальными особенностями каждого ученика.
Тогда на своих уроках клас­сный руководитель сразу увидит, кто предпочитает «ездить за чужой счет», а кто не умеет слушать ровесника, кто скромен и умен, а кто недалек и нахален. Кто сегодня грустен, кто легко смешлив, кому усидчивость трудна, а кому только бы за нее и спрятаться, не высовываться, не рисковать. И т.д. и т.п. Увидев и поняв особенности своих подопечных, работая над развитием их умений и знаний, учитель начинает догадываться о том, какие трудности какой ребенок будет испытывать на уроках у других учителей.
И тогда уже классный руководитель способен заранее «подстелить соломку». Он сумеет подготовить детей к предстоящим проблемам и в отношениях с другим учителем. Либо самого учителя предупредит об особенностях такого-то и такого-то ребенка.
Так, как бы разгребая возможные проблемы с двух концов, то исправляя детей, то исправляя коллегу, классный руководитель сможет помочь своим ученикам успевать по всем предметам и приобрести веру в себя как в участника общего коллективного процесса и общей жизни.

Постановка спектакля

Конечно же, освоение школьной программы – необходимое и достаточное, казалось бы, условие для сформированного выпускника школы. Но что каждый из нас думает о таких распространенных характеристиках молодежи, как пассивность, равнодушие, грубость? Мы же знаем, что выпускники не желают читать трудные и хорошие книги, что они не столько самоуверенны (это в целом свойственно юности), сколько высокомерны. Часто они проявляют нахальство и наглость по отношению к сверстникам и старшему поколению. Со скукой и равнодушием относятся к окружающим людям. Все это – издержки, недоработки и, прямо говоря, брак в воспитательных усилиях школьного образования. А во многом – и проявление педагогической самоуверенности и склонности самих учителей все и вся упрощать.
Перечисленных бедствий можно было бы избежать, если бы классный руководитель принял вовремя соответствующие меры. Например, ставил бы с классом спектакли. И подарили бы они свои спектакли родителям, младшим классам. Или вызвали бы на соревнование старших.
Утверждаю, что нельзя всерьез принимать отговорки о том, что учитель не знает, как ставить спектакли. Все могут, если захотят кого-то порадовать. Да и таланты необходимые и достаточные всегда обнаруживаются. Надо только захотеть. А классный руководитель должен делать это даже через «не хочу». Будем считать постановку спектакля его обязанностью. Уж очень много полезного есть в работе над спектаклем, в генеральных прогонах, с их горячкой, общим волнением, неизбежными «накладками», страхами и радостями, надолго остающимися в памяти всех создателей.
А какая замечательная возможность для классного руководителя в процессе подготовки выступления «навести мосты» в детско-родительских отношениях. Одних родителей порадовать не столько отличной успеваемостью их чада, сколько его человеческими качествами. Другим равнодушным родителям открыть талант их ребенка. Это делает их нашими союзниками, создает возможность сотрудничества (материалы о путях взаимодействия с родителями, о вовлечении их в жизнь школы, читайте в весенних номерах. – Прим.ред.).

Расширение представлений

Еще одним направлением воспитания должно стать расширение представлений школьников о ближайшем окружающем мире. Об истории местности, где живут и учатся дети, об экологических, географических, климатических свойствах ближайшего окружения, о людях старшего поколения, вошедших в устную или письменную историю края. Думаю, хватит нам растить «иванов, не помнящих родства». Во всех школах, где ведется краеведческая работа, атмосфера особенная – более бережливая.
Наконец, существует мировая художественная культура, свою лепту в которую вносят или могут внести те, кто окружает школьников. Есть люди, которые коллекционируют музыку, книги, живопись, поэзию. Всегда где-то близко от нас живут настоящие художники – поэты, живописцы, писатели и артисты.
Конечно же, опять встает вопрос, а нужно ли искусство самому классному руководителю? Но, даже если он не знает и не чувствует, зачем и кому оно нужно, он обязан обеспечить ученикам и возможность творить самим, и возможность наслаждаться искусством, созданным другими людьми. Для этого, как минимум, всегда доступна художественная литература.
Вероятно, объектом пристального внимания классного руководителя могла бы стать городская или районная библиотека. Посещение библиотеки может дать повод для составления школьниками списков прочитанных книг, сравнения и поиска наилучших иллюстраций в разных изданиях – хотя бы детских сказок, расширения знаний о писателях, их биографиях и историях их произведений.
В заключение этого беглого осмотра возможностей и обязанностей классного руководителя хочу повторить, что только учитель, склонный совершенствовать свой собственный урок, способен выполнять сущностные обязанности классного руководителя.

TopList