Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №3/2008

Разное

Конкурс педагогических ситуаций

Проблемы, тупики, неожиданности, вопросы

Денис отлынивает от дежурства по классу

В вашей школе принято ученикам дежурить: убирать после уроков кабинеты. Ваш класс убирает ваш кабинет.
Однако в классе есть мальчик Денис, во многих отношениях совсем неплохой и довольно хороший ученик, который, однако, всегда отлынивает от этого дежурства, то есть просто сбегает домой. Он еще ни разу не дежурил.
В то же время другой мальчик, Андрей, приятель Дениса, который сидит с ним за одной партой, наоборот, отличается большой пунктуальностью и добросовестностью и всегда аккуратно является на дежурство. Так как дети дежурят по партам, то Андрею приходится делать всю работу и за себя, и за Дениса. Причем он ни разу не заявил по этому поводу никакого протеста.
Но однажды вы случайно услышали, как Денис весьма иронически спрашивает приятеля о вчерашнем дежурстве («Ну как, пахал?» – и т.п.), а Андрей отвечает ему смущенным тоном, как будто это он в чем-то виноват.
Как вы себя поведете с этими детьми?

Ситуация, предложенная Вадимом Слуцким

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Естественно для учителя – примириться с таким положением, так как кабинет убирается, Андрей не протестует, а Дениса ловить по всей школе не будешь, и сделать ему ничего нельзя. Однако Дениса это научит тому, что от всего неприятного в жизни нужно увиливать, даже если это неприятное ляжет на плечи твоему другу. Он будет думать, что такое поведение всегда должно оставаться безнаказанным. А Андрей при всей своей добросовестности, конечно, чувствует, что это неправильно. В конце концов он проникнется отвращением к этой работе. Его отношение к учителю-эксплуататору также ухудшится.
Наверное, в этой ситуации стоит один раз остаться в школе попозже, попросив Андрея убрать половину класса. Затем не полениться сходить к Денису домой (еще и позвонить предварительно его папе или маме и спросить с удивлением: «А куда это делся Денис? Он же сегодня дежурит!») и привести его в школу. После чего он вряд ли станет отлынивать от дежурства, и ему это пойдет на пользу.

Вадим СЛУЦКИЙ, преподаватель Школы творческого развития «Ключ», г. Петрозаводск, Карелия

Ответ на этот вопрос кроется в ответе на другой: кто из двоих друзей нуждается в поддержке? Поскольку доброго начала держаться всегда труднее, я бы поддержал Андрея.
«Довольно хороший ученик» Денис и так социально устойчив, у него достаточно ресурсов, чтобы критически относиться к формальным школьным ситуациям, которые никак статусно не подкреплены: за манкирование уборки класса из школы не выгоняют, да и не входит в обязанности ученика убираться, достаточно лишь хорошо учиться.
Поддержку я понимаю буквально, деятельно. Я бы в дни, выпадающие Андрею для дежурства, убирал класс вместе с ним. Убирал бы ровно столько, сколько потребуется для того, чтобы ситуация перестала быть напряженной.
Главное, чтобы Андрей не был унижен и его чувство долга было подкреплено чувством справедливости.

Сергей ПЛАХОТНИКОВ, директор психолого-педагогической службы НП «Школа Президент», г. Москва

