Разное
Сергей Плахотников ,
директор психолого-педагогической службы НП «Школа "Президент"»
директор психолого-педагогической службы НП «Школа "Президент"»
Авторская страничка
Африканские хроники
Педагогические этюды Сергея Плахотникова
ВЕЛОСИПЕД
Самая большая и несбыточная мечта африканского школьника – это велосипед. Школьник хочет велосипед, даже если он его никогда не видел.
Дети часто просили меня рассказать им про два колеса, на которых можно сидеть, которые крутятся в одну сторону и слушаются ног. И я рассказал им про то, как учился кататься на двухколесном друге, как он жевал мою штанину и сбрасывал меня в реку. Дети слушали завороженно, они вообще благодарные слушатели.
Однажды Бунта приехал в школу на велосипеде. Но велосипед был одноколесным, потому что мама Бунта разрешила взять только один обруч от бочки с водой. Мальчик ехал верхом на колесе и невозмутимо посматривал по сторонам. Дети, раскрыв рты, смотрели на счастливчика.
Бунта объехал вокруг школы и остановился. Глядя на детей, я понял, что уроков сегодня не будет. Африканские дети вежливы, поэтому они выстроились в очередь и стали ждать, когда добрый Бунта позволит им прокатиться. Бунта сказал, что велосипед – вещь опасная, что он может сбросить человека в реку или укусить за ногу, поэтому Бунта будет катать детей сам.
Он сажал пассажиров по двое – одного вперед, а другого назад – и возил по разу вокруг школы. Тогда я стал спрашивать, сколько кругов потребуется Бунта, чтобы прокатить шесть ребят. Дети стали отвечать и в конце концов мы составили расписание движения Бунта вокруг школы и научились считать парами, что называется «doubling».
С тех пор, когда я вижу велосипед, я инстинктивно начинаю умножать и делить на два.
Последствие магической операции
БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ
Назавтра я назначил самостоятельную работу. Дело в том, что африканские дети склонны все делать сообща, и совершенно невозможно проверить, умеет ли каждый из них считать в отдельности. Когда они списывают примеры с доски и решают их в тетради, то что-то шепчут на родном языке. Что они шепчут, мне неведомо, но ответы у них совпадают – и правильные, и неправильные. Поэтому я назначил самостоятельную работу, объяснив, что у каждого будет свое задание.
Наутро шел дождь, как, впрочем, и во все предыдущие дни. Я раздал детям листочки с примерами на состав десяти, которые сочинял ночью. И африканские дети стали решать. Но решали они как-то странно: все в классе терли большой палец правой руки. Это продолжалось все пятнадцать минут самостоятельной работы. Потом дети сдали работы, и я увидел, что на листочках не было ничего, кроме результатов моего ночного бдения. Я почесал в затылке и поставил всем отрицательные оценки.
Когда я сообщил об этом, дети со всех ног выбежали из школы и устремились к крайней в деревне хибаре. Они подбирали комья грязи и с силой бросали их в жалкое строение. Вышла хозяйка, шестидесятилетняя Мабел, и тут же схлопотала по лицу. Кричали дети, кричала Мабел, кричали подоспевшие родители. Скандал утихомирился лишь тогда, когда каждому ребенку женщина отдала по петуху.
Позже выяснилось, что Мабел, деревенская знахарка, зашила каждому ребенку в палец счастье для отличной учебы, сделав у основания пальца два надреза. Она заставила каждого ребенка втирать в рану магическую смесь из трав и корений.
С тех пор, прежде чем поставить ребенку отрицательную оценку, я внимательно смотрю на большой палец его правой руки.