Архив
Светлана Дьячкова ;
Всеволод Луховицкий
Юридический справочник школьника в вопросах и ответах
Наказания в школе
Самое главное правило в вопросах дисциплины – она должна поддерживаться на основе уважения человеческого достоинства учеников и всех работников школы. Применение методов физического и психического воздействия по отношению к ученикам не допускается.
Но это не значит, что любые наказания в школе запрещены. На уроках и в жизни школы вообще должен быть порядок. Правила жизни в школе записаны в ее Уставе или специальных локальных актах. Те, кто нарушает их, могут подвергнуться наказанию, не связанному с физическим и психическим насилием.
• Что делать, если учитель оскорбляет, унижает меня?
→ Такое поведение учителя недопустимо. Найдите свидетелей произошедшего и действуйте так, как описано в вопросах, относящихся к сфере защиты ваших прав (см. стр. 22. – Прим. ред.).
• Что делать, если кто-то из взрослых в школе меня ударил?
→ Прежде всего постарайтесь собрать доказательства того, что это в самом деле произошло. Найдите свидетелей. Обратитесь в школьный медицинский кабинет, поликлинику или травмпункт. Там врач официально подтвердит (даст справку), что у вас есть следы побоев (синяк, ссадина и т.д.). После этого можно добиваться наказания виновного работника школы (см. стр. 22. – Прим. ред.).
(Для любознательных. Если проблему не удастся решить в школе, то можно обращаться в другие организации за помощью. Ваши родители могут обратиться в окружное Управление образования, в Департамент образования, к Уполномоченному по правам ребенка. Самым серьезным шагом в этом случае будет обращение в милицию или в суд.)
• Правда ли, что за прогулы и хулиганство могут отправить в какую-то спецшколу?
→ Такие школы официально называется «специальными учебно-воспитательными учреждениями для детей и подростков с девиантным поведением». То есть с поведением, опасным для других людей, отклоняющимся от обычного поведения людей по отношению друг к другу. Хулиганство и отказ ходить в школу относятся к девиантному поведению. Такие школы призваны изменить опасное поведение, помочь ученику решить проблемы, которые привели его сюда, дать ему возможность получить общее среднее или специальное образование.
(Для любознательных. Спецшколы могут быть открытыми или закрытыми. В школы открытого типа можно попасть за постоянное совершение нетяжелых правонарушений, отказ ходить в обычную школу. Для отправки туда необходимы: заключение психолого-медико-педагогического консилиума; рекомендация комиссии по делам несовершеннолетних по месту жительства; заявление родителей (лиц, их заменяющих); согласие самого подростка. Он должен быть старше 15 лет.
В учреждения закрытого типа отправляют подростков от 11 до 18 лет за совершения уголовных преступлений. Из него нельзя уйти по собственному желанию. Решение о направлении в такое учреждение может принять только суд.)
• Учителя постоянно твердят мне, что меня скоро исключат из школы. За что и как могут исключить?
→ Исключить из школы очень сложно. Во-первых, исключить можно только с 15 лет. Во-вторых, должны быть очень серьезные причины – «неоднократные грубые нарушения Устава школы» (как это предусмотрено в ст. 19 Закона «Об образовании»). Наконец, решение об исключении Совет школы принимает только с учетом мнения родителей и комиссии по делам несовершеннолетних.
(Для любознательных. Если ученик исключен из школы, то это не значит, что он может делать, что ему заблагорассудится: комиссия по делам несовершеннолетних должна в течение месяца обеспечить его трудоустройство или продолжение обучения в других учебных заведениях.)
• Можно ли исключить из школы временно?
→ Нет, нельзя. В Законе «Об образовании» такой меры наказания не предусмотрено. В некоторых школах в Уставе или в других локальных актах есть специальный пункт о «временном отстранении от занятий». Решение об этом принимает Совет школы в присутствии ученика и его родителей. Как правило, с родителей берется расписка о том, что в течение определенного времени (от двух дней до двух недель) ребенок будет находиться дома под присмотром взрослых.
(Для любознательных. Просто так никто не может сказать ученику: «Я не разрешаю тебе приходить на уроки». Во-первых, право на получение образования – одно из основных социальных прав человека, и никого нельзя лишить этого права, за исключением ситуации, описанной в предыдущем вопросе. Во-вторых, все то время, которое ребенок проводит в школе, за его жизнь, здоровье и безопасность отвечают учителя и школьная администрация. Где будет находиться и чем заниматься «временно исключенный» ученик? Кто будет за него отвечать?)
• Что мне делать, если я опоздал на урок?
→ Вы должны постараться сделать все возможное, чтобы вам разрешили присутствовать на уроке. Выбор конкретного варианта поведения зависит от нескольких обстоятельств.
Во-первых, необходимо знать, есть ли в школе какие-либо локальные акты, регулирующие решение этой проблемы. Так, например, во многих школах опоздавший ученик должен взять у дежурного администратора или классного руководителя допуск на урок. Есть школы, в которых ученики (как правило, старшеклассники) могут находиться во время уроков в библиотеке.
