Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №2/2008

Архив

Профориентация школьников

Мы продолжаем публиковать конспекты «Уроков самоопределения» для учеников 5–9 классов (автор – психолог Г. Резапкина). В этом номере даны разработки пятых занятий для 5–9 классов.
Общими задачами для этих уроков является диагностика и развитие представлений школьников о профессиональных интересах и склонностях. Своевременное выявление и развитие профессиональных интересов учеников во многом определяет их будущую профессиональную успешность.
Предлагаемые занятия последовательно развивают эту тему с помощью упражнений и методик, дополняющих друг друга и учитывающих возрастные особенности учеников 5–9 класса.
Для работы необходимы бланки к соответствующим методикам, которые лучше приготовить заранее.

Галина Резапкина ,
психолог

Уроки самоопределения

Профориентационные занятия в 5–9 классах

МОИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ
Пятый урок в 5 классе

Упражнение «Или-или»

1. Пусть каждый из детей прочитает оба из нижеследующих высказываний и выберет действие, которое ему больше нравится:
Ухаживать за животными (1а) или ремонтировать машины (1б).
Объяснять одноклассникам учебный материал (2а) или чертить схемы, таблицы (2б).
Иллюстрировать книги (3а) или следить за развитием растений (3б).
Заниматься мелким домашним ремонтом (4а) или рекламировать товары (4б).
Исправлять ошибки в текстах (5а) или писать отзыв о фильме, концерте (5б).
Дрессировать животных (6а) или воспитывать детей (6б).
Играть на музыкальных инструментах (7а) или управлять транспортом (7б).
Обслуживать покупателей (8а) или украшать витрины магазинов (8б).
Изучать устройство различных механизмов (9а) или изучать иностранный язык (9б).
Лечить животных (10а) или лечить людей (10б).
Выводить новые сорта растений (11а) или конструировать машины (11б).
Улаживать конфликты между людьми (12а) или приводить в порядок документацию (12б).
Посещать театры, музеи (13а) или технические выставки (13б).
Налаживать медицинскую технику (14а) или оказывать людям медицинскую помощь (14б).
Составлять отчеты (15а) или писать рассказы (15б).
Проводить лабораторные исследования (16а) или принимать больных (16б).
Расписывать стены (17а) или строить здания (17б).
Заниматься организацией мероприятий (18а) или выступать на сцене (18б).
Делать чертежи изделий (19а) или копировать их (19б).
Изучать природные явления (20а) или работать за компьютером (20б).

2. Теперь пусть каждый найдет номер выбранного высказывания в бланке и обведет его в кружок.

Ч
Т
П
З
И
10а
10б
12а
11б
11а
12б
13а
14б
14а
13б
15а
15б
16б
17б
16а
19б
17а
18а
19а
20а
20б
18б

3. Обработка заключается в подсчете обведенных номеров в каждом из пяти столбцов.
4. А теперь пусть каждый поищет «своих» – тех, у кого, так же как и у него, больше всего баллов в первом (втором, третьем, четвертом) столбце.
• Назовите самое интересное для вас дело из тех, которые вы обвели в кружок. Как вы думаете, что объединяет профессии первого столбика?
(В них главное – другой человек. Итак, «Ч» – это «человек».)

Упражнение «Найди пару»

К группе «Ч» (человек) относится большинство профессий. Пусть дети по группам найдут к каждой профессии левого столбика ее пару в правом, соединив их линиями. Если в этом списке нет выбранных ими профессий, пусть запишут внизу их названия и, соответственно, их пары.

Врач
Учитель
Парикмахер
Экскурсовод
Библиотекарь
Продавец
Воспитатель
Певец
………………..
Покупатель
Клиент
Пациент
Читатель
Слушатель
Ученик
Воспитанник
Турист
………………

• А что означают буквы второго, третьего, четвертого и пятого столбцов (Т, П, З, И)?
Дайте возможность группам высказать свои версии, не торопите их. Лучше, если они сами догадаются, что остальные буквы являются начальными буквами слов «Техника», «Природа», «Знак», «Искусство». Пусть назовут примеры этих профессий и по возможности предмет или объект труда.
Ребята должны чувствовать, что вам не безразлично, кем они станут. Поэтому важно дать высказаться всем желающим.

