Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №2/2008

Архив

Особые дети

Мизансцена советской школы, которую мы помним по собственному детству, – учитель, сидящий за столом, и дети, неподвижно застывшие за партами. Заметные отклонения от этого стандарта, увы, до сих пор вызывают настороженность у многих учителей. Между тем сегодняшним детям, пожалуй, труднее сидеть на уроке, чинно сложа руки на парте. Ведь, по свидетельству специалистов, сегодня чуть ли не каждый третий ученик в классе – в группе риска по здоровью.
Этим детям (как, впрочем, и всем остальным) гораздо полезнее уставать от активности, нежели от безделья. Но многие педагоги по-прежнему ориентируются на всеобщую тишину и неподвижность на уроке, пытаясь гасить любые неожиданные проявления учеников. На этом фоне гипердинамичный ребенок в классе – «тайфун», «цунами»! Куда там вглядываться в его качества и искать к нему подход… Но именно спокойный и внимательный взгляд со стороны ему больше всего и требуется.
Если мы сами готовы к неожиданностям, то никакие неожиданности в поведении учеников не поставят в тупик. И выход всегда найдется…

Лидия Филякина ,
учитель с многолетним стажем

«Живчики» на школьных уроках

Несколько подсказок в помощь учителю

Если таким детям не уделять особого внимания, они все вокруг себя разрушают. Они не могут оставаться полностью предоставленными самим себе. И начнут добиваться внимания любой ценой. Но и давить на них ни в коем случае нельзя.

Свободное пространство

В моем классе пространство комнаты всегда было разделено таким образом: на первом плане, ближе к доске, стояли школьные парты. А в конце, возле дальней стены, находились столики с разными детскими играми. Любой ученик мог уйти в конец класса, когда чувствовал, что устал и не может больше участвовать в уроке. А порой я сама туда кого-нибудь отправляла или даже за ручку отводила, если было видно, что ребенку это необходимо.
А еще я поняла, что в классе обязательно надо сделать шведскую стенку, чтобы ученики могли ей воспользоваться – пойти и покрутиться на ней, подвигаться, переключить внимание. Потом они всегда очень быстро возвращались. Но возможность подвигаться на уроке помогала им, тут же успокаивала.
Другие учителя, когда узнавали об этом, порой удивлялись: как же так? А весь класс разве не захочет вместо урока пойти поиграть или забраться на шведскую стенку? Но я им объясняла в ответ: все зависит от организации ваших занятий. Если у вас на уроке ничего интересного не происходит, нет увлекательной общей работы, то, может быть, все разбегутся. А найдете, чем заинтересовать и озадачить детей, так никто и не захочет уходить.
У меня большинство учеников до этих столиков с играми только быстренько добегали, а потом обратно возвращались. Они боялись пропустить что-нибудь интересное… Но им важны были эти несколько минут, когда они могли побыть наедине с собой, – по дороге к противоположной стороне класса.

Моменты переключения

Особенно такие моменты переключения необходимы гиперактивным детям. И тут подойдут разные способы. Например, можно просто попросить ребенка пойти и намочить тряпочку для доски в туалете. Ему уже хватит этих нескольких минут движения, чтобы восстановиться и прийти в себя.
Или ему можно предложить подойти к кому-то в классе и посоветовать, как лучше справиться с каким-то заданием. Но тут важно, чтобы дети умели принимать помощь и оказывать ее – без давления друг на друга. Над этим надо специально работать.
Что еще важно… У каждого гиперактивного ребенка – своя особая норма, свой уровень внимания и утомляемости. Им требуется более частая, чем у других детей, смена занятий. Нужно давать таким ученикам на уроке особые задания, которые подходили бы к их внутреннему ритму и возможностям. Время от времени шептать им на ушко: «А сейчас вот то-то сделай или это попробуй».

Возможность побыть лидером

Фокусничать, кричать и подпрыгивать такие дети начинают, когда им нечем заняться на уроке. Если у них нет определенного дела для себя, они пытаются выбиться в лидеры, привлечь всеобщий интерес. Им важно чувствовать на себе чье-то внимание. Зачастую это как раз очень талантливые дети, которые легко соображают. Бывает, они схватывают что-то настолько хорошо и быстро, что не всегда могут сами понять, как они нашли ответ.
И тут важно не добиваться от них подробного объяснения, а вовлекать их в общий разговор с классом. Предложите одноклассникам: «А давайте отгадаем, как Петя нашел ответ? Каким путем он рассуждал? Как ему удалось натолкнуться на правильное решение?»
Кстати, лидерство организует гиперактивного ребенка лучше, чем что-либо другое. Надо дать ему возможность побыть в центре внимания или хотя бы высказаться раньше других, поскольку у него быстрее рождается решение. Он быстрее соображает. И он должен чувствовать, что эту его способность оценили по достоинству. Ведь гиперактивные дети – вовсе не «моторчики», безразличные к окружающим. Им очень хочется быть хорошими, нравиться другим людям, хочется почувствовать, что их принимают и ценят.

Особый подход

В исполнении домашних заданий тоже нужен особый подход. Например, можно разрешить такому ученику писать только ответы на задания, не записывая всю последовательность решений…
Если прямо на уроке у вас что-то не получается с гиперактивным учеником, отвлекитесь на минуту на кого-то другого, отведите в сторону взгляд, чтобы не входить в конфронтацию. Потом вернетесь снова к нему, и решение, может быть, даже родится само.
Главное – ни себя не укорять, ни его не укорять. При внимательном и чутком наблюдении станет понятно, что именно нужно в данный момент конкретному ребенку.

Серьезная ошибка

Самая серьезная ошибка, которую можно совершить с гиперактивным учеником, – это жаловаться на него родителям или другим учителям, особенно в присутствии других детей. Тут уж чем больше учитель наговаривает на ребенка, обвиняя его в несобранности, невнимании, непослушании, тем больше тот будет озлобляться и протестовать.
Идти на обострение отношений, требовать от такого ребенка: «Замолчи! Сиди смирно!» – это наихудший вариант. Учителю часто приходится советоваться с родителями гиперактивного ученика или что-то им подсказывать. А какой уж тут может быть спокойный разговор, если вы с ним уже в конфликте и уже отовсюду его выгнали. Важно строить отношения так, чтобы родители были вашими советчиками.

TopList