Мне в этом рассказе интересен не сам по себе сюжет, а причина сарказма одного мальчика и причина смущения другого. Почему школьник может так саркастически относиться к общественным занятиям? Предположим, он считает, что все это блажь, фантазия, вранье. А, может быть, тут проявился гипертрофированный эгоизм, когда ребенок уверен, что делать что-нибудь для других – это глупость. Важно посмотреть на причину: откуда берется сарказм?
Такая реакция может возникнуть и от ощущения бессмысленности занятий. Если он сегодня убрал, а через час сюда пришла продленка или вторая смена и все перевернула, то у него появляется ощущение бесполезности. А бессмысленность дела запросто может вызывать сарказм у умного человека.
Если же это гипертрофированный эгоизм по принципу «я для других ничего не делаю», то тогда интересно посмотреть: этот ученик действительно вообще ничего для других не делает или все-таки когда-то что-то делает? А почему он тогда не считает уборку делом для других? Значит, в этой уборке он не видит ничего, кроме внешнего требования: «ты должен, ты обязан». И тогда его реакция: никому, ничего, ни за чем.
Также непонятно по рассказу, что происходит со вторым мальчиком, который послушно все делает. Почему он так смущенно отвечает товарищу? Он действительно себя считает дураком? Тогда он просто смущенно в этом признается: да, действительно, я дурак. Возможно, он и вправду считает своего приятеля более умным. Тогда его самоощущение: нас позвали копать, и я, дурак, опять пошел, а вот он, умный, туда не пошел. А кто же тут все-таки на самом-то деле дурак, кто умный? Вот если бы в этом разобраться, повернуть разговор в направлении – где глупость, а где ум.
Что касается самой педагогической задачи, то в ответе важно указать, из какого класса дети. Причины для такого поведения в 10 классе или в 5-м могут объясняться разными вещами. В одном случае будет больше глупости, в другом – самоуверенности.
А тут не указан не только возраст (что очень существенно). Не указана история, традиции школы. Практически отсутствуют характеристики мальчиков. Но что если один из них богатый, а другой бедный? Сразу же другая история получается. Например, если тот, кто не убирается, – из богатой семьи, а убирающийся – из бедной, то это одна история. А если наоборот? Когда убирающийся – богатый, а неубирающийся – бедный, то это уже другая история. И отношения между учениками, и их собственное отношение к делу могут быть совершенно различными.
Меня в изложении педагогической задачи смущает непонимание ситуации в ее корнях, в причине. Потому что у всякого явления есть причина. Учитель сразу же задается вопросом: а что я могу? Да ты сначала пойми, что конкретно с детьми происходит, а потом уже думай, что ты можешь.
Это касается и тех требований, которые предъявляются к ученикам. Идея обязательно их к чему-то приучать – это родительская идея. Например, можно ли приучить ребенка к аккуратности? Вот некоторые думают, что можно. А я думаю, что там, где надо, он будет аккуратный, а где ему не надо, он все равно аккуратным не будет.
И тут то же самое важное: прежде чем что-то требовать от ребенка, ты сначала пойми, почему ему это не надо. Почему ему не надо экономить время? Почему ему не надо класть вещи на место? На самом деле, во-первых, даже физиологически есть такие люди, для которых любой предмет, где бы он ни лежал, находится на месте. Они так мир воспринимают. Это имеет физиологические корни, как и отношения со временем.
А бывает, что учитель словно бы обеляет себя в глазах ученика: «Пожалуйста, заполни дневник. Да это не мне надо, это директору надо». И тут, естественно, возникает отторжение. Ребенок ничего делать не будет, чувствуя, что даже тебе это не надо. Если ты не можешь сделать так, чтобы дело стало нужно и интересно самому ученику, то не загораживайся требованиями директора. Когда у самого учителя есть чувство, что приходится тратить время на тупое занятие, то лучше честно сказать, что это пустое, но с нас это требуют. Тут даже договор такой возможен с учениками: давайте сделаем, чтобы на нас не наезжали, чтобы нас не ругали.
Хотя я бы на самом деле перевела какое-то внешнее требование в общую задачу. Понимаете, ну на самом деле чистота в классе – это же всем нам надо. Например, почему школьный спектакль с увлечением создается? Потому что это всем нам надо. Не мне, режиссеру, и не тем, кто играет главную роль, а всем нам надо, чтобы прямо в эту секунду что-то случилось – на сцене и в зале, для зрителей. Но для этого же и работа специальная идет.

Александра ЕРШОВА, кандидат педагогических наук, доцент Московского института открытого образования

TopList