Если же никаких правил по этому поводу нет, ориентируйтесь на требования конкретного учителя-предметника. Помните, что никому не нравится, если его прерывают на полуслове посреди работы.
(Для любознательных. Если, опоздав к началу урока, вы остаетесь вне школы или пребываете в каком-либо школьном помещении (холле, коридоре, туалете), то вы таким поведением подводите учителя, который должен знать, где вы находитесь и почему вы не на уроке. Известно много случаев, когда учителям приходилось нести даже уголовную ответственность за то, что произошло с пропустившим урок ребенком.)
• Что делать в случае конфликта с учителем, представителем администрации школы или обслуживающего персонала? Как отстаивать свои права?
Итак, вы решили отстаивать свое право и добиваться соблюдения закона.
→ Четко сформулируйте, какое именно ваше право или право кого-то из ваших товарищей вам кажется нарушенным. Опирайтесь на советы, изложенные в этой книге, и на соответствующую статью в законах. Определите, чего вы собираетесь добиваться, какие результаты вас устроят. Посоветуйтесь о ситуации с родителями или с другими людьми, которым вы доверяете.
→ Еще раз проверьте все обстоятельства произошедшего, соберите дополнительную информацию. Если что-то случилось не с вами лично, а с вашими знакомыми, дополнительная проверка нужна обязательно.
→ Если есть возможность, постарайтесь сразу же найти свидетелей нарушения, которые подтвердят ваши слова, и начните собирать союзников. Вместе отстоять любое право легче.
→ Начните с переговоров. Вполне возможно, что другая сторона видит ситуацию иначе. Вежливо изложите свою точку зрения, сразу же сошлитесь на законы и на свидетельства очевидцев. Выслушайте доводы другой стороны. Постарайтесь понять их логику и еще раз оценить, насколько права каждая сторона, насколько ее действия соответствуют закону. Если ваше мнение не изменилось, изложите свои требования. Будьте вежливы, но настойчивы.
→ Если конфликт не удалось решить во время первых переговоров, продумайте, что делать дальше. Попробуйте поговорить с учителем, которому вы доверяете, классным руководителем, попросите их помочь. Вполне возможно, они сумеют повлиять на того, с кем у вас конфликт.
→ Если это не помогло, обратитесь на уровень выше. Если у вас конфликт с учителем или с охранником, обратитесь к администрации школы – к завучу, директору или в Совет школы. Здесь будет нелишней поддержка кого-то из учителей, родителей, других учеников. Вежливо и четко изложите ситуацию, расскажите о ваших требованиях. Возможно, администрация школы сразу же устроит встречу всех сторон для совместного обсуждения.
→ Тогда же вы можете обратиться с официальной просьбой о проведении дисциплинарного расследования действий того, кто нарушал ваши права. В комиссию, которая будет заниматься расследованием, имеют право войти выборные представители учеников. Добивайтесь сами и с помощью родителей, чтобы представители учеников обязательно были в нее включены. По результатам расследования комиссии администрация должна принять какое-то решение, например, наложить взыскание на виновного или оправдать его.
→ Если администрация не идет вам навстречу, вы можете проводить во внеурочное время собрания по поводу защиты своих нарушенных прав. Правила проведения таких собраний должны быть описаны в Уставе школы. Если там этих правил нет, администрация обязана предоставить вам любое выбранное вами место на территории школы и не мешать вам. На собрание можно пригласить представителей администрации или прессы. Хорошо, если будет принят официальный документ – обращение или требования к администрации, будут выбраны представители для переговоров, для участия в комиссии и т. д.
→ Родители могут провести собственное собрание, обсудить на нем произошедшее, официально оформить свое решение и обратиться с требованиями к администрации школы.
→ Если решение администрации вас не устраивает, вы сами (выборные представители учеников) или ваши родители можете обратиться за помощью в специальные государственные органы, например в окружное Управление образования, Департамент образования или в суд.
→ Помощь также могут оказать общественные и правозащитные организации, которые занимаются защитой прав детей, местная и городская пресса.
→ Несколько полезных сайтов:
http://ombudsman.mos.ru / Уполномоченный по правам ребенка в Москве; http://pravorebenka.narod.ru/index.html Региональная общественная организация содействия защите прав детей «Право ребенка»; http://www.zagr.ru / Межрегиональная общественная благотворительная правозащитная организация Комитет «За гражданские права»; http://doroga.karelia.ru / Юниорский союз «Дорога» (г. Петрозаводск); www.humanrightsural.ru / Детская региональная правозащитная общественная организация «Змееныш» (г. Екатеринбург); eduworld.udm.net / Общественно-педагогическая газета «Ижевск школьный»; http://www.teachers.net.ru / Межрегиональная общественная организация «Учителя за свободу убеждений»