ИНТЕРЕСЫ И СКЛОННОСТИ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
Пятый урок в 6 классе

Определение профессиональных склонностей
(методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной)

Склонность – это влечение к какому-либо занятию. Чтобы определить свои профессиональные склонности, пусть каждый из учеников выберет в ниже приведенном списке один из трех вариантов (а, б или в) и отметит его в бланке, который следует за списком.
1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности:
а) общаться с самыми разными людьми;
б) снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене;
в) заниматься расчетами; вести документацию.
2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает:
а) возможность следить за ходом мыслей автора;
б) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
в) сюжет, действия героев.
3. Меня больше обрадует Нобелевская премия:
а) за общественную деятельность;
б) в области науки;
в) в области искусства.
4. Я скорее соглашусь стать:
а) главным механиком;
б) начальником экспедиции;
в) главным бухгалтером.
5. Будущее людей определяют:
а) взаимопонимание между людьми;
б) научные открытия;
в) развитие производства.
6. Если я стану руководителем, то в первую очередь займусь:
а) созданием дружного, сплоченного коллектива;
б) разработкой новых технологий обучения;
в) работой с документами.
7. На технической выставке меня больше привлечет:
а) внутреннее устройство экспонатов;
б) их практическое применение;
в) внешний вид экспонатов (цвет, форма).
8. В людях я ценю прежде всего:
а) дружелюбие и отзывчивость;
б) смелость и выносливость;
в) обязательность и аккуратность.
9. В свободное время мне хотелось бы;
а) ставить различные опыты, эксперименты;
б) писать стихи, сочинять музыку или рисовать;
в) тренироваться.
10. В заграничных поездках меня скорее заинтересует:
а) возможность знакомства с историей и культурой другой страны;
б) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
в) деловое общение.
11. Мне интереснее беседовать о:
а) человеческих взаимоотношениях;
б) новой научной гипотезе;
в) технических характеристиках новой модели машины, компьютера.
12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал:
а) технический;
б) музыкальный;
в) спортивный.
13. В школе следует обратить особое внимание на:
а) улучшение взаимопонимания между учителями и учениками;
б) поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;
в) укрепление дисциплины.
14. Я с большим удовольствием смотрю:
а) научно-популярные фильмы;
б) программы о культуре и искусстве;
в) спортивные программы.
15. Мне хотелось бы работать:
а) с детьми или сверстниками;
б) с машинами, механизмами;
в) с объектами природы.
16. Школа в первую очередь должна:
а) учить общению с другими людьми;
б) давать знания;
в) обучать навыкам работы.
17. Главное в жизни:
а) иметь возможность заниматься творчеством;
б) вести здоровый образ жизни;
в) тщательно планировать свои дела.
18. Государство должно в первую очередь заботиться о:
а) защите интересов и прав граждан;
б) достижениях в области науки и техники;
в) материальном благополучии граждан.
19. Мне больше всего нравятся уроки:
а) труда;
б) физкультуры;
в) математики.
20. Мне интереснее было бы:
а) заниматься сбытом товаров;
б) изготавливать изделия;
в) планировать производство товаров.
21. Я предпочитаю читать статьи о:
а) выдающихся ученых и их открытиях;
б) интересных изобретениях;
в) жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.
22. В свободное время я люблю:
а) читать, думать, рассуждать;
б) что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;
в) ходить на выставки, концерты, в музеи.
23. Больший интерес у меня вызовет сообщение о:
а) научном открытии;
б) художественной выставке;
в) экономической ситуации.
24. Я предпочту работать:
а) в помещении, где много людей;
б) в необычных условиях;
в) в обычном кабинете.

