Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №2/2008

Разное

ВНИМАНИЕ! Всероссийский проект

«Что делать в трудной ситуации?»

Правовая культура детей и взрослых в повседневной жизни

Просветительская организация «Молодежный центр прав человека и правовой культуры» (Москва) вместе с редакцией «Клас-
сного руководства» приглашают учителей и родителей принять участие во всероссийском проекте «Что делать в трудной ситуации», посвященном методам правовой помощи ребенку в нашей повседневной жизни.
Тема проекта связана с житейскими ситуациями, с которыми сталкиваются школьники 10–17 лет – на улице, в семье, в школе, в государственных учреждениях, в отношениях со сверстниками и взрослыми. Это ситуации, в которых неграмотные в правовом отношении действия могут повредить ребенку: либо создать угрозу его здоровью и безопасности, либо нанести ему моральную травму; ребенок может быть втянут в конфликт, может пострадать его чувство собственного достоинства. Во многих случаях ребенок должен выбрать достойный способ поведения, чтобы не пострадал другой человек.

К сожалению, не только дети, но и взрослые, в том числе педагоги, в большинстве случаев не умеют подходить к житейским ситуациям с правовой точки зрения. Чтобы когда-то научиться защищать свои права с помощью закона, сначала надо выработать навыки применения элементарных этических норм и принципов справедливости, которые лежат в основе права.
В большинстве случаев ребенок не может справиться со сложной ситуацией самостоятельно – ему нужна помощь взрослого. Но, во-первых, грамотного взрослого рядом может не оказаться; во-вторых, ребенку надо еще уметь правильно выразить свой вопрос или просьбу, чтобы получить помощь.
Как показывает наш опыт, в этой ситуации очень полезным оказывается формат карманных справочников для детей. Там по каждой проблемной ситуации дается совет в понятной для ребенка форме. Иногда это четкие пошаговые инструкции, иногда – совет, позволяющий правильно сориентироваться и принять собственное решение.
Центральной задачей нашего проекта является подготовка серии таких справочников для школьников. Справочники рассчитаны на две возрастные группы: 10–13 лет и 14–17 лет.
В газете «Классное руководство» уже публиковались отрывки из материалов, подготовленных членами авторского коллектива данного проекта. По ним можно судить о том, какие советы будут помещены в справочники.

Помимо справочников для детей, проект предусматривает справочный веб-сайт для родителей. На сайте, в частности, будет работать онлайн-консультация, где все родители смогут получить совет юриста по защите прав детей, а также советы по правовому воспитанию.
И, наконец, важный компонент проекта – методическое пособие для учителей. В первой части пособия учитель найдет советы по защите прав ученика и по правовой защите учителя.
Возможности учителя по защите прав детей весьма велики, причем это касается и внешкольных ситуаций – отношений ребенка с семьей, правоохранительными органами, военкоматом, медицинскими учреждениями. Иногда именно учитель подсказывает верный вариант действий родителям ученика.
Правовая защита учителя имеет самое непосредственное отношение к теме проекта, потому что учитель, чувствующий свою собственную незащищенность, тем более не может защитить своих учеников.
Во второй части пособия будет дан обзор зарубежного и российского опыта создания правового пространства на уровне класса и школы.
Третья часть пособия – рекомендации для учителей по использованию справочников на уроках обществознания и права, а также в воспитательной работе классного руководителя.

Дорогие коллеги! Каждый из вас может принять участие в подготовке материалов, которые так нужны и детям, и взрослым.
Чего мы ждем от вас?
1. Пожалуйста, предложите и опишите ситуацию, которая, на ваш взгляд, обязательно должна быть рассмотрена в справочнике – для младшей или старшей возрастной группы или для обеих групп.
Авторами справочников собрано множество примеров ситуаций, относящихся к разным сферам жизни детей 10–17 лет. Однако, может быть, именно вы предложите ситуацию, которую никто не догадался рассмотреть. Выбор правильного решения в этой ситуации должен быть очень важен для физической безопасности ребенка, соблюдения его прав, для его нравственного развития (чувства собственного достоинства, понимания принципов справедливости, уважения достоинства других людей), для развития правосознания.
Особо важны ситуации, когда ребенок не может защитить себя сам, а нуждается в помощи или совете взрослого.
Рассматриваются разные сферы отношений: ребенок и семья, ребенок и школа, отношения с милицией, с армией, ситуации в магазине, отношения со сверстниками, ситуации, связанные с лечением и медицинскими учреждениями, чрезвычайные ситуации и т.д.
Вы можете дать собственный комментарий – почему вы считаете, что именно в этой ситуации ребенку важно получить правильный совет или помощь. В частности, это может быть связано с серьезностью угрозы, или ситуация может быть особо важна с воспитательной точки зрения, или информацию для принятия решения в таких случаях особенно тяжело найти.
Вы можете представить описание реального события или прислать вопрос в том виде, как его задал ребенок («Что делать, если…»).
Экспертам, которые будут изучать ваши предложения, важно получить подробное описание ситуации, чтобы правильно оценить ее. Пожалуйста, постарайтесь не упустить важные детали.
Тем не менее, не нужно указывать реальные имена и фамилии действующих лиц, названия конкретных учреждений, номера школ, географические подробности и т.п. Цель данной работы – не выявление нарушений, а подготовка советов на случай, если кто-то из детей столкнется с чем-то подобным.
2. Может быть, вам приходилось не только наблюдать какие-то критические ситуации, но и действовать или обдумывать способ действий. Пожалуйста, предложите вариант грамотных действий в какой-то ситуации.
Вы можете прислать либо вариант объяснений или советов для ребенка, либо алгоритм действий для взрослого (родителя, учителя), либо то и другое. Не обязательно давать решения, которые вы лично испытали на практике – это могут быть просто ваши соображения, как лучше поступить.
3. Вы можете прислать или только ситуацию (вопрос), или предлагаемое вами решение, или и то, и другое. Количество предложений от одного участника не ограничено. Допускается участие не только педагогов, но и родителей школьников.

Каждый автор, приславший нам описания проблемных ситуаций или варианты решения, получит сертификат участника проекта.
50 комплектов справочников будут бесплатно высланы авторам наиболее интересных предложений.
Кроме того, авторский коллектив приготовил специальный приз за самую полезную и интересную работу.
Наиболее интересные письма будут (с разрешения авторов) опубликованы в газете и на сайте проекта.
Письма следует присылать на адрес редакции с пометкой: для проекта «Что делать в трудной ситуации?».
Крайний срок получения писем – 1 апреля 2007 года.
Издание справочников и пособий планируется к сентябрю 2008 года.

Молодежный центр прав человека и правовой культуры – общественная организация, специализирующаяся на правовом просвещении, разработке и издании учебной, методической и популярной литературы по правовой тематике, консультировании учителей по вопросам преподавания правовых дисциплин.
Проект финансируется на основании Распоряжения Президента РФ от 30.06.2007 № 367–рп «Об обеспечении в 2007 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества», в рамках программы грантов на проекты, имеющие социальное значение в сфере защиты прав и свобод человека и правового просвещения населения.

Информационную поддержку проекту оказывает газета «Клас­сное руководство и воспитание школьников».

TopList