1
А
Б
В
2
А
Б
В
3
А
Б
В
4
А
Б
В
5
А
Б
В
6
А
Б
В
7
А
Б
В
8
А
Б
В
9
А
Б
В
10
А
Б
В
11
А
Б
В
12
А
Б
В
13
А
Б
В
14
А
Б
В
15
А
Б
В
16
А
Б
В
17
А
Б
В
18
А
Б
В
19
А
Б
В
20
А
Б
В
21
А
Б
В
22
А
Б
В
23
А
Б
В
24
А
Б
В
Сумма
I
II
III
IV
V
VI

Теперь пусть ученики подсчитают число обведенных букв в каждом из шести столбцов и запишут эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.
10–12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность.
7–9 баллов – склонность к определенному виду деятельности.
4–6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность.
0–3 баллов – профессиональная склонность не выражена.
Шесть столбцов – это шесть видов деятельности. Обратите внимание учеников на те столбцы, которые набрали большее количество баллов.
• Совпадает ли ваш выбор профессии с полученными результатами?

Виды деятельности (столбцы I–VI)

I – склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает способность находить общий язык с разными людьми, понимать их состояние, знать и помнить их особенности.
II – склонность к исследовательской деятельности. Профессии, связанные с научной работой. Такие люди отличаются рациональностью, независимостью и оригинальностью суждений, аналитическим складом ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.
III – склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк: монтаж, ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; строительство; обработка материалов; управление транспортом; изготовление изделий.
IV – склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий отличает оригинальность и независимость.
V – склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке и здоровью.
VI – склонность к планово-экономической деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием; делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием; схематическим изображением объектов. Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

Что сказать ученикам

Между интересами и склонностями много общего, но есть и различие. Интересы выражаются формулой «хочу знать», а склонности – формулой «хочу делать». Можно с удовольствием смотреть фильмы, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов и собирать их автографы, но при этом не стремиться к профессиональной деятельности в области кино. Можно быть фанатом футбольной команды, посещать все игры с ее участием, но при этом не делать даже утренней зарядки.
Профессию надо выбирать в соответствии со своими интересами и склонностями. А интерес формируется в реальном деле – пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать свои силы в разных видах деятельности – спорте, литературе, искусстве, науке – в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках и секциях, музыкальных школах и т.п.
(Примечание. Если вы ведете занятия второй год, то ребята имеют возможность сопоставить свои результаты с работой по опроснику «Или-или» в пятом классе. Собственно, в расчете на это и предлагается собирать и хранить заполненные бланки).

ТИП БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ
Пятый урок в 7 классе

Вспомните, на какие группы делятся профессии. Назовите 2–3 профессии из каждой группы.

Определение типа будущей профессии
(методика Е.А. Климова)

Пусть каждый из учеников прочитает нижеследующие высказывания. Если они вам подходят, то перед цифрой в клетке поставьте «+», если нет – поставьте «—». Если сомневаетесь, зачеркните цифру.

1. Легко знакомлюсь с людьми
1
2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить
1
3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки
1
4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными
1
5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить
1
6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами
1
7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными
1
8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах
1
9. Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших
2
10. Люди считают, что у меня есть художественные способности
2
11. Охотно читаю о растениях, животных
1
12. Принимаю участие в спектаклях, концертах
1
13. Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин
1
14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы
2
15. Легко улаживаю разногласия между людьми
2
16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой
2
17. Людям нравится мое художественное творчество
2
18. У меня есть способности к работе с растениями и животными
2
19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме
2
20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь
1
21. Результаты моего технического творчества одобряют даже незнакомые люди
1
22. Без особого труда усваиваю иностранные языки
1
23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям
2
24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т. д.
1
25. Могу влиять на ход развития растений и животных
2
26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов
1
27. Мне обычно удается убедить людей в своей правоте
1
28. Охотно наблюдаю за растениями или животными
1
29. Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику
1
30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т. п.
1
РЕЗУЛЬТАТЫ
П
Т
З
И
Ч

По каждому столбцу ученики подсчитывают алгебраическую (то есть с учетом знаков) сумму. Зачеркнутые цифры не считают. Записывают сумму в строку «Результаты».
Наибольшая полученная сумма или суммы (по нескольким столбцам) указывают на наиболее подходящий тому или иному ученику тип профессии, который обозначен буквами П (природа), Т (техника), З (знак), И (искусство), Ч (человек). Максимальное число баллов в каждом столбце (8) говорит о ярко выраженном интересе к одному из пяти предметов труда. Минимальное количество в колонке означает отсутствие интереса к данному предмету труда. Ученики записывают три предмета труда, набравшие большее число баллов.

Профессиональные интересы

Методика, которую они только что выполнили, основана на их профессиональных интересах. Интересы различаются по содержанию (например, интерес к литературе, музыке, технике, животным, цветам, компьютерным играм, моделированию одежды и т.д.), по глубине, по длительности. Устойчивые интересы делают жизнь человека яркой и насыщенной. Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности.
• Как вы думаете: можно управлять интересами?
Прочитайте семиклассникам отрывок из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера» или покажите отрывок из кинофильма. Возможно чтение по ролям.
Том вышел на улицу с ведром известки и длинной кистью. Он окинул взглядом забор, и радость в одно мгновение улетела у него из души. Тридцать ярдов деревянного забора в девять футов вышины! Жизнь показалась ему бессмыслицей, существование – тяжелою ношей... И вдруг в эту черную минуту отчаяния на Тома снизошло вдохновение! Именно вдохновение – блестящая, гениальная мысль.
Он взял кисть и спокойно принялся за работу. Вдруг вдали показался тот самый мальчишка, насмешек которого он боялся больше всего.
– Что, брат, заставляют работать?
Том круто повернулся к нему:
– А, это ты, Бен! А я и не заметил.
– Слушай-ка, я иду купаться. Небось, и тебе хочется, а? Но тебе, конечно, нельзя, придется работать.
Том посмотрел на него и сказал:
– Что ты называешь работой?
– А разве это не работа?
– Может, работа, а может, и нет. Я знаю только одно: Тому Сойеру она по душе... Разве мальчишкам каждый день достается белить заборы?.. Из тысячи... даже, пожалуй, из двух тысяч мальчиков найдется только один, кто сумел бы выполнить это как следует...
…Если бы известка не кончилась, он разорил бы всех ребят этого города. Сам того не ведая, он открыл закон, управляющий поступками людей, а именно: для того, чтобы человек страстно захотел обладать какой-либо вещью, эта вещь должна достаться ему как можно труднее.
• Каким образом Тому удалось убедить ребят, что белить заборы – большая честь и редкое удовольствие?

Итак, чтобы управлять своими или чужими интересами, необходимо соблюдать следующие условия:
1) добровольность – цели, поставленные перед собой самим человеком, достигаются легче, чем цели, навязанные другими;
2) постепенность – следует дозировать усилия, увеличивая их постепенно;
3) положительные эмоции – «усилие на грани приятного» – заниматься надо до тех пор, пока дело в радость, а не в тягость.

МЕТОДИКА «КАРТА ИНТЕРЕСОВ»
Пятый урок в 8–9 классах

В качестве вступительного слова можно рассказать ученикам историю Генриха Шлимана как пример устойчивого интереса, результатом которого стало величайшее археологическое открытие.
С обыденной точки зрения поведение Шлимана – чудачество. Ведь у него было все, что, казалось бы, нужно для счастья – положение в обществе и богатство. Но все это было для Шлимана не целью, а только средством достижения цели. По мере взросления детские мечты рассеиваются, если только они не подкреплены таким устойчивым интересом, как у Шлимана. Интерес помогает преодолеть все препятствия на пути к цели.
Если в первом полугодии вы провели занятие по теме «Темперамент и профессия», напомните детям об особенностях темпераментов и расскажите, как интересы связаны с особенностями темперамента человека (у холериков и сангвиников интересы широкие, но изменчивые, а у меланхоликов и флегматиков интересы устойчивые и глубокие).
• Каким темпераментом скорее всего обладал Шлиман?

Методика определения интересов

У каждого ученика на столе лежит бланк ответов.
Ученики, выслушав очередное из нижеследующих утверждений, ставят в бланке ответов рядом с номером «+», если им нравится выполнять эти действия, и «—», если не нравится. Если сомневаются – ставят «?». Чем искреннее они ответят на все вопросы, тем точнее будет результат.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50

Итак, учитель читает.
Мне нравится…
1. Узнавать об открытиях в области физики и математики.
2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.
3. Выяснять устройство электроприборов.
4. Читать научно-популярные технические журналы.
5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.
6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях.
7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.
8. Наблюдать за работой медсестры, врача.
9. Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.
10. Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.
11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями.
12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии.
13. Ремонтировать бытовые электроприборы.
14. Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.
15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.
16. Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.
17. Участвовать в общественной жизни школы, города.
18. Объяснять одноклассникам учебный материал.
19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.
20. Соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни.
21. Проводить опыты по физике.
22. Ухаживать за животными, растениями.
23. Читать статьи об электронике и радиотехнике.
24. Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.
25. Коллекционировать камни, минералы.
26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.
27. Читать биографии известных политиков, книги по истории.
28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим школьникам.
29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов.
30. Участвовать в военных играх, походах.
31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.
32. Замечать и объяснять природные явления.
33. Собирать и ремонтировать компьютеры.
34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.
35. Участвовать в географических, геологических экспедициях.
36. Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.
37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом.
38. Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.
39. Искать и находить способы зарабатывания денег.
40. Заниматься физической культурой и спортом.
41. Участвовать в физико-математических олимпиадах.
42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.
43. Разбираться в принципах работы электроприборов.
44. Разбираться в принципах работы различных механизмов.
45. «Читать» географические и геологические карты.
46. Участвовать в спектаклях, концертах.
47. Изучать политику и экономику других стран.
48. Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.
49. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.
50. Участвовать в спортивных соревнованиях.
Ученики подсчитывают количество плюсов в каждой из десяти колонок.
Десять колонок – это десять возможных направлений профессиональной деятельности:
1 – физика и математика;
2 – химия и биология;
3 – радиотехника и электроника;
4 – механика и конструирование;
5 – геогра­фия и геология;
6 – литература и искусство;
7 – история и политика;
8 – педагогика и медицина;
9 – предпринимательство и домоводство;
10 – спорт и военное дело.
Итоги. Чем больше балл в колонке, тем выше интерес. Максимальный балл – пять – говорит о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности.
Чем меньше баллов, тем слабее интерес.
Если сумма баллов ни в одном столбце не превышает два балла, значит, профессиональные интересы еще не сформированы.

Обсуждение

Когда ребята подсчитают число баллов, скажите, что каждая строка – это направление профессиональной деятельности, фактически – десять профилей обучения. Чем больше баллов, тем выше интерес к этому виду деятельности.
Попросите поднять руки тех, у кого больше всего баллов в первой, второй и т.д. строке, только затем раскрывая значение этих шкал. Можно предложить ребятам угадать, что обозначают эти шкалы.
Поинтересуйтесь, у кого результаты совпали с собственными представлениями о себе. Те, у кого совпали, радуются.
Однако так же важно спросить, у кого результаты методики не совпали с их интересами, и пояснить, что это еще более ценный результат, потому что открывает новые возможности и варианты, расширяет представление о себе.

Примечание

В каждом классе есть ребята, проявляющие слабый интерес ко всем предметам. Хотя по одной методике нельзя делать определенных выводов, на этих ребят следует обратить внимание, потому что у них могут быть проблемы с самооценкой, низкая мотивация.
Ученики с высокими баллами по нескольким шкалам нередко испытывают другие трудности – не могут выбрать из нескольких вариантов. Групповая консультация не может помочь всем – есть более сложные случаи, которые могут рассматриваться только в ходе индивидуальной консультации психолога.
Результаты работы по данной методике могут учитываться при комплектовании профильных классов.

Продолжение следует

TopList